Файл: Рабочая программа дисциплины (модуля) Теория систем и системный анализ (Наименование дисциплины (модуля).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Владеть
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-5 ОК- 7 ОК-14 | В-1 | Владеть методами и способами приобретения и использования в практической деятельности новых знаний и умений |
В-2 | Владеть пониманием сущности и проблем развития современного информационного общества | |
В-3 | Владеть основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий | |
ПК-2 ПК-5 ПК-8 ПК-17 ПК-21 | В-4 | Владеть методами системного анализа социально-экономических проблем и процессов |
В-5 | Владеть приемами выбора проектных решений | |
В-6 | Владеть методами технологиями обследования организаций, формирования требований к информационным системам, участия в реинжиниринге прикладных и информационных процессов | |
В-7 | Владеть методами анализа прикладной области на концептуальном и логическом уровнях | |
В-8 | Владеть системным подходом к решению задач |
2. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||
№ 3 | № | № | № | |||
часов | часов | часов | часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Аудиторные занятия (всего) | 84 | 84 | | | | |
В том числе: | - | - | - | - | - | |
Лекции (Л) | 34 | 34 | | | | |
Практические занятия (ПЗ) | | | | | | |
Семинары (С) | 16 | 16 | | | | |
Лабораторные работы (ЛР) | 34 | 34 | | | | |
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего) | 60 | 60 | | | | |
В том числе: | - | - | - | - | - | |
Курсовой проект (работа) | КП | | | | | |
КР | | | | | | |
Другие виды СРС: | - | - | - | - | - | |
Расчетно-графические работы (РГР) | 38 | 38 | | | | |
Реферат (РЕФ) | | | | | | |
… | | | | | | |
… | | | | | | |
… | | | | | | |
СРС в период промежуточной аттестации | | | | | | |
Промежуточная аттестация | зачет (З), зачет с оценкой (ЗО) | ЗО | ЗО | | | |
экзамен (Э) | | | | | |
3. МАТРИЦА СООТНЕСЕНИЯ ТЕМ/РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ В НИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Разделы, темы, модули дисциплины | Кол-во часов | Компетенции | ||||||||
Общекуль-турные | Профессиональные | Σ Сумма компетенций | ||||||||
5 | 7 | 14 | 3 | 5 | 8 | 17 | 21 | |||
Тема 1. Системные исследования. | 8 | 2 | 3 | - | - | - | - | - | 3 | 8 |
Тема 2. Моделирование и анализ систем. Основные подходы. | 16 | - | 3 | 3 | - | - | - | 5 | 5 | 16 |
Тема 3. Технологии системного моделирования и анализа. | 48 | 2 | - | - | 8 | 7 | 12 | 12 | 7 | 48 |
Тема 4. Технология объектного моделирования и анализа. | 36 | 2 | - | - | 5 | 4 | 10 | 10 | 5 | 36 |
Тема 5. Технология системно-объектного моделирования и анализа | 36 | - | 3 | - | 4 | 4 | 10 | 10 | 5 | 36 |
| ||||||||||
Итого | 144 | 6 | 9 | 3 | 17 | 15 | 32 | 37 | 25 | 144 |
-
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела, темы учебной дисциплины | Содержание раздела, темы в дидактических единицах |
1 | 2 | 3 |
| Тема 1. Системные исследования. | 0,2 Структура самостоятельного научного направления по Г.П. Мельникову Структура системных исследований Эволюция системного подхода |
| Тема 2. Моделирование и анализ систем. Основные подходы. | 0,5 Традиционный системный подход Объектно-ориентированный подход Системология - системный подход ноосферного этапа развития науки |
| Тема 3. Технологии системного моделирования и анализа. | 1,3 Технология системно-структурного моделирования и анализа «3-View Modeling» Стандарты системного моделирования и анализа серии «Icam DEFinition» CASE-инструментарий системного моделирования и анализа |
| Тема 4. Технология объектного моделирования и анализа. | 1,0 UML - язык объектного моделирования. Требования к объектному моделированию бизнес-систем. CASE-инструментарий объектного моделирования и анализа |
| Тема 5. Технология системно-объектного моделирования и анализа | 1,0 Методология системно-объектного моделирования и анализа. Процедура системно-объектного моделирования и анализа. CASE-инструментарий системно-объектного моделирования и анализа. |
4.2. Лабораторный практикум или практикум (если планируется)
№ | Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) | Наименование лабораторных (практических) работ | Всего часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Технологии системного моделирования и анализа. | Моделирование систем средствами технологии 3VM | 6 |
2 | Технологии системного моделирования и анализа. | Моделирование систем средствами технологии IDEF0 | 6 |
3 | Технологии системного моделирования и анализа. | Моделирование систем средствами технологии IDEF3 | 6 |
4 | Технологии системного моделирования и анализа. | Моделирование систем смешанными средствами | 6 |
5 | Технология системно-объектного моделирования и анализа | Моделирование систем средствами технологии «Узел-Функция-Объект» | 6 |
6 | Технология системно-объектного моделирования и анализа | Применение CASE-средств для системно-структурного анализа деятельности организации. | 4 |
4.3. Примерный перечень вопросов, заданий, тестов для зачета/ экзамена:
-
Нарисуйте схему самостоятельного научного направления. -
Опишите причины возникновения системных исследований. -
Назовите компоненты системных исследований. -
Дайте определение системного подхода. -
Что такое системный анализ? -
Для решения каких проблем применяется системный анализ? -
Дайте определения принципам системного подхода. -
В чем отличия традиционного системного подхода от системологии? -
Назовите основные проблемы традиционного системного подхода. -
В чем состоит основное отличие понятия «система» от понятия «множество»? -
Что такое объектно-ориентированный анализ? -
Что такое объектно-ориентированное проектирование? -
Что такое объектно-ориентированное программирование? -
Назовите основные понятия объектно-ориентированного подхода. -
Что такое «UML»? -
Зачем необходима интеграция системно-структурного и объектно-ориентированного подходов? -
Дайте определение системы как функционального объекта? -
Что такое связь между системами с точки зрения системологии? -
Что такое внешняя детерминанта? -
Что такое внутренняя детерминанта? -
Что такое адаптация системы? -
Что такое эволюция системы? -
Какие понятия теории организации соответствуют каким понятиям системологии? -
Какие понятия логистики соответствуют каким понятиям системологии? -
Какие понятия инжиниринга бизнеса соответствуют каким понятиям системологии? -
Какие понятия объектно-ориентированного подхода соответствуют каким понятиям системологии? -
Что такое методология системного анализа 3VM? -
Опишите процесс построения модели информационной системы с помощью DFD-диаграмм. -
Что такое ERD-диаграммы? Для чего они используются? -
Что такое STD-диаграммы? -
Опишите процесс построения модели производственной системы с помощью IDEF0-диаграмм. -
Для чего применяются стандарты моделирования IDEF1 и IDEF1Х? -
В чем специфика моделирования процессов в соответствии со стандартом IDEF3? -
Что такое стандарт моделирования онтологий IDEF5? -
Опишите назначение и возможности CASE-инструментария системно-структурного моделирования и анализа (AllFusion Process Modeler). -
Что такое ФСА? Какие процедуры осуществляются в связи с этим с помощью AllFusion Process Modeler? -
В чем суть основных шагов по моделированию и анализу системы в терминах UML? -
Что такое «прецедент»? -
Какие существуют отношения между прецедентами? -
Что такое «кооперация»? Что такое «взаимодействие»? -
Какие существуют отношения между классами? -
Что такое «сообщение»? -
Как выглядит и для чего применяется диаграмма активности? -
Что такое рациональный Унифицированный Процесс создания ПО? Объясните, почему РУП является итеративным и инкрементным процессом. -
Что такое фазы РУП? Что такое рабочие процессы РУП? -
Каковы основные цели в фазе «Исследование»? -
Какие основные диаграммы используются в фазе «Исследование»? -
Что такое модель анализа? Что такое модель проектирования? -
Чем отличается объектно-ориентированный анализ от объектно-ориентированного проектирования? -
В чем состоит суть дихотомии «интерфейс/реализация»? -
Что такое каноническая форма представления системы? -
Каким образом описываются структурные свойства и поведение объектов? -
Каковы особенности объектной декомпозиции, отличающие ее от алгоритмической? -
Чем отличаются друг от друга П-модель и О-модель организации? -
Что такое субъект бизнес-системы и чем он отличается от актера? -
Какие существуют CASE-средства, поддерживающие UML? -
Каким образом система может быть представлена с трех сторон: как «узел», «функция» и «объект»? -
Как могут быть расклассифицированы связи между системами с содержательной и формальной точки зрения? -
Приведите классификацию организационных систем, связанную с классификацией связей. -
Опишите алгоритм построение моделей систем в виде иерархии «Узлов», «Функций» и «Объектов». -
Приведите пример описания системы в терминах УФО-подхода. -
Опишите особенности функционирования пакета «UFO-toolkit» как инструментария визуального графоаналитического моделирования. -
Почему пакет «UFO-toolkit» может рассматриваться как система, основанная на знаниях? -
Назовите основные категории элементов BPMN. -
Опишите элементы потока BPD-диаграмм «События». -
Опишите элементы потока BPD-диаграмм «Действия». -
Опишите элементы потока BPD-диаграмм «Шлюзы». -
Опишите соединяющие элементы BPD-диаграмм. -
Опишите зоны отвественности и артефекты BPD-диаграмм. -
Назовите правила соединения элементов потока с помощью «Потока операций». -
Назовите правила соединения элементов потока с помощью «Потока сообщений». -
Что такое BPEL? -
Что такое XPDL? -
Как взаимосвязаны стандарты BPMN, BPEL и XPDL? -
Привидите пример диаграммы в нотации BPMN. -
Нозовите примеры CASE-инструментария, поддерживающего нотацию BPMN. -
Назовите и объясните недостатки нотации BPMN.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
________% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
№ п/п | Разделы,темы, модули дисциплины | Образовательные технологии | Интерактивные методы и формы обучения |
1 | | 4 | 5 |
| Тема 1. Системные исследования. | Лекции | |
| Тема 2. Моделирование и анализ систем. Основные подходы. | Лекции, семинарские занятия | Разбор конкретных ситуаций |
| Тема 3. Технологии системного моделирования и анализа. | Лекции, лабораторные работы | Разбор конкретных ситуаций |
| Тема 4. Технология объектного моделирования и анализа. | Лекции, семинарские занятия | Расчетно-графическая работа |
| Тема 5. Технология системно-объектного моделирования и анализа | Лекции, лабораторные работы | Разбор конкретных ситуаций |