Файл: Психология общения Практикоориентированное задание 1 Анализ коммуникативной ситуации. Определение видов и приемов общения Схема комплексного анализа коммуникативной ситуации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психология общения

Практикоориентированное задание 1: Анализ коммуникативной ситуации. Определение видов и приемов общения
Схема комплексного анализа коммуникативной ситуации

  1. Сформулируйте цели (предметную и коммуникативную) каждого из участников коммуникации в конкретной ситуации. Меняются ли цели по ходу общения? Как?

2. Охарактеризуйте типы общения, происходящего между участниками коммуникации (открытое/закрытое, инициативное /принудительное, официальное/неофициальное, этикетное/свободное и т.д.). Изменяется ли тип общения по ходу анализируемого фрагмента?

3. Охарактеризуйте языковой паспорт персонажей: допускают ли они речевые ошибки, нарушают ли нормы культуры речи? Как персонажей характеризует их речь?

4. Насколько персонажи соблюдают этикетные нормы (внешнего вида, речевого этикета, этикета поведения), укажите на нарушения, если таковые есть.

5. Охарактеризуйте социальные и коммуникативные роли, реализуемые персонажами в анализируемом фрагменте. Изменяются ли коммуникативные роли по ходу фрагмента?

6. Проведите трансакционный анализ общения персонажей (по Э.Берну).

7. Найдите во фрагменте проявления действия тех или иных законов общения, подтвердите примером.

8. Охарактеризуйте невербальное поведение персонажей. Каков объем использования персонажами невербальных средств общения? Что персонажи сигнализируют невербально, как они пользуются невербальными средствами?

9. Приведите примеры правил и приемов речевого воздействия, используемых персонажами.

Заключение - в свободной форме. Необходимо охарактеризовать коммуникативные позиции персонажей - у кого они сильнее, у кого слабее, как коммуникативные позиции меняются в ходе общения, кто достигает, а кто не достигает поставленных целей и каких, кто эффективней использует правила и приемы общения.

Приемы общения, способствующие установлению отношений взаимопонимания:

1. визуальный контакт, а также улыбка и другие средства невербального общения;


2. рукопожатие. Физический контакт – важный момент установления отношений;

3. вербальное приветствие в соответствии с ситуацией;

4. первые слова приветствия, которые должны соответствовать правилам делового этикета, но желательно в форме открытых вопросов (например: «что?», «когда?», «как?»);

5. искренность и заинтересованность во взаимодействии;

6. открытые вопросы, внимательность к собеседнику. Можно частично использовать ответы партнера для постановки следующих вопросов. Также логично дать партнеру важную или нужную информацию о себе, попросить партнера высказать свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы. Возможно использовать ситуативно уместный юмор;

7. четкое общение: короткие, но ясные высказывания по существу предмета общения; можно заканчивать свои фразы вопросами, использовать завязки для положительных ответов

8. адекватность и темп. При хороших сбалансированных отношениях партнеров существует регулярное чередование ответственности за установку темпа. Логично попытаться соответствовать партнеру по скорости речи, интонациям, ритму дыхания, жестам, позам

9. установление доверия. Самым эффективным способом формирования доверительных отношений является честность в отношении собственных страхов, слабых мест, мотивов.

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица).

Виды общения по целям:

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений

, личностного роста.

Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности:

1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;

2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;

3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);

4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.


5) «контакт масок» - формальное общение без стремления понять партнера.

И др.
Ссылка на дополнительный источник:

Стернин И.А. Анализ коммуникативных ситуаций.- Изд.2, испр. и доп.- Воронеж: «Истоки», 2013. – 50 с.

http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Analiz_kommunikativnich_situazyi.pdf
Формулировка задания: Выберите любую коммуникативную ситуацию, описанную в литературе и проведите ее анализ по схеме, предложенной выше. Определите, какие виды и приемы общения реализуются в выбранной коммуникативной ситуации.
Описание требований к оформлению результатов: работа выполняется шрифтом Times New Roman кегль 14, интервал 1,5. В ответе необходимо представить выбранную коммуникативную ситуацию (не более 1 страницы) и ее разбор по схеме (1-2 страницы).
Критерии оценивания:

  1. Полнота: анализ всех пунктов схемы, указание вида и приемов общения.

  2. Точность: отсутствие ошибок в анализе.



Основные элементы коммуникативной ситуации, противоречия в их освоении разными ее участниками. Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери. — Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь? — Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко. — Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил. — Я... я не струсил, а мне... мне маму жалко. — Ты говори: поедешь или нет? — Я поеду, только... только погоди. Мне хочется дома пожить. — В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын. — И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны! Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина. — Так ты не поедешь? — еще раз спросил Чечевицын. — По... поеду. — Так одевайся! И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры. И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев. А. П. Чехов «Мальчики» Анализ ситуации общения:


1) В этом фрагменте коммуникативным лидером или адресантом является Чечевицын, а его адресат – Володя. Тема общения – «поездка» в Америку, цель адресанта – уговорить передумавшего ехать друга.

2) Я считаю, что в данном фрагменте дружеского общения нет взаимопонимания между двумя мальчиками. Чечевицын настойчиво настаивает на том, чтобы Володя поехал с ним. У него нет желания понять, какие чувства испытывает его друг, почему он так нерешительно дает свое согласие на поездку в Америку. Я не заметил между ними нотки доверия друг к другу. Как мне кажется, Володя не дал четкого ответа сразу, потому что он, возможно, просто не смог открыть всей правды своему товарищу. По моему мнению, искренности и доброжелательности между ними нет. Это обусловлено тем, что Чечевицын, фактически, подкупает своего товарища, чтобы он только поехал вместе с ним. Так же стоит обратить внимание на то, что столь убедительный и настойчивый Чечевицын даже не попытался узнать истинной причины отказа своего товарища.

3) Здесь я увидел упрек («Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот струсил») и требование («Когда так, отдай же мои пистоны!»). Эти жанры являются деструктивными. Вывод: я считаю, что это общение можно назвать дружеским, ведь ребят объединяет общий интерес. А несогласие Володи ехать объясняется тем, что он еще совсем юн (ученик второго класса) и просто боится. Чечевицын ведет себя очень властно и настойчиво, но это связано с тем, что он тоже очень мал и не понимает, что их поездка в Америку – это что – то из области фантастики, поэтому его поведение – это всего лишь капризы ребенка