Файл: Глобальное чтение. Системаобучения чтению для детейот восьми месяцев и старше.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 327
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Алиса Самбурская
Глобальное чтение. Система
обучения чтению для детей
от восьми месяцев и старше
«Издательские решения»
Самбурская А. А.
Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше / А. А. Самбурская — «Издательские решения»,
ISBN 978-5-44-833863-2
Глобальное чтение — один из компонентов педагогической концепции
«Музыка интеллекта». В книге представлена система обучения чтению,
которая соответствует психофизиологическим возможностям детей раннего возраста. Система обучения направлена не только на формирование устойчивого навыка беглого чтения, но и на активизацию общих интеллектуальных и творческих способностей ребёнка.Книга предназначена для родителей, педагогов, психологов и всех, кто интересуется психологией интеллекта и творчества.
ISBN 978-5-44-833863-2
© Самбурская А. А.
© Издательские решения
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
4
Содержание
От автора
6
Особенности функционирования детского мозга
9
Что такое чтение
16
Три основные системы обучения чтению
20
Формирование речи устной и письменной
26
Суть глобального метода
31
Все взрослые люди читают глобально
33
Этапы формирования навыков чтения (в системе глобального обучения)
34
Организация обучающего пространства
36 1 этап – Лексический уровень
36 2 этап – Синтаксический уровень
50 3 этап – Морфемно-фонематический уровень
57
Факторы успеха
72
Заключение
79
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
5
Глобальное чтение
Система обучения чтению для
детей от восьми месяцев и старше
Алиса Анатольевна Самбурская
© Алиса Анатольевна Самбурская, 2016
ISBN 978-5-4483-3863-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
6
От автора
Возможно, вам известны истории про детей, которые по разным причинам оказались в изоляции от человеческого мира и были вынуждены расти и развиваться среди диких живот- ных. Например, довольно интересны исследования с детьми-Маугли – братом и сестрой, кото- рые были обнаружены в волчьей стае. Дети демонстрировали «волчье мышление», передви- гались на четырех лапах, если сырое мясо и имели все повадки волков. С этими детьми занимались, проводили множество наблюдений, но их так и не смогли научить говорить,
поскольку их обнаружили уже в возрасте, в котором мозг практически сформирован. Если точнее, этим детям было около 9—10лет, и их удалось обучить всего лишь десяти словам,
которые они довольно невнятно выговаривали. Обучение этих детей не принесло результатов,
хотя от них не требовалось, казалось бы, ничего особенного. Их всего лишь пытались научить говорить, читать, писать и считать. Стало очевидно, что мозг такого ребёнка-Маугли сформи- ровался совершенно иным – «волчьим» – образом. Для созревания определенных нейронных структур необходима их стимуляция, их задействование. Сензитивный период
1
для формиро- вания человеческих навыков у детей-Маугли был пропущен.
Психические функции у человека, а также базовые интеллектуальные навыки
2
форми- руются в период созревания мозга. По данным нейрофизиологии, к 7 годам процесс форми- рования мозга и межнейронных соединений практически на 90% закончен, в результате чего эффективность процессов восприятия снижается в 80 раз. Вот почему период от рождения до 5
—7 лет настолько важен в процессе развития личности человека. Это период, в котором фор- мируются прямохождение, предметная деятельность, процессы восприятия, внимание, мыш- ление, память, речь.
Формирование мозговых структур напрямую зависит от внешних стимульных воздей- ствий. Различные сенсорные потоки, воздействующие на систему органов чувств, являются стимуляторами роста нейронных структур. Если мозг в этот период лишить воздействующих сенсорных потоков – визуальных (зрительных), аудиальных (слуховых), тактильных ощущений
(прикосновения, «трогания», ощущения тепла и холода и т.п.) и других, то нейронные струк- туры не будут формироваться и развиваться. Другими словами, если ребенка поместить в чер- ную комнату и лишить его общения и всяческих внешних стимулов (зрительных, слуховых,
тактильных, вкусовых и обонятельных), то его психические функции не разовьются, несмотря на то, что генетически они заложены.
Каждый любящий родитель хотел бы создать для своего ребенка благоприятную среду развития. Но не каждый понимает, что помимо физических и эмоциональных потребностей,
у младенца есть еще и интеллектуальные потребности. С момента рождения ребенка его мозг начинает учиться. Чего не умеет человеческий мозг, и особенно детский мозг, так это «ничего не делать». Ему нужна зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая информация для постоянной непрекращающейся работы, неустанного обучения.
Любое зерно, любая семечка содержит в себе колоссальный потенциал для жизни и все необходимые генетические закладки. Но, если бросить эту семечку на бетонную плиту, то из нее так никогда и ничего не вырастет. Если же мы заботливо эту семечку посадим в под- готовленную плодородную почву, будем чистой водицей поливать, сорняки выдирать, пока
1
Сензитивный период – «чувствительный» период жизни человека, благоприятный для формирования определённых психических свойств.
2
Базовые интеллектуальные навыки – это навыки мыслительной обработки информации, например, сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификация и др.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
7
росток пробивается, удобрять, да вредителей отгонять, то шансы получить раскидистое и пло- довитое дерево становятся совсем явными.
Знаменитый советский пианист Г.Г.Нейгауз, прославившийся также и своей замечатель- ной педагогической деятельностью, говорил: «Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».
На мой взгляд, не стоит уповать на природу и «ждать у моря погоды». Какова бы ни была
«генетика», она не включается автоматически в действие. Генетически передается лишь пред- расположенность к чему-либо. Чтобы эта предрасположенность проявилась (или не прояви- лась), можно и нужно на неё влиять. Например, мы можем, зная о генетической предрас- положенности к какой-то болезни, создать такие условия, в которых эта болезнь не сможет развиться. Или, по крайней мере, максимально нивелировать неблагоприятные её проявления.
И, наоборот, в наших силах создавать «комфортные» условия для развития положительных генетических предрасположенностей. И чем раньше мы начнём это делать, тем эффективнее будет результат.
Можно по-разному понимать смысл слов «раннее развитие». Мне не импонируют лозунги «Читать раньше, чем ходить!» и тому подобные. Смысл не в том, чтобы форсировать сформированность каких-то навыков, обогнать, перегнать – зачастую такой подход приносит только вред. Я хотела бы подчеркнуть, что раннее развитие – это не преждевременное развитие каких-то навыков у ребенка. Это своевременное развитие, которое начинается в самом раннем возрасте, с самого рождения. Это развитие, которое учитывает специфику раннего возраста
3
Мне понятны опасения некоторых родителей, которые так пугаются, едва услышав сло- восочетание «раннее развитие». «Не лишайте ребенка детства!». Это происходит потому, что есть опасения, что «развитие» пойдет в ущерб каким-либо другим важнейшим функциям.
Мы слышим от этих родителей такие «аргументы»: «В школе научат! Пусть лучше на улице гуляет!» Но разве раннее обучение требует исключить гуляние на улице? И гулять, и играть,
и наслаждаться беззаботным детством – всё это ни в коем случае не противоречит раннему обучению и не вытесняется им. Просто люди не верят в то, что обучение маленького ребенка может быть безопасным.
Обучение в период формирования мозга для ребенка физиологично и просто. Оно дается ему гораздо легче, чем любое последующее обучение во взрослом возрасте. Навыки, сформи- рованные в детстве, наиболее устойчивы. Обучение в раннем возрасте не просто обогащает раз- витие ребенка, но и конструирует его мозг, создавая множество межнейронных связей, кото- рые только в этот период способны создаваться в огромном количестве. Кроме того, и в зрелом возрасте «пластичность» мозга, способность перестраивать характер внутриполушарных зави- симостей, а также способность замещать поврежденные участки нейронных структур зави- сят от того мозгового потенциала, который формируется в раннем детстве и поддерживается в течение жизни.
Предположим, перед нами здоровый весёлый двухлетний ребёнок, который одинаково хорошо говорит и читает. Разве нас это расстроит или испугает? Нет, конечно. Нас не угнетает факт наличия у маленького ребёнка какого-то умения. Мы переживаем лишь за процесс полу- чения этого навыка! «А не вредно ли учить этому ребенка?» – вот что нас беспокоит. Значит,
суть спора заключается не в том, учить или не учить, а в том, как учить.
Мы очень любим получать быстрый результат за короткий срок. «Как похудеть легко и надолго», «Как выучить французский язык за 16 часов», «Как завтра выйти замуж»… Мне не хотелось называть свою книгу «Как легко и быстро научить ребёнка читать». И, хотя, прочи- тав эту книгу, вы действительно сможете учить читать легко и быстро, лучше сконцентрировать
3
Ранним возрастом в психологии и педагогике называют возраст от рождения до трёх лет. В этой книге под ранним возрастом я подразумеваю весь период дошкольного детства (от рождения до 5лет).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
8
внимание не на легкости и скорости этого процесса, а на его важности и глубине. Как обучать маленького ребёнка, чтобы действительно активизировать его интеллектуальные и творческие возможности? Об этом расскажет эта книга.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
9
Особенности функционирования детского мозга
Любая деятельность человека обеспечивается функциональной работой мозга. Благодаря мозгу мы видим, слышим, двигаемся, думаем, запоминаем, вспоминаем, говорим, танцуем,
испытываем различные эмоции, хорошо или плохо себя чувствуем… Головной мозг отвечает за все процессы организма. Он постоянно принимает информацию в виде нервных импульсов,
обрабатывает ее и посылает клеткам. Как только человек появился на свет, мозг включается в активную работу.
Для того, чтобы говорить об эффективных методах обучения маленького ребёнка, необ- ходимо хорошо понимать особенности функционирования детского мозга.
Всем известно, что мозг находится в полости черепа, имеет шарообразную форму, с изви- линами, напоминающими грецкий орех, и, наряду с мозжечком и мозговым стволом состав- ляет единую систему, управляющую всеми жизненными функциями организма человека. Мозг состоит из скопления нейронов – нервных клеток, через которые передаётся информация в другие органы, и их верных «оруженосцев» – клеток глии, которые питают нейроны и физио- логически обеспечивают их работу. Все нейроны соединены между собой в виде гигантской сети (см. рис.1).
рис.1
Общеизвестным является факт, что головной мозг разделён на два полушария. Но, навер- ное, не все знают, что мозг имеет верхнюю и нижнюю часть.
Верхняя часть – когнитивная система («верхний мозг», «сознательный», в медицине его называют церебральная кора и т.п.) – это как раз и есть то, что мы привыкли называть двумя полушариями мозга. Это гофрированный колпак, похожий на скомканное одеяло, которое лежит на центральном нижнем мозге. Когнитивный мозг занимается, прежде всего, интеллек-
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
10
туальной деятельностью, и следует отметить, что, когда мы упоминаем о левом и правом полу- шариях мозга, то фактически говорим о левой и правой части верхнего мозга.
Нижняя часть – это так называемая лимбическая система, которую еще называют «ниж- ний мозг», «лимбический мозг», «подсознательный мозг», «эмоциональный мозг». Лимбиче- скую систему часто также называют «животным мозгом», поскольку, по-видимому, ее части и функции сходны у всех млекопитающих. Лимбическая система находится выше ствола мозга,
но ниже коры. «Нижний мозг» руководит всеми ежедневными видами деятельности, о которых практически не заботится наш сознательный мозг – контролирует температуру тела, кровяное давление, химический баланс, процесс пищеварения и другие процессы, поддерживает гомео- стаз – постоянство внутренней среды организма.
Наша лимбическая система выполняет свои функции, организуя эмоциональную реак- цию, а наша кора контролирует и видоизменяет ее. Поддерживается тонкий баланс. Но если мы чувствуем, что вещи ускользают из-под нашего контроля, если стрессоры бесконечно накап- ливаются, этот баланс может быть нарушен. Вероятно, что состояние тревоги и депрессия –
это грубый дисбаланс между лимбическими и корковыми импульсами.
Еще до 1970 года бытовало мнение, что нижний и верхний мозг функционируют незави- симо друг от друга и что верхний мозг не имеет контроля над всеми автоматическими функ- циями нижнего. В марте 1970 года индийский йог Свами Рама – прямо на конференции,
посвященной вопросам управления телом с помощью разума, продемонстрировал ряд нево- образимых способностей. В частности, он контролировал мозговые волны, частоту дыхания,
работу сердца, кровообращение в руках и температуру тела. Он даже мог, например, уста- новить на одной руке разную температуру. Предположим, температура кожи на внутренней стороне руки у запястья – t37°, а всего в 15ти сантиметрах от запястья к локтю – t36°. Его подключали к приборам. Исследователи, присутствовавшие на мероприятии, действительно подтверждали, что «его сердце переставало биться», об этом же свидетельствовали приборы.
Об удивительных возможностях человеческого мозга также свидетельствуют многочис- ленные примеры жизни людей, «питающихся святым духом», то есть людей, которые ничего не едят и ничего не пьют. Потрясающие способности индийского йогина и «святого отшель- ника» Свама Прахлада Джани были подтверждены научными проверками. С восьмилетнего возраста Прахлад Джани отказался от пищи и даже воды, но, несмотря на это, продолжал нор- мально расти и развиваться. Сейчас ему 87 лет и, по свидетельству медиков, он находится в великолепной физической форме. Психическое состояние Прахлада Джани тоже признано врачами как совершенно нормальное.
Попытка объяснить подобный феномен «питания святым духом» была предпринята еще в начале XXвека великим русским советским ученым академиком В.И.Вернадским. Вернад- ский высказал гипотезу о том, что в воздухе находятся все необходимые химические элементы в газообразном состоянии, которые могут быть синтезированы здоровым организмом в любые сложные соединения, необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека.
Случаи сознательного влияния человеческого разума и воли на собственные внутренние функции организма, которые демонстрируют многие любители восточных практик, индийские йоги, и другие «особенные люди» подтверждают следующие два предположения: во-первых,
мозг человека обладает безграничными возможностями, и, во-вторых, гипотетически человек способен управлять всеми этими возможностями.
Эту потрясающую взаимосвязь между когнитивной и лимбической системами мозга человека мы можем наблюдать и у детей (см. рис.2). Обратите внимание: они заболевают, как только начинают ходить в детский сад; но они могут мгновенно выздороветь, если предполага- ется какое-то очень увлекательное событие, например, поход в театр или на детскую вечеринку.
Накануне похода к зубному врачу у ребенка запросто может подняться температура. Зимним утром, когда хочется спать, а родители вытаскивают из тёплой постельки и заставляют куда-
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
11
то бежать, у него вдруг начинается кровотечение из носа. Когда ребенка пытаются насильно накормить, он может вызвать у себя рвоту. Зафиксированы случаи, когда ребенок может созна- тельно спровоцировать сыпь на коже. Ребёнок может легко заболеть от грусти и выздороветь от радости – в прямом смысле. В плохом настроении он хуже соображает и плохо себя ведёт.
Если ему холодно или слишком жарко, то он рассеян и не воспринимает информацию.
рис.2 (Кадр из мультфильма "Малыш и Карлсон")
Можно с уверенностью утверждать, что состояние лимбической системы ребёнка обла- дает довольно сильным влиянием на когнитивную сферу. Совершенно очевидно, что и экстра- сенсорика, и так называемое ясновидение, и исключительные возможности «святых людей»,
и состояние вдохновения в творчестве, и состояние неожиданного озарения – так называемый
«инсайт» – также находятся в сфере тесного взаимодействия этих двух систем – когнитивной и лимбической.
Теперь поговорим о «верхнем» мозге – о церебральной коре и о двух ее полушариях. Счи- тается, что о различиях между правым и левым полушариями головного мозга первым заявил основоположник научной медицины Гиппократ. Различия были обнаружены им при наблюде- нии за ранеными воинами. У воинов, которые получили ранения правой половины головы,
отмечался паралич левой половины тела, а у воинов, раненных в левую половину головы, –
паралич правой половины тела. На основании этого Гиппократ и сделал два вывода, которые до сих пор сохранили свою актуальность: во-первых, «мозг у человека двойной», он делится на левую и правую части, и, во-вторых, каждая часть мозга контролирует противоположную сторону тела. То есть «правый» мозг регулирует работу левой стороны тела, а «левый» мозг –
работу правой стороны тела.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
12
Лаконичный латинский афоризм о мозге «Строение темно, функции весьма темны»
исчерпывающе отражал ситуацию на протяжении многих веков. Прошло почти две тысячи лет,
прежде чем наблюдение Гиппократа привлекло внимание врачей.
В 60-х годах XX века под руководством психобиолога из Калифорнийского техноло- гического института Роджера Сперри была проведена знаменитая операция по разделению полушарий головного мозга. Эта операция была разработана с целью хирургического лече- ния эпилепсии. Дело в том, что левое и правое полушария соединены между собой комиссу- рами
4
(мозолистое тело, передняя комиссура и комиссура гиппокампа), по которым происхо- дит взаимодействие, обмен сигналами между полушариями. Предполагалось, что при удалении комиссур можно избавить человека от судорог, так как будет блокирована передача нерв- ного импульса из одного полушария в другое, полушария начнут работать автономно. Благо- даря этой операции стали возможны исследования по изучению пациентов с так называемым
«расщепленным мозгом» и стали достоверными факты различных функций каждого полу- шария. За исследования функций разделенных полушарий головного мозга Роджеру Сперри в 1981 году была присуждена Нобелевская премия в области физиологии и медицины.
Итак, после операции по разделению мозга стало окончательно известно, что:
1. церебральная кора состоит из двух полушарий;
2. полушария связаны между собой межполушарными соединениями – комиссурами;
3. при удалении комиссур полушария начинают работать автономно, независимо друг от друга, «не зная», что происходит в другом.
Также стало окончательно ясно не только, что каждое полушарие контролирует противо- положную часть тела, но и то, что
полушария имеют различную «специализацию». Начали проводиться исследования по выявлению функциональной специфики полушарий. Разместив специальные датчики для измерения мозговых волн на голове испытуемого и попросив его выполнять различные умственные задачи, можно зафиксировать моменты активизации мозго- вых зон в разных полушариях. Одним из первых, кто решил выявить, какими видами интел- лектуальной и физической деятельностей руководит каждая половина мозга, был профессор
Калифорнийского университета Роберт Орнстейн.
Как показали опыты Р. Орнстейна, в зависимости от заданий и в соответствии с инди- видуальным образом мышления у пациентов, при выполнении различных задач у них акти- визировались разные зоны мозга. Тем не менее, обнаружилась общая для всех испытуемых закономерность вне зависимости от стиля мышления, уровня интеллектуальных и творческих способностей. Все испытуемые при выполнении задач, связанных с логикой, аналитикой, зна- ковыми системами «использовали» левое полушарие, а при выполнении задач, требующих гло- бального восприятия, воображения, музыкальности, представления цвета, мечтаний – правое полушарие.
В последующих исследованиях было установлено, что каждый человек в большей сте- пени использует преимущественно одну половину мозга, что позволило говорить о так назы- ваемой «ведущей полушарности». Это означает, что при выполнении различных задач каж- дый человек предпочитает работать преимущественно левым или правым полушарием.
Функциональная организация мозга в большинстве случаев (у правшей) такова: левое полушарие занимается аналитической работой, правое полушарие – творческой (см. рис.3).
4
Комиссуры – соединительные ткани между органами. Большая комиссура головного мозга – или «мозолистое тело» –
это структура, функцией которой является соединение двух полушарий и обеспечение их взаимодействия.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
13
рис.3
Подытоживая данную таблицу, скажем, что левое полушарие работает дискретно, анали- тически и последовательно, правое полушарие работает глобально, «одномоментным схваты- ванием» общей картины, и, кроме этого, отвечает за образы и чувства.
Учеными было сделано еще одно открытие: оказывается, разделение полушарий голов- ного мозга приводит к полной утрате творческих способностей. Недостаточное развитие комиссур снижает уровень творческих способностей. Любая творческая деятельность остро нуждается в том, чтобы между полушариями существовала надежная и быстрая связь, чтобы они могли обмениваться информацией и взаимодействовать.
Был обнаружен еще один замечательный факт: когда к работе более сильного полуша-
рия привлекается «слабое» из двух полушарий, когда ведущее полушарие «ведёт за собой
«побочное», то результатом такой совместной работы обоих полушарий является
огромное увеличение всех способностей и эффективности решения задач
. В целом опти- мизируются все функции организма и повышается эффективность всей деятельности чело- века. Это явление сегодня мы называем интеграцией мозга. (см. рис.4)