Файл: 9 Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Крайнева А.

Задания по Теме 9 «Социальные институты»

  1. Приведите примеры хабитуализации и типизации в своей повседневной деятельности (предварительно необходимо прочитать главу 2 из работы П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности»).

Типизация. На работе я типизирую всех, кто вступает со мной во взаимодействие на протяжении дня. Например, это могут быть клиенты и «не клиенты» (те, кто обращается по вопросам, не относящимся напрямую к моей работе). И те и другие типизируются на более мелкие классы. Так клиенты бывают «точно знающими чего они хотят», «незнающими чего хотят» или «примерно представляющими, зачем они пришли». «Не клиенты» делятся на вежливых, грубых, тех, кому помочь нужно по «гражданскому долгу» (женщины с колясками, например) и так далее. Выяснить, к какому типу относится тот или иной человек можно за несколько фраз. Поняв, к какому типу относится наше взаимодействие, я уже не должна оценивать ситуацию и решать как себя вести каждый раз заново, так как все эти ситуации повторяются каждый рабочий день по нескольку раз. Каждый из этих типов предполагает общение по определённому образцу, следуя которому я избегаю лишней психологической нагрузки. Стоит отметить, что такие «образцы» построения взаимодействия не являются прописанной частью моей должностной инструкции. Все эти модели поведения были сконструированы, основываясь на повседневном опыте, на его закономерностях и неминуемой шаблонности.

Хабитулизация приветствий. С разными людьми привычны разные формы приветствий. На работе, с друзьями, дома-в каждом из эти случаев уместны свои формы приветствий и прощаний. По мере сближения с коллегами в привычку входят менее официальные и более дружественные формы.

Другой пример-забота о новом питомце. Когда в моей семье появилась вторая кошка, то забота о ней представлялась чем-то очень времязатратным. Постепенно это вошло в привычку и никто уже и не замечает её «особых» требований в уходе. То, что некоторое время назад казалось неудобным теперь из-за многократного повторения стало нормой.

  1. Объясните, каким образом осуществляет свою деятельность социальный институт.


Социальные институты возникают на почве какой-либо человеческой потребности, которую люди удовлетворяют определённым образом. Происходит опривычивыние-хабиталузацция. Далее этот образ действия передаётся следующему поколению. Каждое новое поколение удаляется от простых форм обоснования действия именно в таком виде. Поэтому социальный институт объективизирован и лигитимизирован, обладает определёнными санкциями. То есть за отказ следовать неким нормам, индивид может получить санкцию в виде, как минимум, социального неодобрения. Каждый социальный институт обладает своим набором ролей и статусов. Именно этот специальный набор и обуславливает гармоничную работу института.

  1. Приведите примеры формальных и неформальных социальных институтов и опишите их институциональные характеристики, функции и процесс функционирования.

Формальный: суд

Основные функции: регулятивная, функция воспроизводства социальных отношений, превентивная (транслирующая).

Институт является одним из основных, так как возникает из-за нарушение людьми общественного порядка. Таким образом, он возник в ответ на потребность людей мстить, чувствовать себя в безопасности и получать разрешение в спорных ситуациях. В процессе работы института возникают такие роли, как судья, адвокат, потерпевший, обвиняемый (если процесс уголовный).

Неформальный: институт кровной мести

Основные функции схожи с функциями суда, однако здесь может присутствовать функция социализации (отцы передают сыновьям знания; участники группы сильнее ощущают свою идентичность). Данный институт исчезал по мере развития института суда. Уникален в каждой отдельной группе (месть совершалась не за каждую обиду, а только за определённые действия, которые котировались как преступления, за которые можно покарать подобным образом).

  1. Опишите на примерах проявления институциональных признаков в институте образования.

Набор мер контроля-положительные и негативные оценки, отчисление, объяснительные.



Нормы поведения-отношения учителя/преподавателя и ученика/студента, внутренние нормативные акты, дресс-код

Приписанная логика- семейные традиции получать высшее образование; объяснение ценности образования уважением в обществе; уважение в обществе, основанное на уровне и качестве образования.

Легитимность- институт образования не противоречит другим институтам и даже поддерживается ими.

  1. Охарактеризуйте современное состояние российского социального института семьи.

Современный институт семьи в России переживает падение уровня заинтересованности со стороны молодых людей. Выросший за последние десятилетия уровень жизни привёл к отказу многих людей от создания семьи из-за отсутствия материальной необходимости. В то же время и сам институт семьи уже не способен выполнять все свои функции как раньше. Институт семьи активно замещается неоформленными отношениями без серьёзных обязательств или гостевым браком.

В последнее время на фоне частичной мобилизации многие мужчины задумались о необходимости продолжить род. В интернете стали появляться объявления, предлагающие разного вида контракты. Некоторые мужчины не хотят участвовать в жизни ребёнка далее и предлагают только биологический материал, другие же хотели бы видеться с ребёнком, если это будет возможно, и даже рассматривают вариант построить семью. Однако такое явление-скорее феномен и лишь демонстрирует то, как бездумно относятся современные люди к вопросу о создании семьи. Конечно, количество таких «предпринимателей» крайне мало для того, чтобы выровнять назревающий кризис в институте семьи.