Файл: Образовательная программа Эффективное государственное и муниципальное управление реферат темы Понятие Социальная реальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Образовательная программа Эффективное государственное и муниципальное управление


РЕФЕРАТ
Темы: Понятие «Социальная реальность»

Автор:

Обучающийся 2 курса

очной формы обучения




/

Коробова П.С.

(подпись)




(ФИО)



Руководитель:

Кандидат философских наук, доцент




/

Гусев А.А.

(подпись)




(ФИО)


Тверь 2022 г.

Введение
Актуальность темы работы определяется прежде всего особенностями развития социально-философского знания на современном этапе. Необходимо учитывать, что проблема реальности есть сосредоточение фундаментальных принципов того или иного образа мышления. Поэтому, казалось бы, противоречащие друг другу материалисты и идеалисты, эссенциалисты и антиэссенциалисты, рационалисты и иррационалисты обращаются к единой отправной точке деятельности, познания, оценки, каковой выступает социальная данность. При всех различиях, для каждого из философских направлений остается несомненным наличие некой социальной объектности, которая одновременно является и условием, и полем деятельности личности, как и любого другого социального субъекта.

Объектом исследования является социальная реальность в том виде, в каком она предстает в современном научно-философском познании.
Предмет исследования составляют философские аспекты достигнутого уровня изучения социальной реальности.

Степень изученности исследуемой проблемы. Несмотря на то, что изучению специфики социальной реальности в философии уделяется определенное внимание, отсутствуют научные труды, в которых конкретно определены особенности содержания понятия «социальная реальность». Представители позитивистской социологии, такие как П.Сорокин, Т.Парсонс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Мертон и др., близки к отождествлению реальности и социальности, которую понимают как объективную социальную структуру или как социальные функции. Методологической базой данного исследования являются принципы и идеи, разработанные в современной отечественной и западной философской мысли, концептуальные идеи, сложившиеся в истории философии, современные научные взгляды на проблему социальной реальности. Работа состоит из введения, текста реферата, списка литературы и 5 страниц.

Понятие социальной реальности. Это специфически философское понятие, в которой отражается сущность общественной жизни. В социальной философии можно выделить три основные модели понимания общества как социальной реальности.

1. Общество как объективно-материальная реальность. Философский смысл данной модели заключается не в отрицании существования сознания и его роли в жизни общества, а в определении субстанции социума – его первоосновы. Такой подход, в частности, отчетливо заявлен в концепциях, получивших в философии название экономического детерминизма, или экономократизма, а в политической экономии – «экономизма» (П. Лафарг, Ф. Меринг, В. М. Шулятиков, Р. Джонс). В них экономический фактор рассматривается не только как определяющий, а, по сути, единственный, от которого безусловно и однозначно зависит развитие других феноменов общественной жизни – политики, права, нравственности, науки и т. п. Определенные оттенки экономократизма характерны для концептуальных разработок классиков экономической науки – экономического либерализма (А. Смит, Ф. Хайек) и экономического социологизма (К. Маркс), хотя, как будет показано дальше, К. Маркс все же, в отличие от схематизировавшего и огрубившего его взгляды «догматического марксизма», понимал неправомерность редукции сущности общества к объективной реальности.



2. Общество как духовная реальность. Эта метатеоретическая модель, не отрицая значимости практической деятельности, ведущей к материальному обустройству мира, тем не менее усматривает его сущность в духовных феноменах. Сошлемся в объяснении такого субстанциального выбора на мнение русского религиозного философа С. Л. Франка, констатировавшего, что общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна.

Спектр философов и ученых-гуманитариев, приверженных этой модели, весьма широк, включая как религиозных (В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Ясперс), так и нерелигиозно ориентированных (П. Сорокин, И. Абдиралович-Канчевский, О. Шпенглер) мыслителей. В сфере социально-гуманитарного знания ее выражением стал идеократизм с присущей ему теоретико-методологической установкой в познании общества на артикулированную роль духовного фактора, имеющего как трансцендентный (религиозная социальная философия), так и имманентный, социально-антропологический характер. В этом подходе идеологемы – феномены социального мифотворчества, утопические проекты, аксиологические схемы – обретают самостоятельную жизнь и рассматриваются как безусловные детерминанты экономических, политических и стратификационных процессов.

3. Общество как объективно-субъективная реальность. В отличие от первых двух субстанциальных моделей, в которых сущность общества усматривается либо в его материальности (определяющим становится общественное бытие), либо в его идеальности и субъективности (приоритет отдается общественному сознанию), в этой модели заложено признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конец второго и начало третьего тысячелетия с его интенсивным развитием научного познания характеризуются качественным ускорением прогресса в сторону социальных наук. Если еще в середине прошлого столетия естествознание сохраняло лидирующее положение, то к концу прошлого века сложилась противоположная тенденция. Резко возрастает интерес к гносеологическим, методологическим, логико-семантическим проблемам социального познания.

Одной из важных предпосылок качественного прорыва социальных наук к новым теоретическим достижениям является
всесторонняя философская рефлексия их онто-гносеологических, методологических и логико-семантических оснований. Понятие «социальная реальность» является наиболее общей онто-гносеологической категорией, характеризующей специфику общества как объекта и субъекта познания.
Изучение социальной реальности как организации социального мира начиналось «снизу», с предметного пласта, и лишь шаг за шагом, постепенно философы продвигались к пониманию более высоких экзистенциальных пластов. Каждый шаг на этом пути требовал изобретения новых языков описания, новых теоретических моделей и новых инструментов изучения социального. В представленном исследовании можно проследить гипотетический маршрут движения исследователей к осознанию социальной реальности. Вся предшествующая традиция, развитая в философии, показывает, что выявление содержания исследуемого понятия как особая проблемная область обозначилось примерно со второй половины XX столетия. Познание социального мира сводилось к «социологии знания», где познание «обыденным человеком» реальности своей собственной жизни воспринималось как социальное познание высшей реальности, однако усложнение общественной жизни, проявляющееся в убыстрении социальных процессов, требуют от обыденного человека не просто большей адаптации к социуму, но и оптимизации деятельности в ней. Социальное познание есть по существу социальное конструирование, где происходит перемещение объяснения человеческих действий из сферы разума в сферу социального взаимодействия. Это позволит человеку не просто познавать;, но и постигать смысл окружающего социального мира как социальной реальности.

Список литературы


  1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239с.

  2. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 239 с.

  3. Давыдов А.А. Теория деятельности и социальная практика // Вопр. философии.- 1996.-№ 5.- С. 52-62.