Файл: Проблемы принятия болезни родственника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 слайд

Нервно-психические расстройства являются одной из наиболее распространенных форм неврологической патологии и наблюдаются в рамках большого числа различных по этиологии и патогенезу заболеваний головного мозга.

Нервно-психические расстройства, включают в себя как когнитивные, так и некогнитивные нарушения. Расстройства когнитивных функций может проявляться нарушениями восприятия, памяти, внимания, управляющих функций, праксиса, речи. Степень расстройств когнитивных функций подразделяется на недементные расстройства (легкие и умеренные) и деменцию.

2 слайд

Практически обязательным сопровождением когнитивных нарушений являются некогнитивные нервно-психические расстройства, к которым относятся депрессия, тревога, эмоциональная лабильность,  нарушения сна и пищевого поведения, эйфория, апатия, ажитация, агрессия, аномальная двигательная активность, психотические симптомы (бредовые идеи, галлюцинации). Наиболее часто нервно-психические расстройства наблюдаются при сосудистых заболеваниях головного мозга (последствия инсультов и, наиболее часто хронические цереброваскулярные заболевания); нейродегенеративных заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, деменция с тельцами Леви и др.); дисметаболической энцефалопатии; дефицитарных состояниях; демиелинизирующих заболеваниях; последствиях черепно-мозговой травмы; опухолях; ликворо-динамических нарушениях (нормотензивная гидроцефалия); психогенно обусловленных когнитивных нарушениях в рамках пограничных невротических расстройств тревожно-депрессивного спектра.

3 слайд

Основные, с точки зрения клинической психологии, проблемы жизни семьи в связи с болезнью ее члена (членов):

  • проблемы принятия болезни родственника;

  • необходимость принятия решений в отношении судьбы своих заболевших близких;

  • стигматизация и самостигматизация;

  • переживание чувства вины по поводу болезни родственника;

  • материальные и организационные проблемы длительного лечения и ухода за больным(и) членом(ами) семьи;



4 слайд

  • психологические проблемы выбора способа лечения (ухода), связанные со значительными затратами усилий и личного времени на их реализацию со стороны здоровых родственников;

  • изменение состава семьи в связи с болезнью одного или нескольких ее членов;

  • наличие нескольких больных, особенно принадлежащих к разным поколениям;

  • влияние состояния больного на качество жизни других членов семьи.

5 слайд

Общие характеристики динамики семейной системы, имеющей детей с нервно-психическими расстройствами.

  1.  Родственники больных - это люди, обремененные необходимостью ухода за тяжелобольным членом семьи, подвергающиеся систематической психологической и физической нагрузке и нуждающиеся в психологической поддержке, сопровождении и информировании

  2. Нередко переживания острого кризиса у родителей после постановки диагноза схожи с симптомами посттравматического стрессового расстройства и переживанием горя, утраты: разрушение прежних представлений о ребенке, о себе, об окружающем мире и своем месте в нем, крах представлений о будущем, чувство вины и беспомощности. Многие родители проходят через те же фазы: шока, отрицания, гнева, пересмотра ценностей и т. д. Некоторые семьи застывают в состоянии «хронического горя»


6 слайд

  1. Здоровые члены семей, имеющих ребенка с нервно-психическими расстройствами, зачастую испытывают чувство стыда, вину перед социальным окружением, неудовлетворенность своей семейной жизнью, фрустрирующие состояния нервно-психического напряжения, тревоги - все это приводит к тому, что структура и отношения в таких семьях весьма неустойчивы (Однако важно отметить, что члены семьи, ухаживающие за ребенком, могут относиться к собственной роли не только как к тяжелому бремени, приносящему страдания, но и как к вызову, с которым можно справиться, укрепляя и развивая личностные качества, что является наиболее благоприятным с точки зрения развития и дальнейшего нахождения преимуществ в собственной роли)

  2. Стресс в семье, связанный с наличием нервно-психического расстройства у одного из детей, отражается и на здоровых детях в таких семьях.


7 слайд

Принимая во внимание вышесказанное, можно говорить о конструктивных и деструктивных тенденциях развития семей, имеющих ребенка с нервно-психическим расстройством. Деструктивный вариант развития семейной системы в случае появления ребенка с нервно-психическим расстройством характеризуется тем, что снятие напряжения и неудовлетворенности, возникших в результате нервно-психического расстройства одного из членов семьи, происходит за счет отчуждения семьи от больного, отказа от ответственности за него, за счет нарастания конфликтов как внутри семьи, так и с социальным окружением, стремления к изоляции.

8 слайд

В качестве конструктивных факторов развития семейной системы являются хорошее знание членов семьи личностных особенностей индивида с нервно-психическими расстройствами, способность и готовность находить значительные резервы усиления влияния на него. Это семья, в которой организация помощи индивиду с нарушениями стала основной целью, мобилизовала и сплотила всех. Характерной чертой конструктивной семьи являются открытость коммуникаций внутри семьи, хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением.

9 слайд

Практические рекомендации по поддержке семей детей с нервно-психическими расстройствами

  Достижение оптимального качества жизни для членов семьи в ситуации нервно-психического заболевания у ребенка и есть основная цель совместной работы с семьей. Семейная психотерапия в данном случае направлена на эмоциональную поддержку и сопровождение в процессе принятия диагноза, актуализацию ресурсов членов семьи и семейных ресурсов для его прохождения.

  Психотерапия семьи, имеющей ребенка с нервно-психическими расстройствами, должна учитывать разворачивающийся процесс принятия факта болезни и ограниченных возможностей ребенка и следовать ему. Итогом проработки всех стадий горя в связи с утратой представления о здоровом ребенке должно стать принятие, предполагающее осознание ограничений, которые касаются собственной жизни и жизни ребенка, и осознание собственного отношения к этим ограничениям.

10 слайд

При работе с семьей следует обращать внимание на то, что члены семьи могут быть на разных стадиях принятия тяжелого диагноза ребенка, и это может затруднять объединение семейных ресурсов по преодолению семейного стресса.


  Простившись с неоправданными надеждами, оплакав несостоявшуюся жизнь в том виде, о которой мечтали, родители начинают выстраивать новое поведение, спокойно переживая реальные ограничения. Их жизнь и жизнь их ребенка значительно отличается от жизни родителей и жизни условно здоровых детей, но она наполнена соответствующими реальности смыслами и действиями.