Файл: Маркетинговый комлекс предприятий торговли введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При принятии решения о приобретении или начале строительства нового магазина место его размещения имеет ключевое значение, и его оценка определяется выполнением следующих критериев:
-
расположение в «спальном» районе (у компании практически отсутствуют магазины в центре города); -
здание или земля для строительства должны располагаться поблизости от метро и/или поблизости от существующих торговых центров и основных автомагистралей; -
магазин должен находиться в поле зрения проезжающих по прилегающим автомагистралям водителей и их пассажиров; -
на прилегающем к магазину земельном участке возможно размещение парковки с устройством удобного въезда с прилегающих автомагистралей; -
в случае аренды здания срок аренды должен составлять не менее 5 лет.
Сеть магазинов «Пятерочка», входящая в холдинг Х5 занимает лидирующую позицию в рейтинге без агрегации. В таблице 1 представлен рейтинг продовольственных торговых сетей России по числу магазинов в 2022 без агрегации.
Таблица 1 - Топ 10 ритейлеров по количеству торговых точек без агрегации
Рейтинг 2022 | Группа | Названия сетей | Число магазинов на 2022 год | Число магазинов на 2021 год | Прирост количества точек (год к году) |
1 | Х5 Retail Group | Пятёрочка | 18320 | 16960 | 1360 |
2 | Магнит | Магнит | 16620 | 15095 | 1525 |
3 | Mercury Retail Group Limited | Красное&Белое | 11266 | 9475 | 1791 |
4 | Mercury Retail Group Limited | Бристоль, Бристоль-экспресс, франчайзи | 5229 | 4170 | 1059 |
5 | Бест Прайс | Fix Price | 4034 | 3628 | 406 |
6 | Торгсервис | Светофор, Маяк | 2739 | 2268 | 471 |
7 | Ермолино | Продукты Ермолино | 2443 | 2207 | 236 |
8 | Магнит | Дикси | 2333 | 2612 | -279 |
9 | Монетка | Монетка | 1858 | 1674 | 184 |
10 | ВкусВилл | ВкусВилл | 1352 | 1298 | 54 |
Торговая сеть «Пятерочка» обогнала «Магнит» по доле рынка. Так же стоит отметить «Пятерочка» обогнала по выручке магазины «у дома» и супермаркеты «Магнит» еще в первом квартале 2022 года. К первому кварталу 2022 года выручка «Пятерочки» превысила показатели всех продовольственных форматов «Магнита», в том числе и гипермаркетов. В общем, рынок продовольственных магазинов России вполне можно рассматривать как олигополию. У лидеров Х5 Retail Group и большого “Магнита” – 38 879 магазинов, что составляет 47,26 % от общего числа.
Ходят в «Пятёрочку» чаще, чем в другие магазины, потому что она ближе всего и она по большому счёту их устраивает.
Цель сети «Пятёрочка» — оставаться лидером по доле рынка.
В этом поможет активная экспансия, которая будет продолжена в ближайшие годы. «Мы недавно открыли 19-тысячную „Пятёрочку“. Я рассчитываю, что в следующем году мы точно откроем 20-тысячную „Пятёрочку“ и будем двигаться в сторону 21-й тысячи», — рассказал Владислав Курбатов.
3. Price
Ядро целевой аудитории «Пятерочки» женщины 25—45 в том числе с детьми, пенсионеры и молодежь от 16 до 24 лет. Перспективная аудитория женщины и мужчины 25—44 и экономные зрелые люди от 46 до 60 лет.
Ориентация на небогатую часть населения диктует следующее условие: цены должны быть низкими. Основным показателем для сравнения служат мелкооптовые рынки. Если в супермаркетах торговая наценка составляет около 40%, то в «Пятерочке» всего лишь 10-12%. В результате продукты стоят на 10-15% дешевле, чем на розничном рынке, и на 20-30% дешевле, чем в супермаркетах и гипермаркетах.
Ценовая политика компании построена на решении задачи завоевания и сохранения преимущественной доли рынка, в условиях жесткого противодействия конкурентов, и выполнения заданной финансовой модели.
Основа ценообразования в магазинах «Пятерочка» — поддержание минимальных в городе цен по примерно 150 товарным позициям (например, хлеб, молоко, макаронные изделия и пр.). Как правило, именно цены на эти позиции являются для покупателей ключевыми с точки зрения оценки уровня цен магазина и дальнейшего выбора этого магазина для совершения покупок.
Совмещение конкурентных цен и прибыльности компании возможно, путем совместного внедрения концепции:
-
еженедельное снижение цен в рамках компании «Пятерочка — лучшие цены»; -
еженедельной кампания по снижению цен относительно наименьших цен непродовольственных товаров в районе.
Концепция «Пятерочка — лучшие цены» подразумевает позиционирование магазинов сети, как магазинов с невысоким уровнем цен. «Пятерочка — лучшие цены» не означает, что покупатель будет иметь самые низкие цены, но означает, что цены будут низкими всегда, т.е. происходит еженедельное снижение цен на 25% на 40 — 50 наиболее популярных торговых наименований в рамках компании.
Программа по снижению цен относительно наименьших цен на 6—8 наименований непродовольственных товаров в районе, где расположен магазин, на 25% имеет следующую специфику:
-
разработана с целью привлечения покупателей и повышения лояльности; -
включает в себя наиболее востребованные товары, по которым покупатели судят об уровне цен. -
поддерживается широкомасштабным рекламным оповещением и выделением этих товаров из всего ассортиментного ряда, такие товарные наименования выставляются на стенде при входе.
Поддержку всех этих программ осуществляет постоянный мониторинг цен у конкурентов.
При формирования розничных цен в региональных магазинах используются те же подходы, что и при формировании цен в Москве. На основании этих подходов, устанавливается наценка на группы товаров ассортимента региональных магазинов, согласно которым менеджер по закупкам устанавливает розничные цены. Отличием является только уровень наценок, обусловленный конкурентной средой и структурой продаж.
Один из приоритетов «Пятёрочки» — оптимизация цен и ассортимента. По словам Владислава Курбатова, 70% продаж сети делают люди, нацеленные на экономию. На их запрос и будет ориентироваться сеть в работе с ценами. Лучшая цена увеличит трафик магазинов. Уже в настоящее время сеть сократила ассортимент на 15%, этот процесс будет продолжаться, высвобожденные от сокращения средства будут инвестированы в снижение цен.
4. Promotion
На рынке «Пятерочка» позиционирует себя как компанию, у которой:
-
Высокий рост ежедневного трафика и лояльности покупателей; Ежедневная оптимизация товарных предложений в категориях fresh и non-food; -
Повышение качества работы магазинов, обучение и развитие персонала; -
Проведение реновации торгового пространства для того, чтобы посетителям было проще и удобнее совершать покупки; -
Стандартизация магазинов (магазины новой концепции); -
Проведение эффективной маркетинговой поддержки во всех ключевых каналах коммуникации.
Основная цель маркетинговых коммуникаций компании состоит в привлечении и удержании клиентов посредством улучшения узнаваемости собственного бренда, оповещении клиентов о конкурентных ценах и т.д.
Цели и задачи коммуникаций:
1. Долгосрочные
-
повышение репутации (популярности) компании; -
повышение известности марки; -
формирование положительного имиджа.
2. Краткосрочные
-
увеличение продаж; -
повышение лояльности существующих покупателей (увеличение среднего чека, увеличение частоты посещений); -
привлечение новых покупателей.
Глобальная стратегия в коммуникативной политике: «Самые близкие низкие цены». Следуя этой стратегии компании необходимо всегда находиться рядом с покупателем, окружить его информационным потоком, который позволит ему сделать выбор в пользу компании. Находясь всегда рядом с покупателем, «самые близкие…», компания сможет формировать и управлять его лояльностью, что особенно важно в период роста конкуренции.
Магазины сети «Пятерочка» — крупнейшая российская сеть универсамов экономического класса:
-
«Пятерочка» — это магазины для экономных и расчетливых покупателей, которые контролируют свои расходы. -
Обещание потребителю — в магазинах «Пятерочка» Вы всегда сможете совершить свои ежедневные покупки с максимальной эффективностью. -
«Пятерочка» — это магазины для умных: вы всегда с умом сможете потратить свои деньги рядом с домом («самые близкие…»), ведь у нас вам не придется переплачивать («низкие цены…»).
В рамках данной стратегии компания использует следующую маркетинговую поддержку:
-
информирование потребителей об акциях посредствам распространения печатных материалов в магазинах, в близлежащих районах и с использованием радиорекламы; -
рекламные объявления в наиболее популярных печатных изданиях с информацией о низких ценах на популярные товары; -
распространение дисконтных карт по программе «Любимый покупатель», которые предоставляют их обладателям скидки по примерно 300 торговым наименованиям (по большей части — товарам под собственными брендами); -
специальные ценники на товары, продающиеся под собственным брендом; -
реклама на телевидении.
Успех маркетинговой коммуникационной компании сети «Пятерочка» подтверждается независимыми исследованиями. В частности, в опросах, проводимых компанией GfK, спонтанное узнавание бренда «Пятерочки» достигло 84% в Санкт-Петербурге и 43% — в Москве.
Проведя анализ рынка, проанализировав основных игроков, а так же разобрав концепцию маркетинг – микс компании «Пятерочка», необходимо доработать комплекс маркетинга компании с учетом всех возможностей и угроз.
Для увеличения объемов продаж также используются различные психологические приемы:
-
грамотная система мерчандайзинга в магазинах «Пятерочка». Он спроектирован по разработанным шаблонам, рассчитанными на выгодное движение покупателей по торговой зоне; -
использование больших тележек (покупатель подсознательно старается заполнить пустое место в корзине, соответственно приобретает больше товаров); -
размещение основных продуктов подальше от входа в магазин.
Супермаркеты сети «Пятерочка» применяют для продвижения бизнеса и своих товаров в основном такие маркетинговые коммуникации, как реклама и стимулирование сбыта. Связи с общественностью выражаются в основном в форме партнерства и осуществляются руководством бизнес-группы Х5. Личные продажи отличаются от других элементов маркетинговых коммуникаций тем, что основной их задачей является формирование канала сбыта продукции с помощью установления доверительных отношений с потенциальным покупателем. С этой целью компания организует работу по обучению торгового персона
Успех маркетинговой коммуникационной компании сети «Пятерочка» подтверждается независимыми исследованиями. В частности, в опросах, проводимых компанией GfK, спонтанное узнавание бренда «Пятерочки» достигло 84% в Санкт-Петербурге и 43% — в Москве.
Проведя анализ рынка, проанализировав основных игроков, а так же разобрав концепцию маркетинг – микс компании «Пятерочка», необходимо доработать комплекс маркетинга компании с учетом всех возможностей и угроз.
Заключение
Основополагающей стратегией по Майклу Портеру для компании «Пятерочка», будет являться лидерство по издержкам. Так как эффективная логистика компании, низкие издержки и налаженная система взаимоотношений с поставщиками и партнерами помогает ей справиться с угрозой конкурентов на рынке. Необходимо постоянно следить за размером издержек, так как это поможет удержать цены на выгодном уровне.
Конкурентная стратегия для компании «Пятерочка» очевидна, так как ее основной конкурент сеть «Магнит» в данный момент времени имеет самое большое количество магазинов с агрегацией в холдинг и достаточно бурный рост. Компании «Пятерочке» следует придерживаться стратегии «претендента на лидерство», стремясь занять место лидера.
«Пятерочке» необходимо разработать тактику атаки лидера. Финансовые возможности компании, за счет достаточно крупных инвестиций могут позволить использовать фронтальную атаку, которая подразумевает собой разработку новых товаров и активное продвижение сети.