Файл: Рабочая программа дисциплины (модуля) Теория систем и системный анализ (Наименование дисциплины (модуля).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Владеть

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-5

ОК- 7
ОК-14

В-1

Владеть методами и способами приобретения и использования в практической деятельности новых знаний и умений

В-2

Владеть пониманием сущности и проблем развития современного информационного общества

В-3

Владеть основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий

ПК-2

ПК-5
ПК-8

ПК-17
ПК-21

В-4

Владеть методами системного анализа социально-экономических проблем и процессов

В-5

Владеть приемами выбора проектных решений

В-6

Владеть методами технологиями обследования организаций, формирования требований к информационным системам, участия в реинжиниринге прикладных и информационных процессов

В-7

Владеть методами анализа прикладной области на концептуальном и логическом уровнях

В-8

Владеть системным подходом к решению задач

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3







часов

часов

часов

часов

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия (всего)

84

84










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции (Л)

34

34










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

16

16










Лабораторные работы (ЛР)

34

34










Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

60

60










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

КП
















КР
















Другие виды СРС:

-

-

-

-

-

Расчетно-графические работы (РГР)

38

38










Реферат (РЕФ)



































































СРС в период промежуточной аттестации
















Промежуточная аттестация

зачет (З), зачет с оценкой (ЗО)

ЗО

ЗО










экзамен (Э)

















3. МАТРИЦА СООТНЕСЕНИЯ ТЕМ/РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ В НИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Разделы, темы,
модули
дисциплины


Кол-во
часов


Компетенции

Общекуль-турные

Профессиональные

Σ

Сумма компетенций

5

7

14

3

5

8

17

21

Тема 1. Системные исследования.


8

2

3

-

-

-

-

-

3

8

Тема 2. Моделирование и анализ систем. Основные подходы.


16

-

3

3

-

-

-

5

5

16

Тема 3. Технологии системного моделирования и анализа.


48

2

-

-

8

7

12

12

7

48

Тема 4. Технология объектного моделирования и анализа.


36

2

-

-

5

4

10

10

5

36

Тема 5. Технология системно-объектного моделирования и анализа


36

-

3

-

4

4

10

10

5

36




Итого

144

6

9

3

17

15

32

37

25

144




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Содержание разделов учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела, темы учебной дисциплины

Содержание раздела, темы

в дидактических единицах

1

2

3



Тема 1. Системные исследования.


0,2

Структура самостоятельного научного направления по Г.П. Мельникову Структура системных исследований

Эволюция системного подхода



Тема 2. Моделирование и анализ систем. Основные подходы.


0,5

Традиционный системный подход Объектно-ориентированный подход Системология - системный подход ноосферного этапа развития науки



Тема 3. Технологии системного моделирования и анализа.


1,3

Технология системно-структурного моделирования и анализа «3-View Modeling» Стандарты системного моделирования и анализа серии «Icam DEFinition» CASE-инструментарий системного моделирования и анализа



Тема 4. Технология объектного моделирования и анализа.


1,0

UML - язык объектного моделирования. Требования к объектному моделированию бизнес-систем. CASE-инструментарий объектного моделирования и анализа



Тема 5. Технология системно-объектного моделирования и анализа


1,0

Методология системно-объектного моделирования и анализа. Процедура системно-объектного моделирования и анализа. CASE-инструментарий системно-объектного моделирования и анализа.

4.2. Лабораторный практикум или практикум (если планируется)




Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Наименование лабораторных (практических) работ

Всего часов

1

2

3

4

1

Технологии системного моделирования и анализа.

Моделирование систем средствами технологии 3VM

6

2

Технологии системного моделирования и анализа.

Моделирование систем средствами технологии IDEF0

6

3

Технологии системного моделирования и анализа.

Моделирование систем средствами технологии IDEF3

6

4

Технологии системного моделирования и анализа.

Моделирование систем смешанными средствами

6

5

Технология системно-объектного моделирования и анализа

Моделирование систем средствами технологии «Узел-Функция-Объект»

6

6

Технология системно-объектного моделирования и анализа

Применение CASE-средств для системно-структурного анализа деятельности организации.

4


4.3. Примерный перечень вопросов, заданий, тестов для зачета/ экзамена:


  1. Нарисуйте схему самостоятельного научного направления.

  2. Опишите причины возникновения системных исследований.

  3. Назовите компоненты системных исследований.

  4. Дайте определение системного подхода.

  5. Что такое системный анализ?

  6. Для решения каких проблем применяется системный анализ?

  7. Дайте определения принципам системного подхода.

  8. В чем отличия традиционного системного подхода от системологии?

  9. Назовите основные проблемы традиционного системного подхода.

  10. В чем состоит основное отличие понятия «система» от понятия «множество»?

  11. Что такое объектно-ориентированный анализ?

  12. Что такое объектно-ориентированное проектирование?

  13. Что такое объектно-ориентированное программирование?

  14. Назовите основные понятия объектно-ориентированного подхода.

  15. Что такое «UML»?

  16. Зачем необходима интеграция системно-структурного и объектно-ориентированного подходов?

  17. Дайте определение системы как функционального объекта?

  18. Что такое связь между системами с точки зрения системологии?

  19. Что такое внешняя детерминанта?

  20. Что такое внутренняя детерминанта?

  21. Что такое адаптация системы?

  22. Что такое эволюция системы?

  23. Какие понятия теории организации соответствуют каким понятиям системологии?

  24. Какие понятия логистики соответствуют каким понятиям системологии?

  25. Какие понятия инжиниринга бизнеса соответствуют каким понятиям системологии?

  26. Какие понятия объектно-ориентированного подхода соответствуют каким понятиям системологии?

  27. Что такое методология системного анализа 3VM?

  28. Опишите процесс построения модели информационной системы с помощью DFD-диаграмм.

  29. Что такое ERD-диаграммы? Для чего они используются?

  30. Что такое STD-диаграммы?

  31. Опишите процесс построения модели производственной системы с помощью IDEF0-диаграмм.

  32. Для чего применяются стандарты моделирования IDEF1 и IDEF1Х?

  33. В чем специфика моделирования процессов в соответствии со стандартом IDEF3?

  34. Что такое стандарт моделирования онтологий IDEF5?

  35. Опишите назначение и возможности CASE-инструментария системно-структурного моделирования и анализа (AllFusion Process Modeler).

  36. Что такое ФСА? Какие процедуры осуществляются в связи с этим с помощью AllFusion Process Modeler?

  37. В чем суть основных шагов по моделированию и анализу системы в терминах UML?

  38. Что такое «прецедент»?

  39. Какие существуют отношения между прецедентами?

  40. Что такое «кооперация»? Что такое «взаимодействие»?

  41. Какие существуют отношения между классами?

  42. Что такое «сообщение»?

  43. Как выглядит и для чего применяется диаграмма активности?

  44. Что такое рациональный Унифицированный Процесс создания ПО? Объясните, почему РУП является итеративным и инкрементным процессом.

  45. Что такое фазы РУП? Что такое рабочие процессы РУП?

  46. Каковы основные цели в фазе «Исследование»?

  47. Какие основные диаграммы используются в фазе «Исследование»?

  48. Что такое модель анализа? Что такое модель проектирования?

  49. Чем отличается объектно-ориентированный анализ от объектно-ориентированного проектирования?

  50. В чем состоит суть дихотомии «интерфейс/реализация»?

  51. Что такое каноническая форма представления системы?

  52. Каким образом описываются структурные свойства и поведение объектов?

  53. Каковы особенности объектной декомпозиции, отличающие ее от алгоритмической?

  54. Чем отличаются друг от друга П-модель и О-модель организации?

  55. Что такое субъект бизнес-системы и чем он отличается от актера?

  56. Какие существуют CASE-средства, поддерживающие UML?

  57. Каким образом система может быть представлена с трех сторон: как «узел», «функция» и «объект»?

  58. Как могут быть расклассифицированы связи между системами с содержательной и формальной точки зрения?

  59. Приведите классификацию организационных систем, связанную с классификацией связей.

  60. Опишите алгоритм построение моделей систем в виде иерархии «Узлов», «Функций» и «Объектов».

  61. Приведите пример описания системы в терминах УФО-подхода.

  62. Опишите особенности функционирования пакета «UFO-toolkit» как инструментария визуального графоаналитического моделирования.

  63. Почему пакет «UFO-toolkit» может рассматриваться как система, основанная на знаниях?

  64. Назовите основные категории элементов BPMN.

  65. Опишите элементы потока BPD-диаграмм «События».

  66. Опишите элементы потока BPD-диаграмм «Действия».

  67. Опишите элементы потока BPD-диаграмм «Шлюзы».

  68. Опишите соединяющие элементы BPD-диаграмм.

  69. Опишите зоны отвественности и артефекты BPD-диаграмм.

  70. Назовите правила соединения элементов потока с помощью «Потока операций».

  71. Назовите правила соединения элементов потока с помощью «Потока сообщений».

  72. Что такое BPEL?

  73. Что такое XPDL?

  74. Как взаимосвязаны стандарты BPMN, BPEL и XPDL?

  75. Привидите пример диаграммы в нотации BPMN.

  76. Нозовите примеры CASE-инструментария, поддерживающего нотацию BPMN.

  77. Назовите и объясните недостатки нотации BPMN.


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

________% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

п/п

Разделы,темы,
модули
дисциплины


Образовательные технологии

Интерактивные методы и формы обучения

1




4

5



Тема 1. Системные исследования.


Лекции






Тема 2. Моделирование и анализ систем. Основные подходы.


Лекции, семинарские занятия

Разбор конкретных ситуаций



Тема 3. Технологии системного моделирования и анализа.


Лекции, лабораторные работы

Разбор конкретных ситуаций



Тема 4. Технология объектного моделирования и анализа.


Лекции, семинарские занятия

Расчетно-графическая работа



Тема 5. Технология системно-объектного моделирования и анализа


Лекции, лабораторные работы

Разбор конкретных ситуаций