Файл: Рабочая программа дисциплины (модуля) Теория систем и системный анализ (Наименование дисциплины (модуля).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Факультет Компьютерных наук и телекоммуникаций

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета
_____________________С.П. Белов
"_____"__________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)

Теория систем и системный анализ

(Наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки

230700 Прикладная информатика
Профиль подготовки

_____________________
Квалификация (степень) выпускника

(Бакалавр, магистр, специалист)

Бакалавр
Форма обучения

______________очная_____________

(очная, очно-заочная и др.)

Белгород, 2012г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специалист с квалификацией бакалавр по направлению 230700 «Прикладная информатика», должен на достаточно высоком уровне владеть основами информационно-аналитической деятельности, методами и средствами системного анализа слабоструктурированных предметных областей. Сюда, прежде всего, следует отнести принципы информационно-аналитической деятельности, методы системного анализа, средства автоматизации моделирования систем и процессов.

В связи со сказанным выше целями и задачами дисциплины являются: дать теоретические знания по основным направлениям, которые используются для моделирования деятельности и принятия решений по изменению деятельности в том или ином направлении экономики или других видах деятельности. Дать практические навыки по использованию программных и компьютерных средств управленцам всех видов предприятий и организаций, рассматриваемых в системном аспекте.

Согласно примерному учёбному плану специальности дисциплина «Теория систем и системный анализ» изучается в течение 3-го семестра. Она разбита на следующие основные блоки: основные понятия системных исследований и принципы системного подхода; основные понятия ноосферного системного подхода (системологии); основы теории систем; методы и средства системного анализа.


Преподавание дисциплины «Теория систем и системный анализ»» опирается на содержание изученных ранее учебных дисциплин: «Философия», «Дискретная математика», «Информатика». Предполагается, что полученные в результате изучения данного курса знания основ информационно-аналитической деятельности, методов и средств системного анализа будут использоваться при освоении следующих дисциплин: «Проектирование информационных систем», «Управление информационными ресурсами», «Управление информационными системами», «Информационные системы и технологии».

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать: основные понятия, методы и модели теории систем и системного анализа; принципы системного подхода; системологические и когнитивные основы информационно-аналитической деятельности; методики проведения системного анализа; инструментальные средства системного анализа; как проектируют и управляют системой; закономерности построения, функционирования и развития систем целеобразования; какие методы необходимо использовать, чтобы контролировать работу системы и принимать решения, связанные с ее структурными и функциональными преобразованиями.

Уметь: применять системный подход при проведении анализа слабоструктурированной и слабо формализованной информации; применять компьютерные средства системного анализа; использовать стандарты и методы моделирования; работать с компьютером, используемом для реализации необходимых методов в управлении; использовать нужные программы (методы) в нужной ситуации; ставить задачу на создание программ и на покупку нужных компьютеров; выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции систем управления; проводить системный анализ прикладной области; связывать работу конкретной системы с другими системами и с экономикой в целом, учитывая факторы рынка (маркетинговых исследований); владеть навыками работы с инструментами системного анализа.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-5, ОК-7, ОК-14, ПК-2, ПК-5, ПК-8; ПК-17, ПК-21.



Учебные занятия проводятся в форме лекций и лабораторных занятий в учебных аудиториях. Предполагается, что в процессе освоения методов информационно-аналитической деятельности будут использоваться средства вычислительной техники.

1.1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин. В дополнение к другим дисциплинам цикла рассматривает объекты и различные предметные области с единой, универсальной точки зрения. А также, в отличии от других дисциплин цикла, занимается содержательным, а не формальным анализом предметной области.

Преподавание дисциплины «Теория систем и системный анализ»» опирается на содержание изученных ранее учебных дисциплин: «Философия», «Дискретная математика», «Информатика». Предполагается, что полученные в результате изучения данного курса знания основ информационно-аналитической деятельности, методов и средств системного анализа будут использоваться при освоении следующих дисциплин: «Проектирование информационных систем», «Управление информационными ресурсами», «Управление информационными системами», «Информационные системы и технологии».
1.2.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Теория систем и системный анализ» являются: дать теоретические знания по основным направлениям, которые используются для моделирования деятельности и принятия решений по изменению деятельности в том или ином направлении экономики или других видах деятельности. Дать практические навыки по использованию программных и компьютерных средств управленцам всех видов предприятий и организаций, рассматриваемых в системном аспекте.

Упомянутые выше цели соответствуют общей задаче подготовки бакалавров по направлению 230700 «Прикладная информатика», в части «проведения обследований в прикладной области …, моделирование прикладных и информационных процессов, формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов …».

Дисциплин призвана обеспечить следующие общекультурные способности: самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию; понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества; применять основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.


Дисциплин призвана обеспечить следующие профессиональные способности: использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии; осуществлять и обеспечивать выбор проектных решений; проводить обследование организаций, формировать требования к информационным системам, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов; применять методы анализа прикладной области на концептуальном и логическом уровнях; применять системный подход при решении задач.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать: основные понятия, методы и модели теории систем и системного анализа; принципы системного подхода; системологические и когнитивные основы информационно-аналитической деятельности; методики проведения системного анализа; инструментальные средства системного анализа; как проектируют и управляют системой; закономерности построения, функционирования и развития систем целеобразования; какие методы необходимо использовать, чтобы контролировать работу системы и принимать решения, связанные с ее структурными и функциональными преобразованиями.

Уметь: применять системный подход при проведении анализа слабоструктурированной и слабо формализованной информации; применять компьютерные средства системного анализа; использовать стандарты и методы моделирования; работать с компьютером, используемом для реализации необходимых методов в управлении; использовать нужные программы (методы) в нужной ситуации; ставить задачу на создание программ и на покупку нужных компьютеров; выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции систем управления; проводить системный анализ прикладной области; связывать работу конкретной системы с другими системами и с экономикой в целом, учитывая факторы рынка (маркетинговых исследований); владеть навыками работы с инструментами системного анализа.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):


ОК-5, ОК-7, ОК-14.

1..3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-2, ПК-5, ПК-8; ПК-17, ПК-21.
1.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-5
ОК- 7
ОК-14

3-1

Знать методы и способы приобретения и использования в практической деятельности новых знаний и умений

3-2

Знать проблемы развития современного информационного общества

З-3

Знать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий

ПК-2

ПК-5

ПК-8

ПК-17
ПК-21

3-4

Знать методы системного анализа социально-экономических проблем и процессов

3-5

Знать методы выбора проектных решений

З-6

Знать методы обследование организаций и формирования требований к информационным системам

З-7

Знать методы анализа прикладной области на концептуальном и логическом уровнях

З-8

Знать принципы системного подхода к решению задач



2) Уметь:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-5

ОК- 7
ОК-14

У-1

Уметь приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию

У-2

Уметь понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества

У-3

Уметь применять основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий

ПК-2

ПК-5
ПК-8


ПК-17
ПК-21

У-4

Уметь использовать методы системного анализа социально-экономических проблем и процессов

У-5

Уметь осуществлять и обеспечивать выбор проектных решений

У-6

Уметь проводить обследование организаций, формировать требования к информационным системам, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов

У-7

Уметь применять методы анализа прикладной области на концептуальном и логическом уровнях

У-8

Уметь применять системный подход при решении задач