Файл: Реферат дисциплина Экономическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
качестве третьих лиц могут выступать государство, муниципальные органы, преступники [8, с. 430-431].

Если выделять трансакционные издержки по сферам деятельности, то можно определить рыночные, управленческие и политические трансакционные издержки. Рыночные трансакционные издержки связаны с поиском и обработкой информации, с ведением переговоров, принятием решений, контролем и мониторингом. Управленческие - это затраты на разработку, внедрение и поддержание организационной структуры. Политические направлены на создание, поддержание и изменение формальной и неформальной законодательной системы, судопроизводства, обороны, транспорта, образования [7, с. 74-75].

Как и любые издержки, трансакционные издержки могут быть постоянными или переменными. Переменные издержки— это затраты, связанные с количеством трансакций: издержки контроля, принятия решения, затраты, связанные с переговорами и поиском информации, заключением сделок и пр. Постоянные не зависят от объема трансакций, в них входят затраты на создание и обеспечение работы структур управления сделками, сюда же входят затраты по созданию новых отделов внутри фирмы и ее филиалов, дочерних предприятий [7, с. 80].

Таким образом, существует множество классификаций трансакционных издержек. Однако все они так или иначе выделяют издержки, связанные с заключением контрактов и с их исполнением В ходе развития рыночной экономики, внедрения новых технологий и изменений в системе отношений между участниками обмена появляются новые виды трансакционных издержек.

3. Методы снижения трансакционных издержек


Исследование экономических институтов исходит из того, что трансакция есть базовая единица экономического анализа, что подчеркивает важность формы ее организации. Основной целью и результатом функционирования экономических институтов является минимизация трансакционных издержек.

Важнейшей характеристикой трансакционных издержек считается то, что они приводят к значительной экономии на масштабах. Трансакционный сектор, в отличие от производства промышленных или сельскохозяйственных товаров, подвержен экономии на масштабах, т.е. по мере того как объем выпуска в секторе увеличивается, удельные издержки на одну сделку падают. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек: когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество потенциальных продавцов и покупателей; договоры стандартизируются; стоимость разработки законодательства или
административных процедур не зависит от того, какое число лиц подпадает под действие. Однажды установленные права собственности могут почти бесконечно распространяться на другие районы с малыми дополнительными издержками. Поэтому растущая «рыночность» хозяйства может увеличивать душевой доход населения даже при отсутствии технического прогресса за счет экономии трансакционных издержек на масштабах рынка [10, с. 56-57].

К основным методам на макроуровне можно отнести совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственные субъектов экономики; на микроуровне - развитие информационных технологий, кооперация предприятий.

Государство должно помочь предприятиям в снижении трансакционных издержек. Для этого государство должно скорректировать законодательство в сторону смягчения жестких условий деятельности предприятий на рынке, нельзя искусственно создавать барьеры, препятствующие их эффективному функционированию. Ведь снижение трансакционных издержек важно не только для частного, но и для общественного сектора. Для этого государство может использовать два институциональных инструмента:

- распределение общественных ресурсов через государственный аппарат (когда правительственные органы регулируют контракты, в том числе по государственным закупкам),

- общественное регулирование (поиск партнеров по контрактам через специальные организации) [3, с. 16-17].

Снижение трансакционных издержек можно добиться увеличив размер предприятия. Предприятие может расширять свой размер до тех пор, пока издержки на организацию внутри нее дополнительной трансакции не будут равны издержкам на аналогичную трансакцию через обмен на открытом рынке.

За последнее время достаточно многое было сделано, для того, чтобы снизить трансакционные издержки. В качестве данного шага можно отметить, например, введение электронного документооборота вместо бумажного, формирование высокого уровня доверия к отношениям партнеров, инновационная деятельность предприятия.

При более полном использовании информационных технологий также можно снизить трансакционные издержки. В современном мире не зря технологи уже могут заменить человека и ускорить процесс передачи и обработки данных. При заключении контрактов, зачастую обе стороны находятся в разных городах, странах и даже на разных континентах. Такой инструмент, как интернет-технологии позволяют вести переговоры через специальные сети и обсуждать условия контракта. С развитием банковской системы и появления электронных денег упростился расчет с контрагентами, а также ускорилась оплата товар (услугу). То есть электронные технологии позволяют снизить многие издержки. К примеру, заключение контрактов агентов из разных стран несли определенные затраты, а именно: оплата авиабилета, проживание, командировочные и многое другое. В настоящее время, с развитием инноваций, возможно заключение договора в кратчайшие сроки при помощи информационных технологий, при этом минимизировав трансакционные издержки [5, с. 201].



В качестве решений проблемы трансакционных издержек выделяют кооперацию и интеграцию, а также аутсорсинг и аутстаффинг.

Кооперация и интеграция позволяют двум или более объединенным предприятиям повысить собственную конкурентоспособность. Таким образом, издержки, связанные с поиском бизнес-партнера, наращиванием собственного имиджа сразу если не отпадают, то снижаются. Большим компаниям также легче преодолеть различные административные барьеры. Данная форма решает сразу несколько проблем с трансакционными издержками, возникающими у одной компании. Кооперация достаточно хорошо распространена среди мелкого и среднего предпринимательства. Часто случается, что данное партнёрство бывает лишь неявно, то есть не имеет документального заверения на бумаге.

В качестве второго решения выступает аутсорсинг. Компания может выносить целый бизнес-процесс, что позволяет снизить трансакционные издержки на данном этапе. Существуют разные виды аутсорсинга: IT, производственный, сферы управления, бизнес-процессов. Если компания замечает, что в какой-то сфере своей деятельности она не слишком эффективна, то достаточно целесообразно вынести ее на аутсорсинг. В качестве основного плюса данного решения можно также отметить и долгосрочный характер партнерства [11, с. 337].

Под аутстаффингом понимается способ управления персоналом, предполагающий предоставление в распоряжение заказчика определенного количества сотрудников за счет вывода его за штат компании и оформления его в штате заказчика. Иначе говоря, аутстаффинг представляет собой передачу отдельных сотрудников в другую компанию, но при этом они выполняют прежние обязанности, а работодателем является компания-заказчик.

Задача аутстаффинга сводится к решению вопросов по оптимизации штата, бюджета компании, а также снижения рисков, связанных с подбором персонала. Это в свою очередь способствует снижению различного рода трансакционных издержек, начиная от издержек поиска и подбора персонала, заключения договоров и заканчивая издержками адаптации сотрудников, разрешения трудовых споров и конфликтов. Аутстаффинг способствует расширению инновационного потенциала фирмы за счет использования возможностей персонала сторонней организации [6, с. 178-179].

Таким образом, существуют различные методы регулирования и снижения трансакционных издержек, но несмотря на наличие возможностей снижения данного рода издержек, их невозможно исключить абсолютно. Это связано с тем, что выбор различных инструментов в процессе взаимодействия с целью их дальнейшего применения порождает новые трансакционные издержки. В данном случае главная задача фирмы заключается не столько в выборе определенного метода управления, сколько в анализе текущей ситуации и определении перспектив развития.


Заключение


Трансакционные издержки - это издержки взаимодействия субъектов экономики. Они включают в себя все затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного проекта. Впервые данный тип издержек был открыт в 1937 году экономистом Р.Коузом.

К основным причинам возникновения трансакционных издержек относят неопределенность, то есть невозможность оценить все исходы в будущем, асимметрию информации (агент и его контрагенты обладают разной информацией) и оппортунизм (агент действует в собственных интересах в ущерб интересам контрагентов).

Существуют различные классификации трансакционных издержек. Например, можно выделить издержки поиска информации и выявления альтернатив, издержки измерения, издержки ведения переговоров и заключения контрактов, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения. Для каждого из этих типов существуют свои способы их снижения. В то же время разные виды трансакционных издержек могут взаимодополнять или взаимозаменять друг друга. Экономия на одном виде издержек может вести к росту издержек другого типа.

Следовательно, можно выделить несколько направлений по сокращению издержек: кооперацию и интеграцию, аутсорсинг и аутстаффинг, развитие информационных технологий, совершенствование документооборота организации, проведение эффективной государственной политики в сфере экономики, использование электронной коммерции. Однако, некоторые затраты не всегда могут быть минимизированы, так как рост масштабов производства зачастую приводит к увеличению внутренних трансакционных издержек, но соблюдая определенные меры по их сокращению, предприятие может эффективнее организовать свою работу.

Список использованной литературы


1. Балашов А. И. Экономика: учебник / А. И. Балашов, С. А. Тертышный. - М.: Магистр, 2019. - 432с.

2. Бренделева Е. А. Институциональная экономика: учебник / Е. А. Бренделева. - М.: КНОРУС, 2021. - 344 с.

3. Бутырнова Т.В. Зачем предприятиям нужно рассчитывать трансакционные издержки // Вестник Российского университета кооперации. - 2019. - №1(19). - С. 13-17.

4. Горячев В.А. Понятие трансакционные издержки в экономической теории и практике // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2019. - Т. 3.- № 1. - С. 361-367


5. Гурова И.М. Современные методы управление трансакционными издержками предпринимательской фирмы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №4. - С.197-204

6. Козулина Т.И. Методы снижения трансакционных издержек в сфере предпринимательства // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2019.- - № 7(44). - С.175-179

7. Лебедева Н. Н.Институциональная экономика: Учебник / Н. Н. Лебедева, И. П. Николаева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. - 208 с.

8. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС. 2022. - 680с.

9. Малкина М.Ю. Институциональная экономика: Учебное пособие / М.Ю. Малкина, Т.П. Логинова, Е.В. Лядова - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. - 258 с.

10. Носова С.С. Институциональная экономика: учебник/ С.С. Носова. - М.: КНОРУС. 2020. - 216с.
11. Попова А.В. Трансакционные издержки / А.В. Попова, Г.С. Евдокимова, П.В. Арефьев // Actualscience, 2020. – Т4. - №12. - С.336-338