Файл: Рабочая программа дисциплины (модуля) Теория систем и системный анализ (Наименование дисциплины (модуля).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Факультет Компьютерных наук и телекоммуникаций
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
_____________________С.П. Белов
"_____"__________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория систем и системный анализ
(Наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки
230700 Прикладная информатика
Профиль подготовки
_____________________
Квалификация (степень) выпускника
(Бакалавр, магистр, специалист)
Бакалавр
Форма обучения
______________очная_____________
(очная, очно-заочная и др.)
Белгород, 2012г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специалист с квалификацией бакалавр по направлению 230700 «Прикладная информатика», должен на достаточно высоком уровне владеть основами информационно-аналитической деятельности, методами и средствами системного анализа слабоструктурированных предметных областей. Сюда, прежде всего, следует отнести принципы информационно-аналитической деятельности, методы системного анализа, средства автоматизации моделирования систем и процессов.
В связи со сказанным выше целями и задачами дисциплины являются: дать теоретические знания по основным направлениям, которые используются для моделирования деятельности и принятия решений по изменению деятельности в том или ином направлении экономики или других видах деятельности. Дать практические навыки по использованию программных и компьютерных средств управленцам всех видов предприятий и организаций, рассматриваемых в системном аспекте.
Согласно примерному учёбному плану специальности дисциплина «Теория систем и системный анализ» изучается в течение 3-го семестра. Она разбита на следующие основные блоки: основные понятия системных исследований и принципы системного подхода; основные понятия ноосферного системного подхода (системологии); основы теории систем; методы и средства системного анализа.
Преподавание дисциплины «Теория систем и системный анализ»» опирается на содержание изученных ранее учебных дисциплин: «Философия», «Дискретная математика», «Информатика». Предполагается, что полученные в результате изучения данного курса знания основ информационно-аналитической деятельности, методов и средств системного анализа будут использоваться при освоении следующих дисциплин: «Проектирование информационных систем», «Управление информационными ресурсами», «Управление информационными системами», «Информационные системы и технологии».
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать: основные понятия, методы и модели теории систем и системного анализа; принципы системного подхода; системологические и когнитивные основы информационно-аналитической деятельности; методики проведения системного анализа; инструментальные средства системного анализа; как проектируют и управляют системой; закономерности построения, функционирования и развития систем целеобразования; какие методы необходимо использовать, чтобы контролировать работу системы и принимать решения, связанные с ее структурными и функциональными преобразованиями.
Уметь: применять системный подход при проведении анализа слабоструктурированной и слабо формализованной информации; применять компьютерные средства системного анализа; использовать стандарты и методы моделирования; работать с компьютером, используемом для реализации необходимых методов в управлении; использовать нужные программы (методы) в нужной ситуации; ставить задачу на создание программ и на покупку нужных компьютеров; выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции систем управления; проводить системный анализ прикладной области; связывать работу конкретной системы с другими системами и с экономикой в целом, учитывая факторы рынка (маркетинговых исследований); владеть навыками работы с инструментами системного анализа.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-5, ОК-7, ОК-14, ПК-2, ПК-5, ПК-8; ПК-17, ПК-21.
Учебные занятия проводятся в форме лекций и лабораторных занятий в учебных аудиториях. Предполагается, что в процессе освоения методов информационно-аналитической деятельности будут использоваться средства вычислительной техники.
1.1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин. В дополнение к другим дисциплинам цикла рассматривает объекты и различные предметные области с единой, универсальной точки зрения. А также, в отличии от других дисциплин цикла, занимается содержательным, а не формальным анализом предметной области.
Преподавание дисциплины «Теория систем и системный анализ»» опирается на содержание изученных ранее учебных дисциплин: «Философия», «Дискретная математика», «Информатика». Предполагается, что полученные в результате изучения данного курса знания основ информационно-аналитической деятельности, методов и средств системного анализа будут использоваться при освоении следующих дисциплин: «Проектирование информационных систем», «Управление информационными ресурсами», «Управление информационными системами», «Информационные системы и технологии».
1.2.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Теория систем и системный анализ» являются: дать теоретические знания по основным направлениям, которые используются для моделирования деятельности и принятия решений по изменению деятельности в том или ином направлении экономики или других видах деятельности. Дать практические навыки по использованию программных и компьютерных средств управленцам всех видов предприятий и организаций, рассматриваемых в системном аспекте.
Упомянутые выше цели соответствуют общей задаче подготовки бакалавров по направлению 230700 «Прикладная информатика», в части «проведения обследований в прикладной области …, моделирование прикладных и информационных процессов, формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов …».
Дисциплин призвана обеспечить следующие общекультурные способности: самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию; понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества; применять основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Дисциплин призвана обеспечить следующие профессиональные способности: использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии; осуществлять и обеспечивать выбор проектных решений; проводить обследование организаций, формировать требования к информационным системам, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов; применять методы анализа прикладной области на концептуальном и логическом уровнях; применять системный подход при решении задач.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать: основные понятия, методы и модели теории систем и системного анализа; принципы системного подхода; системологические и когнитивные основы информационно-аналитической деятельности; методики проведения системного анализа; инструментальные средства системного анализа; как проектируют и управляют системой; закономерности построения, функционирования и развития систем целеобразования; какие методы необходимо использовать, чтобы контролировать работу системы и принимать решения, связанные с ее структурными и функциональными преобразованиями.
Уметь: применять системный подход при проведении анализа слабоструктурированной и слабо формализованной информации; применять компьютерные средства системного анализа; использовать стандарты и методы моделирования; работать с компьютером, используемом для реализации необходимых методов в управлении; использовать нужные программы (методы) в нужной ситуации; ставить задачу на создание программ и на покупку нужных компьютеров; выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции систем управления; проводить системный анализ прикладной области; связывать работу конкретной системы с другими системами и с экономикой в целом, учитывая факторы рынка (маркетинговых исследований); владеть навыками работы с инструментами системного анализа.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-5, ОК-7, ОК-14.
1..3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК-2, ПК-5, ПК-8; ПК-17, ПК-21.
1.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-5 ОК- 7 ОК-14 | 3-1 | Знать методы и способы приобретения и использования в практической деятельности новых знаний и умений |
3-2 | Знать проблемы развития современного информационного общества | |
З-3 | Знать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий | |
ПК-2 ПК-5 ПК-8 ПК-17 ПК-21 | 3-4 | Знать методы системного анализа социально-экономических проблем и процессов |
3-5 | Знать методы выбора проектных решений | |
З-6 | Знать методы обследование организаций и формирования требований к информационным системам | |
З-7 | Знать методы анализа прикладной области на концептуальном и логическом уровнях | |
З-8 | Знать принципы системного подхода к решению задач |
2) Уметь:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-5 ОК- 7 ОК-14 | У-1 | Уметь приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию |
У-2 | Уметь понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества | |
У-3 | Уметь применять основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий | |
ПК-2 ПК-5 ПК-8 ПК-17 ПК-21 | У-4 | Уметь использовать методы системного анализа социально-экономических проблем и процессов |
У-5 | Уметь осуществлять и обеспечивать выбор проектных решений | |
У-6 | Уметь проводить обследование организаций, формировать требования к информационным системам, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов | |
У-7 | Уметь применять методы анализа прикладной области на концептуальном и логическом уровнях | |
У-8 | Уметь применять системный подход при решении задач |