Файл: Решение анализ изменений в пенсионном законодательстве Законодательный акт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Документы, которые необходимы для установления страховой пенсии, в практической деятельности достаточно редко запрашиваются непосредственно у заявителя, так как в большинстве случаев они находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления или организаций, которые им подведомственны. Однако орган, который осуществляет пенсионное обеспечение, имеет право проверять обоснованность выдачи представленных документов, а также достоверность сведений, которые в них содержатся (ч.10 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ). Стоит отметить, что на практике предоставление недостоверных сведений в пенсионный орган осуществляется как с умышленной формой вины, так и в результате ошибок различного рода.
Выплата страховой пенсии по старости на территории нашей страны производится органом, который осуществляет пенсионное обеспечение (ч.12 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ). Выплата страховой пенсии по старости должна производиться в установленном размере и без каких-либо ограничений. Что касается практической реализации механизма выплаты страховой пенсии по старости, стоит отметить, что в настоящее время существуют определенные правила доставки страховой пенсии по старости. Так, согласно ч.13 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ, доставка страховой пенсии по старости производится по желанию пенсионера через кредитную организацию, посредством зачисления суммы страховой пенсии по старости на счет пенсионера в данной кредитной организации. Также доставка осуществляется через отделения почтовой связи или иные организации, которые занимаются доставкой страховой пенсии, в том числе, путем вручения пенсии на дому или в кассе такой организации. На практике, взаимодействие организации, которая занимается доставкой пенсий и органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, устанавливается договором. Что касается оплаты услуг по доставке пенсий, то она производится организациями, которые заключили соответствующие договоры с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Также в рамках настоящего исследования стоит коснуться вопросов сроков назначения страховой пенсии по старости. Так, согласно ч.1 ст. 22 ФЗ № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением ряда случаев, но не ранее возникновения права на нее. Исключениями из данного правила являются следующие случаи. Во-первых, страховая пенсия по старости назначается ранее дня обращения за пенсией, а именно, со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы. Во-вторых, страховая пенсия по старости лицу, которое получает страховую пенсию по инвалидности и имеет право на получение страховой пенсии по старости, назначается со дня достижения им пенсионного возраста (ч.6 ст. 22 ФЗ № 400-ФЗ). В данном случае от лица не требуется заявление о назначении страховой пенсии по старости и осуществляется на базе данных, которые имеются у пенсионного органа.
Заявление относительно назначения страховой пенсии рассматривается в 10-дневный срок со дня приема соответствующего заявления (10 рабочих дней). Если пенсионный орган выявит необходимость в проверке каких-либо документов заявителя или в представлении дополнительных документов, данный срок будет приостанавливаться на срок, не превышающий трех месяцев. В соответствии с п.1 ч.10 ст. 22 ФЗ № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается бессрочно.
Согласно ч.1 ст. 26 ФЗ № 400-ФЗ, выплата страховой пенсии по старости на территории нашей страны осуществляется на текущий месяц. Также в анализируемой статье установил определенные механизмы получения страховой пенсии по старости в случае, если выплата пенсии была приостановлена, а также в случае, если пенсия не выплачивалась по вине пенсионного органа. Так, законодателем отмечается, что страховая пенсия, которая не была получена пенсионером своевременно по вине пенсионного органа, выплачивается ему за прошедшее время в полном объеме и какими-либо сроками не ограничивается. Если получатель страховой пенсии по старости умирает, начисленные суммы страховой пенсии по старости, которые причитались ему в текущем месяце, выплачиваются членам его семьи. Если члены семьи, проживающие с ним на совместной основе, отсутствовали, данные суммы будут наследоваться на общих основаниях.
Представляется вполне естественным, что в случае отсутствия у лица права на получение страховой пенсии по старости, в назначении пенсии будет отказано. Согласно ч.9 ст. 22 ФЗ № 400-ФЗ, в случае отказа, пенсионный орган в пятидневный срок сообщает заявителю о вынесении соответствующего решение с указанием причин отказа. Одновременно заявителю возвращаются все представленным им документы. Таким образом, в настоящее время существует законодательно установленный механизм установления, выплаты и доставки страховой пенсии по старости.
Также интерес представляет анализ пакета документов, необходимого для получения сертификата на материнский (семейный) капитал. Так, лица,
которые имеют право на получение материнского капитала или законные представители в случае, если речь идет о получателях - несовершеннолетних детях, обращаются за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Сертификат может иметь бумажную форму или форму электронного документа, а обращение допустимо не только в органы Пенсионного фонда, но и в многофункциональный центр (далее-МФЦ).
Обращение за получением сертификата на материнский (семейный) капитал осуществляется путем подачи заявления, форма которого утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 31.05.2019 года № 312п. К указанному заявлению прикладываются необходимые документы. Однако на современном этапе развития допускается получение сертификата на материнский капитал в беззаявительном порядке, что прямо предусмотрено ч.1 ст. 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (далее-ФЗ № 256-ФЗ).
Обращение за получением сертификата на материнский капитал может быть произведено в любое время после возникновения права на его получение. В случае получения сертификата в беззаявительном порядке, данные о нем будут отражены в личном кабинете физического лица на сайте ПФР или на портале государственных услуг. В связи с этим, с 2020 года в нашей стране действует беззаявительный порядок оформления материнского капитала и фактически, обращение за ним больше не требуется. Сведения о появлении ребенка, дающего право на материнский капитал, поступают в ПФР из государственного реестра записей актов гражданского состояния. Сегодня ПФР активно тестирует оформление сертификатов на материнский капитал по сведениям, которые содержатся в реестрах ЗАГС и определяют необходимую для оформления сертификата информацию о детях и родителях. Данные изменения введены Федеральным законом от 01.03.2020 № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала (далее-ФЗ № 35-ФЗ).
Однако для приемных семей сохраняется обычный (заявительный) порядок обращения за материнским капиталом, так как сведения об усыновлении предоставляют лишь сами родители, так как в ином случае будет нарушена тайна усыновления.
В практической деятельности информация, необходимая для принятия решения относительно выдачи или отказа в выдаче сертификата, запрашивается органами пенсионным органом самостоятельно, посредством направления ряда межведомственных запросов. Однако ранее, данный механизм имел несколько иной вид, и заявители были вынуждены представлять необходимые документы преимущественно в бумажном виде. Полагаем, что информатизация в данном случае сыграла положительную роль, так как это позволило уменьшить число случаев мошенничеств, совершаемых гражданами при получении материнского капитала. Так, судебная практика знала случаи, когда заявители представляли в пенсионные органы подложные документы о рождении ребенка, скрывали факт смерти ребенка и иные случаи.
В настоящее время, форма государственного сертификата на материнский (семейный) капитал утверждена Приказом Минтруда России от 03.08.2022 года № 444н. Также данным документом регламентируются правила выдачи, а также правила выдачи дубликата сертификата в случае необходимости.
На современном этапе развития, решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал принимается пенсионным органом в течение пяти рабочих дней с даты, когда было принято данное заявление или с даты, поступления в территориальный орган ПФР всех необходимых сведений. Если данные сведения не поступили в установленный срок, срок для принятия решения приостанавливается, но не может превышать пятнадцать дней со дня принятия соответствующего заявления. Представляется вполне естественным, что при принятии решения относительно выдачи сертификата на материнский капитал, пенсионный орган проверяет достоверность всех поступивших к нему сведений и может запрашивать необходимые дополнительные сведения. Ярким примером может быть запрос информации о том, не были родители лишены родительских прав или не состоялась ли отмена усыновления.
Вне зависимости от того, какое решение было принято пенсионным органом, заявитель уведомляется о нем в срок, не превышающий один рабочий дней со дня принятия такого решения. Основания для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата перечислены в ч.6 ст. 5 ФЗ № 256-ФЗ. Во-первых, в выдаче сертификата будет отказано, если лица не имеют права на получение данной меры государственной поддержки. Во-вторых, отказ будет иметь место в случае, если право на получение данной меры государственной поддержки было прекращено, например, ввиду лишения родительских прав. В-третьих, в случае представления в пенсионный орган недостоверных сведений. В-четвертых, в случае прекращения права на дополнительные меры поддержки в связи с использованием материнского капитала в полном объеме ранее. Стоит отметить, что указанный перечень оснований для отказа в выдаче сертификата является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, материнский (семейный) капитал имеет вид электронного документа или бумажного сертификата, который удостоверяет права лица на данную меру государственной поддержки. Сегодня действуют определенные правила обращения и получения данного сертификата, а отказ в представлении сертификата может быть обжалован, в том числе, в судебном порядке. Лица, которые обратились за получением сертификата или уже получили его, несут ответственность за достоверность всех данных, которые были ими предоставлены.