Файл: Протокол 6 от 26 мая 2022 г. Фонд оценочных средств к рабочей программе дисциплины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательное частное учреждение
высшего образования
МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ
Одобрен Решением Ученого Совета Протокол № 6 от «26» мая 2022 г. | |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
к рабочей программе дисциплины
«История и философия науки»
Научная специальность | 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика |
| |
Уровень программы | аспирантура |
| |
Форма обучения | очная |
Москва 2022 г.
Фонд оценочных средств текущей и промежуточной аттестации по дисциплине «История и философия науки»
Фонд оценочных средств является неотъемлемой частью рабочей программы дисциплины и основной образовательной программы.
Фонд оценочных средств представляет собой комплекс учебных заданий, предназначенных для измерения уровня достижений аспирантами установленных результатов обучения, и используется при проведении текущей и промежуточной аттестации (в период зачетно-экзаменационной сессии).
Цель ФОС – установление соответствия уровня подготовки аспирантов на данном этапе обучения требованиям рабочей программы дисциплины.
Основными задачами ФОС по учебной дисциплине являются:
-
контроль достижений целей реализации ОП; -
контроль процесса приобретения аспирантами необходимых знаний, умений, навыков (владения/опыта деятельности); -
оценка достижений аспиранта; -
обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование методов обучения в образовательном процессе.
-
Краткое тематическое содержание и методы текущего контроля успеваемости по дисциплине
№ раздела/ темы | Краткое тематическое содержание /этапы формирования компетенции | Методы текущего контроля успеваемости |
1 | Предмет и основные концепции современной философии науки | О |
2 | Наука в культуре современной цивилизации | О |
3 | Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции | О |
4 | Наука как познавательная деятельность, структура научного знания | О |
5 | Динамика науки как процесс порождения нового знания | О |
6 | Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности | О |
7 | Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научнотехнического прогресса | О |
8 | Наука как социальный институт | О |
9 | Философия и экономическая наука в III-ем тысячелетии | О |
10 | Философские аспекты финансовой деятельности | О |
11 | Формирование новой социоэкономической реальности. | О |
12 | Информационное общество. «Человек информационный» и информационная экономика. | О |
13 | Генезис и эволюция экономической науки. | О |
14 | Зарождение и формирование неоклассической доктрины в экономической науке | О |
15 | Специфика экономической науки в России | О |
16 | Доктрина государственного регулирования в экономической науке: зарождение и развитие | О |
17 | Становление и эволюция финансовой науки. | О |
17 | Становление и эволюция финансовой науки. | О |
18 | Новый инструментарий финансовой науки в конце ХХ века. Экономическая наука в XXI веке Институционализм. Неоинституциональная экономика. | Р Т |
2. Фонд оценочных средств и материалы текущего контроля успеваемости аспирантов и промежуточной аттестации по дисциплине
2.1. В ходе реализации дисциплины «История и философия науки» используются следующие формы текущего контроля успеваемости аспиранта: реферат, опрос, тестирование и т.д.
2.2. Преподаватель при текущем контроле успеваемости, оценивает уровень подготовленности аспиранта к занятию по следующим показателям:
-
устные (письменные) ответы на вопросы преподавателя по теме занятия; -
количество правильных ответов при тестировании; -
по сформированности собственных суждений основанных на значимых фактах и практических результатах отраженных в реферате; -
аргументированности, актуальности, новизне содержания доклада; -
по точному выполнению целей и задач контрольной работы.
Детализация баллов и критерии оценки текущего контроля успеваемости утверждается на заседании кафедры.
2.2.1. Вопросы для подготовки к опросу по всем изучаемым тема дисциплины:
Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.
1. Эволюция понятия «наука».
2. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
3. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.
4. Особенности экономического познания.
5. Позивитистская традиция в философии науки.
Тема 2. Наука современной цивилизации.
1. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.
2. Ценность научной рациональности.
3. Сциентизм и антисцитизм как ценностные мировоззренческие ориентации.
4. Наука как особая сфера культуры.
5. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
6. Наука и творчество.
7. Этика науки и нравственная ответственность ученого.
Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
1. Преднаука и ее особенности: эмпирический, сакрально-кастовый, рецептурный, догматический характер знания, его непосредственная связь с практическими задачами.
2. Возникновение науки, научные знания в Древнем востоке.
3. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
4. Средневековое мировоззрение и особенности научного познания этой эпохи.
5. Революция в мировоззрении в эпоху Возрождения.
6. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам и возникновение идеалов математизированного и опытного знания.
7. Галилей и его роль в возникновении современной науки.
8. Эмпиризм Ф. Бэкона, физика и рационализм Р. Декарта.
9. Наука ХIХ века.
Тема 4. Наука как познавательная деятельность, структура научного знания.
1. Наука как процесс познания.
2. Структура науки, ее компоненты и функции.
3. Специфика естественных и гуманитарных и экономических наук.
4. Критерии научности знания.
5. Эмпирический и теоретический уровни знания, критерии их различения.
6. Основания науки, их структура.
7. Научная картина мира, ее исторические формы и функции (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Идеалы и нормы научного познания.
8. Философские, социальные, логические, семиотические и методологические основания науки.
9. Понятие научного метода.
10. Интуиция и воображение в научном и экономическом мышлении
Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.
1. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
2. Закономерности и формы развития теоретических знаний.
3. Догадка и гипотеза как формы развития научного знания.
4. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.
5. Философия как детерминанта динамики научного и экономического знания
Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.
2. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций.
3. Научные революции в экономическом познании.
4. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
5. Глобальные революции и типы научной рациональности.
6. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
7. Понятие «классическая наука».
8. Понятие «неклассическая наука».
9. Неклассический стиля мышления, его характерные черты
Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научнотехнического прогресса.
1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.
2. Наука – основа инновационной деятельности в информационном обществе.
3. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.
4. Сближение идеалов естественнонаучного и социальногуманитарного познания
5. Осмысление связей социальных и внутри научных ценностей как условие современного развития науки.
6. Экологическая этика и ее философские основания.
7. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
8. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).
9. Наука и паранаука.
10. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов
Тема 8. Наука как социальный институт.
1. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
2. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия).
3. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).
4. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
5. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
6. Основные задачи и проблемы государственной научно-технической политики в современной России.
Тема 9.Философия и экономическая наука в III-м тысячелетии.
1. Экономика как основополагающий вид человеческой деятельности.
2. Проблема истины в экономическом познании.