Файл: Ad hoc латинская фраза, означающая специально для этого, по особому случаю. Суды ad hoc или суды по случаю.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ad hoc — латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю».

Суды ad hoc или суды по случаю — разновидность судов для определенных случаев, которые в отличие от институционных (постоянно действующих, в определённом месте, по определённым правилам) создаются для рассмотрения возникшего конкретного спора, для суда и наказания виновных в тяжких международных преступлениях в отдельных странах и регионах.

СЛАЙД

Ситуация, характеризующаяся преступлениями, происходившими в ходе вооруженного конфликта на территории бывшей Югославии и Руанды, была квалифицирована Советом Безопасности ООН как угроза международному миру и безопасности.

Действуя на основании гл. VII Устава ООН, Совет Безопасности в качестве вспомогательных органов учредил два международных трибунала ad hoc — по бывшей Югославии (1993 г.) и Руанде (1994 г.) с целью судебного преследования лиц, ответственных за совершение преступлений.

СЛАЙД

Основными источниками права МТБЮ и МУТР стали:

- Уставы МТБЮ и МУТР, утвержденные Резолюциями Совета безопасности ООН, и регламентирующие материально-правовые, организационно-правовые и процессуально-правовые основы деятельности

- Правила процедуры и доказывания, международные конвенции и обычаи, определяющие гуманитарные правила ведения войны, международные декларации, хартии, конвенции и соглашения, имеющие отношения к защите прав человека, а также общепризнанные принципы международного права

СЛАЙД

Вспомогательными источниками стали:

- международное обычное право, прежде всего международное гуманитарное право

- Определения, решения и приговоры Апелляционной камеры и Судебных камер МТБЮ, уставы и решения Нюрнбергского и Токийского трибуналов

СЛАЙД

Вспомогательные средства для судебного толкования:

- Комментарии МККК (Международного комитета красного креста), решения, заявления и доклады международных организаций по правам человека и иным гуманитарным проблемам, правовые положения, принципы и подходы, применяемые в странах с правовыми системами различных правовых семей, законы различных государств и решения национальных судов, официальные декларации государств, военные наставления и труды известных юристов


СЛАЙД

Принципы деятельности МТБЮ и МУТР:

- принцип справедливого судебного разбирательства

- принцип соблюдения прав человека

- принцип законности

- принцип публичности

- принцип независимости и беспристрастности судей

СЛАЙД

- принцип равенства всех перед законом и судом

- принцип состязательности и процессуального равноправия сторон

- принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту

- принцип презумпции невиновности

- принцип свободы обжалования процессуальных действий и решений

СЛАЙД

- принцип non bis in idem, который означает «не должно быть двух взысканий за одну провинность»

- принцип обеспечения обвиняемому права быть судимым без неоправданных задержек

- принцип обеспечения обвиняемому права пользования языком, который он понимает

- принцип срочного и полного уведомления обвиняемого о характере и основании предъявленного ему обвинения

- принцип обеспечения права каждого, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, на компенсацию

СЛАЙД

Юрисдикция Международных уголовных трибуналов ad hoc

- предметная (ratione materiae)

- персональная (ratione personae)

- территориальная (ratione loci)

- временная (rateone temporis)

- параллельная

СЛАЙД

К предметной юрисдикции международного трибунала по бывшей Югославии были отнесены серьезные нарушения международного гуманитарного права:

- геноцид

- преступления против человечности

- серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.

- нарушение законов или обычаев войны

В соответствии с персональной юрисдикцией были определены следующие положения:

- к ответственности привлекались физические лица, которые планировали, готовили, совершали или содействовали планированию, подготовке, совершению преступлений, отнесенных к предметной юрисдикции трибуналов

- служебное положение обвиняемого в качестве главы государства или высокопоставленного государственного служащего не освобождает его от ответственности и не смягчает наказания

- уголовная ответственность - персональная (индивидуальная)

СЛАЙД

Территориальная юрисдикция предполагала:

- преследование лиц, совершивших преступления на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия, включая ее воздушное пространство и территориальные воды



- преследование лиц, совершивших вышеперечисленные преступления на территории Республики Руанда, включая ее воздушное пространство, а также за преступления, совершенные гражданами Руанды на территории соседних государств

СЛАЙД

Временная юрисдикция:

- МТБЮ имеет право преследовать лиц, совершивших преступления с 1 января 1991 года

- юрисдикция МУТР распространяется на лиц, совершивших преступления с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года

СЛАЙД

Параллельная юрисдикция определяет соотношение юрисдикций международных трибуналов и национальных судебных органов в Уставах следующим образом:

- Национальные суды, в том числе государств-правопреемников СФРЮ (Социалистической Федеративной Республики Югославия) и Раунды, сохраняют свою юрисдикцию в отношении определенных в Уставах деяний

- На любом этапе судебного разбирательства Трибуналы вправе потребовать у любого национального суда передать производство по конкретному делу им и такой запрос должен быть удовлетворен

- Лицо, уже судимое национальным судом, может быть судимо за то же деяние Трибуналом, если оно квалифицировалось как обычное преступление, если обстоятельства дела не были расследованы с достаточной полнотой, если разбирательство в национальном суде не было беспристрастным или проводилось с целью оградить обвиняемого от международной уголовной ответственности

СЛАЙД

Стадии уголовного судопроизводства Международных уголовных трибуналов ad hoc следующие:

  • Возбуждение дела

  • Досудебное разбирательство и предварительное расследование

  • Рассмотрение дела по существу путем слушания в судебном заседании

  • Вынесение приговора

  • Обжалование и пересмотр приговора

Участники судопроизводства

Со стороны обвинения:

- обвинитель

- заместитель обвинителя

- канцелярия обвинителя

Со стороны защиты:

- обвиняемый (подозреваемый)

- адвокаты

Состав суда:

- конкретная Судебная палата

- Апелляционная палата

Иные участники:

- потерпевшие

- свидетели

- эксперты

СЛАЙД

Первоначально суды ad hoc не разрабатывали правовых норм, не занимались правотворческой деятельностью, а лишь применяли нормы действующего права. Тем более, что трибуналы ad hoc не обладают самостоятельной международной правосубъектностью, а могут пользоваться лишь такими международными правами, которые предоставлены им ООН.


Следует заметить, что приговоры, вынесенные трибуналами ad hoc, по своей юридической природе не являются источниками права, а представляют собой конкретные примеры толкования содержания норм международного гуманитарного права, закрепленных в постановлениях этих трибуналов.

Позднее трибуналы ad hoc были наделены некой функцией правотворчества, заключавшейся в том, что они получили правомочие разрабатывать проекты резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, которые после принятия ею становятся основой для внесения изменений в Уставы трибуналов.

Некоторые ученые выделяют проблемы правового регулирования деятельности трибуналов ad hoc, такие как:

- Источником полномочий МТБЮ и МТР явился не международный договор государств, которые обладали юрисдикцией по рассматриваемым преступлениям, а решение Совета Безопасности ООН

- Трибуналы принимали судебные решения с правовой оценкой резолюций Совета Безопасности ООН об их учреждении

- При отнесении к юрисдикции МТБЮ нарушений законов и обычаев войны, изначально в ст.3 Устава, а затем и при применении этой статьи был нарушен принцип четкости и определенности закона

- Имело место неправомерное распространение юрисдикции ad hoc Трибуналов на еще не начавшиеся в момент их учреждения вооруженные конфликты

СЛАЙД

Существуют также гибридные (смешанные) трибуналы, которые представляют собой органы международного уголовного правосудия, порядок деятельности и юрисдикция которых определяются совокупностью норм международного и внутригосударственного права.

Отличаясь от специальных международных трибуналов ООН ad hoc спецификой их правовой природы, так называемые смешанные суды различаются между собой степенью вовлеченности ООН в процесс создания этих институтов, формирования их структурных подразделений и составления юридических актов, определяющих порядок их работы.

После нескольких лет работы трибуналов по преступлениям, совершенным в бывшей Югославии и Руанде, о намерении создать международные трибуналы для своих стран заговорили в Сьерра-Леоне, Бурунди, Конго и Восточном Тиморе, Камбодже и другие. Это указывало на то, что у международного сообщества появилась политическая воля решать такие проблемы, а также свидетельствовало о неистребимом стремлении отдельных людей и целых народов к справедливости.


Сегодня к таким судебным органам (смешанным судам) относят:

- специальные судебные палаты по серьезным преступлениям в Тиморе-Лешти (2000 г.);

- смешанные судебные коллегии в Косово (2000 г.);

- Специальный Суд по Сьерра-Леоне (2002 г.);

- Судебная палата по расследованию военных преступлений в Боснии и Герцеговине (2005 г.);

- Чрезвычайные судебные палаты в Камбодже (2006 г.);

- Специальный Трибунал по Ливану (2007 г.).

Кроме того, в августе 2007 г. была учреждена Международная комиссия по борьбе с безнаказанностью в Гватемале – независимый орган по расследованию деятельности незаконных вооруженных формирований в стране.