Файл: Роль партий в политической системе общества 1 Политические партии, их место, роль в политической системе общества.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Становление многопартийности в нашей стране сопряжено со многими трудностями: несложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба; разбросом и резким противостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом недемократическими методами; сложностью национальной структуры; неопределенностью форм государственного устройства и т.д.
Поэтому ясно, что появление множества партий еще не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь может вестись лишь о ее становлении, законодательном оформлении. Пока различного рода возникшие партии больше заботятся о включении своих представителей в государственные структуры, чем о выражении и защите интересов социальных групп, слоев гражданского общества. Их концепции не разработаны, представлены в общем виде. Явно выражены личностные и властные амбиции их лидеров, которые больше озабочены произнесением речей, проведением встреч, чем практической политической работой.
В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время проанализировал один из политологов России Б.Чичерин.5 К позитивным сторонам многопартийности он относил:
- всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции, своих защитников и противников;
- существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;
- воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;
- выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей;
При многопартийности не может быть случайных вождей, здесь нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости.
Негативное в многопартийности Б.Чичерин видел в следующем:
- систематически одностороннем направлении взглядов и действий членов партии, т.к. они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. К примеру, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;
- "дух" своей партии заслоняет бескорыстное стремление к общему благу. Все интересы связаны с тем, чтобы одолеть противника. Все приносится в жертву узкопартийным, а не государственным интересам;
- в политической борьбе разгораются страсти. Для победы сторонники различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся общественные нравы;
- для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают;
- непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.
Следовательно, многопартийность - это общественное благо, источник развития политической жизни, но это и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще. От нее, по крайней мере на первоначальном этапе, нереалистично ожидать «гуманизации», «очеловечивания». Автоматически, сами по себе плюрализм и гуманизм не сольются воедино.
Из многих партий в конечном счете побеждает та, где сильнее организация, где духовнее, умнее и свободолюбивее ее члены. А каково оптимальное количество партий в обществе? А. Линкольн на этот вопрос отвечал так: 2,5 партии. Одна - у власти, другая - в оппозиции и третья - нарождающаяся.
Государства с многопартийными системами исторически доказали свою политическую нестабильность (III и IV Республики во Франции), так как блоки и коалиции даже близких по идеологии партий в условиях обострения социальных кризисов и нарастания внешней опасности оказываются крайне неустойчивыми. Именно поэтому они закономерно эволюционируют в сторону двух-трех полярных партийных систем.
Суть двухпартийной системы заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий приходит к власти, а другая становится оппозиционной. Двухпартийность полезна, т.к. она способствует хорошему функционированию политической системы. Она упрощает процесс агрегирования (обобщение близких интересов, перевод их на уровень программ) интересов и сокращения требований, делает ненужным посредничество, гарантирует стабильность правительства, поскольку побеждающая партия получает большинство мест в парламенте.
Политология выделяет два вида двухпартийности: «жесткую» и «мягкую». «Жесткая» предполагает строгую дисциплину голосования в парламенте по решению партии, «мягкая» - позволяет каждому депутату голосовать по своему усмотрению, учитывая при этом решение партии. «Мягкая» двухпартийность в действительности близка многопартийности, т.к. приводит к тем же результатам (нестабильности власти).
Различают также «совершенную» и «несовершенную» двухпартийность. В чистом виде двухпартийность существует лишь теоретически. Практически ситуация складывается так, что рядом с двумя крупными партиями, влиятельными в обществе, существуют и небольшие партии. Их роль зависит от количества голосов, полученных на выборах (голоса, полученные В. Жириновским и А. Лебедем в ходе президентских выборов в России 1996 года и "переданные" Б. Ельцину, в значительной степени обеспечили избрание последнего Президентом). «Совершенная» двухпартийность возможна, если две основные партии набирают не менее 90% голосов, одна из них обеспечивает себе абсолютное количество парламентских мест и может осуществлять руководство в одиночку.
«Несовершенная» двухпартийность (двух-с-половиной-партийная система) складывается тогда, когда успехи обеих крупных партий на выборах не столь впечатляющи и ни одна из них в одиночку не может завоевать абсолютного большинства. Им приходится объединяться либо друг с другом, либо с третьей партией.
Двухпартийная система также не свободна от недостатков. При ней акцент в деятельности вынужденно делается на критику противников, а не на конструктивные предложения. Избирательные кампании проводятся против «чего-то», и избиратели голосуют против «кого-то». При двухпартийной системе перестает существовать политический «центр». Если появляется вторая «левая» партия, то она становится конкурентом первой левой, что выгодно для "правой" партии.
Как правило, движение от многопартийности к двухпартийной системе происходит через создание «двухблоковой» системы. Однако это трудный и длительный процесс, ибо между партиями и другими политическими силами, вступающими в блок, сохраняется много различий.
В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии. Единственная партия монополизирует политическую деятельность во всех общественных структурах. Она превращается в руководящую силу государства. Государственные органы не в праве не выполнять партийных решений. Партия становится многофункциональной, тяготеющей к контролю за всеми видами активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды, ее механизм действует и «сверху» и «снизу»: сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация.
Смысл, вкладываемый в понятие «однопартийная система» отличается от того, идет ли речь о социалистической системе, фашистских режимах или развивающихся странах. При тоталитарном (деформированном) социализме партия выступает как руководящая и направляющая сила общества, занимается определением внутренней и внешней политики, просвещением и убеждением масс, идеологической деятельностью. Фашистская партия не заинтересована в пробуждении политического сознания масс, ее пропаганда не столько просвещает, сколько разжигает фанатизм. По-военному организованная партия (например, национал-социалистическая в Германии) выполняет, в основном, функции служб безопасности и полиции. В развивающихся странах единственная партия делает упор на мобилизацию масс. Она стремится пробудить национальное самосознание, укрепить авторитет руководства, вовлечь широкие слои граждан в политические процессы.
3. Имидж политической партии. Основные составляющие и методы продвижения
Для достижения необходимых результатов при выступлении на выборах и в партийном строительстве политическая партия должна решить ряд ключевых проблем, из которых на первое место выходит – определение стратегии поведения политической партии в партийной системе и в избирательном процессе.
Стратегия поведения политических партий в партийно-политической системе предполагает определение основной линии поведения в отношении электората, групп интересов, органов власти, конкурирующих политических партий, средств массовой информации и других участников политического процесса. Правильно выбранные стратегические позиции позволяют политической партии укрепиться среди основных партийных игроков, оптимально планировать и реализовывать мероприятия, ориентированные на прохождение политической партии в федеральные и региональные органы власти.
Все основные направления партийной стратегии должны быть прочно взаимоувязаны и адекватно соотноситься друг с другом, стремясь к достижению единой стратегической цели – победы на выборах. При этом успех целостной партийной стратегии зависит в первую очередь от эффективности имиджа политической партии. В избирательном процессе, характеризующемся обостренной межпартийной борьбой, конкурируют в первую очередь имиджи политических партий, которые в конечном итоге и определяют результаты голосования.
В этой связи чрезвычайно важным является построение эффективной имиджевой стратегии политической партии в избирательном процессе и в межвыборный период.
Избиратель воспринимает политическую партию в общем, ориентируясь на образ партии, сложившийся в его сознании. Зачастую этот образ складывается под воздействием мотивов, рационально не осознаваемых избирателем в результате реализации имиджевой стратегии политической партии, которая предполагает формирование стратегического имиджа политической партии. Работа по формированию имиджа политической партии должна быть связана с расширенным и многомерным описанием портрета этой политической организации, каким он должен быть увиден и воспринят той аудиторией, которой адресован. Чтобы имидж политической партии был эффективным он должен соответствовать ряду требований.
Одно из первых требований, предъявляемых к имиджу политической партии это востребованность.
Это требование является исходным и ключевым. Подстройка имиджа под социальные ожидания осуществляется на основании социально-психологических исследований и социологических опросов, направленных на определение доминирующих в обществе ценностей, проблем, страхов, потребностей и т.д. Через категорию востребованности имиджа проявляет себя такая важнейшая функция политической партии как агрегация и артикуляция интересов общества. Именно выражая общественные интересы посредством политической коммуникации и политической деятельности, партия содействует формированию своего эффективного имиджа.
Общественные ожидания, запросы и требования выступают исходным материалом, являющимся основой для формирования имиджа политической партии, но их использование для формирования имиджа должно соотноситься с тем положением, которое партия занимает в партийной системе.
Второе требование –реалистичность.
Имидж политической партии должен быть реален, соотноситься с действительностью, не представлять собой продукт фантазий.
В первую очередь он должен соотноситься с характером партии как политической организации, нацеленной на приход к власти в результате демократических выборов. В случае если имидж партии формируется как имидж организации, не совсем соотносимый с таковой, то политические перспективы такой партии можно считать весьма сомнительными. Имидж политической партии не должен быть «притянут за уши» идеологическими изысканиями высоколобых интеллектуалов, а прочно увязываться с реальностями политической системы и жизни страны.
Третье-яркость и простота.
Имидж политической партии должен быть открыт и понятен избирателям и другим участникам политического процесса. Это означает, что при формировании имиджа политической партии не следует перегружать ее образ чрезмерно большим количеством характеристик. Имидж партии должен вызывать ограниченный и одновременно достаточный набор ассоциаций, отражающих основное предназначение партии в обществе, государстве, политике. Имидж партии должен создавать ощущение ее доступности для простого избирателя и не восприниматься как закрытая политическая группировка.
Не случайно считается, что в целях политической пропаганды политическим партиям целесообразно использовать краткие и емкие слоганы и призывы, которые вместе с тем вызывают у избирателей совершенно четкие ассоциации и чувства. Однако, простота вовсе не означает, что нужно максимально упрощать до примитивизма партийные месседжи, вызывая неоднозначное их толкование.
Четвертое – пограммно-идеологическая составляющая.
Эта составляющая имиджа политической партии, пожалуй, является главной, поскольку отражает основной смысл создания и деятельности политической партии. Партия, не имеющая своей программы и идеологии, не может являться полноценной политической партией, поскольку лишена всякого политического смысла.