Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Новозыбковская детская художественная школа»
Реферат на тему:
А.И. Лактионов «Письмо с фронта»
Выполнила :
учащаяся 8 «Г» класса
ДПОП «ДПТ»
Корчигина Кира
Руководитель:
Рожкова И.В.
Новозыбков 2023
Содержание
Введение 3
-
Герой своего времени - художник Александр Лактионов 4 -
Картина "Письмо с фронта"
2.1. История картины 6-8
2.2. Действующие 9
2.3. Композиция 10-11
Заключение 12
Литература 13
Введение
Творчество Александра Ивановича Лактионова в профессиональных кругах вызывало горячие споры. Одни считали, что его работам не хватает внутренней насыщенности образов, другие отмечали правдивость его искусства. Но если бы Лактионов написал одну только хрестоматийную картину «Письмо с фронта», его имя можно было бы вписать золотыми буквами на страницы истории изобразительного искусства советской эпохи.
Меня очень заинтересовал этот факт и я решила познакомиться с картиной Лактионова "Письмо с фронта".
Цели:
- познакомиться с особенностями творчества Александра Ивановича Лактионова,
- детально изучить историю картины "Письмо с фронта"
-
Герой своего времени - художник Александр Лактионов
Родом художник из Ростова-на-Дону. О своих детских годах и семье он позже напишет: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец». Мальчишкой он любил рассматривать репродукции картин в старых дореволюционных журналах, мечтая о том, как обязательно когда-то станет художником.
Отец семейства работал на ростовском заводе, а к концу жизни — на железной дороге. Именно с его легкой руки маленький Саша очень рано начал рисовать. Уже в четыре года он настолько точно и объемно изображал предметы, что на его рисунки и на него самого приходил посмотреть народ со всей округи. Безусловно своей любовью к живописи Лактионов обязан своему отцу, который и сам неплохо рисовал. «Я кузнец, — говорил он, — но ты у меня, Сашок, видать, будешь художником!»
Лактионовы, старший и младший, годы спустя, были безмерно счастливы, когда 16-летний Александр поступил в художественную школу. Сбылось желание отца и мечты сына:
«Для меня началась пора светлых праздников в жизни и в искусстве... Ростовская школа дала мне очень много... Я понял, что могу быть только художником и другого пути в жизни у меня нет».
Итак, с 1926 по 1929 годы учился в Ростовской художественной школе. В 1930 году со своими друзьями, молодыми художниками, поехал в Москву, чтобы продолжить свое художественное образование.
В Москве друзья познакомились с некоторыми известными московскими художниками, в том числе с И.Э. Грабарем, который дал им рекомендательное письмо для поступления в Ленинградский государственный ИЖСА им. И.Е. Репина (в последствии Академия художеств СССР).
Но так получилось, что молодые люди приехали слишком поздно, прием студентов в учебное заведение был закончен. Прочитав рекомендательное письмо и познакомившись с их работами, И.И. Бродский принял сверх набора в свою мастерскую только Александра Лактионова
После окончания учебы Александр Лактионов преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Во время войны вместе с институтом был эвакуирован в Самарканд. Вернулся в Москву в 1944 году. После войны жил в Загорске, где имел небольшую комнату, переделанную из бывшей кельи монастыря.
Именно в Загорске в 1947 году художник написал самую знаменитую свою картину «Письмо с фронта».
2. А.И. Лактионов «Письмо с фронта»
1947 год
Холст, масло. 225 × 155 см.
Государственной Третьяковской галерее, Москва.
2.1 История картины
У этого полотна очень необычная история. В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал - люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен. Проблема решилась сама собой, когда летним солнечным днем 1943 года художник повстречал раненного солдата, несшего письмо сослуживца его семье. Солдат, опираясь на палку, с плащ-палаткой через плечо, увидев Лактионова, подошел и попросил помочь найти нужный ему адрес. Художник тут же предложил его провести. По дороге завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга весточку. Лактионов привел бойца к нужному дому и увидел, как того сразу же обступили родные друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже словечко. Замысел картины тут же сформировался в образы и сюжет.
Художник немедля принялся за работу. На написание картины ушло около двух лет, так как работал над ней живописец лишь в солнечные погожие деньки, что бы как можно реальнее передать свет и тень.
В дальнейшем эта работа прошла путь, что называется - «от тернии к звездам». Во времена советской власти, чтобы картина дошла до зрителя, перед открытием выставки собиралась комиссия, решавшая судьбу полотен художников. Строгий отбор, где ценились художественность и глубина образов, мастерство и многие другие тонкости пройти удавалось с трудом. На такое рассмотрение строгих рачителей нравственности и
идейности в искусстве попало и «Письмо с фронта», выставленное в 1947 году в центре экспозиции Третьяковки.
И вот на этот холст, висевший на центральной стене — набросились буквально все члены комиссии. «Почему? А как показана советская семья на этом полотне? Что это за дом такой, стена с облупленной штукатуркой, проломленное крылечко, люди как-то бедно одеты, женщина в растоптанных шлепанцах? И это мы так представляем советскую семью, советскую действительность?! А как иностранцы будут ходить, и что они подумают о нашей замечательной родине?». Организаторы выставки обомлели, им и в голову не могло прийти, что таким образом, можно судить о картине. Но на всякий случай стали уговаривать и упрашивать возмущенных членов консилиума. Разрешить то - разрешили, только велели перевесить куда подальше.
Картина получила огромный успех. Впервые она была показана в 1948 году на Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее, которая и приобрела её для своей экспозиции. Картину сослали в маленький зал, сунули в простенок между дверью и окном. Но даже там люди заметили ее. Посетители Третьяковки останавливались и подолгу стояли, всматривались. Некоторые плакали. Война только закончилась. Тема была живой и отзывалась в каждом: простые люди в простой и понятной обстановке. Много солнца, много красок. Детали были настолько мастерски выписаны, что казались реальными. Каждый чувствовал себя участником этой сцены. У картины скапливались толпы. Экскурсоводам пришлось что-то говорить по поводу припрятанной работы.
Сам Лактионов, когда увидел, где висит его картина, очень обиделся и расстроился: какой-то закуток, плохое освещение. Но, несмотря на все это, люди смотрят. Тогда он поинтересовался книгой отзывов. Времена были другие, музеев было немного, люди ходили на выставки очень активно. И давали письменные оценки увиденному. А в книге что ни отзыв — то о «Письме с фронта», и все — восторг.
Работа оказалась воспринята настолько хорошо, что печаталась в календарях, журналах, в школьных учебниках и даже изображена на почтовой марке.
Получилось, что художник донес до власти, что его выбрал сам народ. И, как следствие, Александр Иванович Лактионов получил самую высокую награду того времени — Сталинскую премию первой степени.
-
Действующие лица
Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой "Письма с фронта" - это уже художественный вымысел.
Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа - он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.
Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.
-
Композиция
Что мы видим на картине?
Сцена получения родными письма от солдата с фронта. Фронтовик, что стоит на картине слева, который возвратился с войны, принёс семье письмо солдата. По всему видно, что письмо оказалось долгожданным.
На картине изображен вид из дома на крыльцо, на котором стоят несколько человек. На заднем плане расположены соседние дома и широкий зеленый двор. На голубом небе легкие облака и след от истребителя – безмолвное свидетельство войны.
Центр композиции задает мальчик – он сидит на скамье с письмом в руках и читает его вслух. Вокруг собрались слушатели. В тени дома стоит его мать в свободной темной юбке и белой блузке, в руках она держит конверт и свои очки. Рядом – его сестренка, на ней платье с красной вышивкой, а в косах алые ленты. Снаружи, опираясь на трость, стоит солдат, принесший весточку. Он не удержался и решил остаться, чтобы разделить радость с семьей своего фронтового товарища. В зубах у него дымящаяся самокрутка, а на лице написано дружелюбное спокойствие.
Невдалеке, опираясь на перила стоит девушка-соседка, которая, очевидно, шла мимо и решила присоединиться к чтению письма. У нее русые волосы, яркое желтое платье, на руке выделяется повязка дежурного ПВО.
Современному человеку удивительно, что такое, казалось бы, чтение письма – происходит при соседях и посторонних. Но для советских людей все было общим – и горести, и радости. В условиях войны это проявлялось особенно ярко: все объединялись перед лицом внешней опасности, становясь друг другу еще ближе.
Интересно рассмотреть детали произведения. Внутренняя часть дома утопает в тени – это пространство относится к повседневным заботам, тяжелому труду, долгим дням и ночам ожидания. В противоположность этому, солнечный свет, выделяющий крыльцо – символ радости, благой вести. При этом, лицо мальчика освещено не сверху, а снизу, как будто светится само письмо. Ведь новости с фронта, о том, что их муж и отец жив – это то, что поддерживает семью, придает им силы жить дальше и ждать.
Сюжет картины и сама сцена основаны, как это принято сейчас говорить, на реальных событиях, и не являются лишь плодом фантазии и выдумки талантливого художника. Сам Александр Лактионов стал свидетелем этой сцены.
Заключение
«Письмо с фронта» — высокореалистичное полотно приметно не только эмоциями, но и мастерским владением цветом, формой, тщательно детализировано.
Композиция, колорит и жизнеутверждающая интонация сделали картину символом радостных надежд, долгожданных вестей с фронта. В этой идиллии дети здоровы и сыты, матери и сестры румяны и веселы, а раненые бойцы идут на поправку. Такой жизни желает каждый, но находят, увы, не все.
Картина, несёт в себе положительные эмоции, несёт в себе тепло и радость. А окружающая обстановка и природа, подчёркиваю мир над головой, жителей деревни, которые ждут своих родных и близких с фронта. Именно слово «ПОБЕДА», принесло радость в глаза людей. Эта картина дарит надежду и радость. Мне она очень нравится.
Литература
Интернет источник:
https://kulturologia.ru/blogs/020819/43804/
https://dzen.ru/a/Xol2hxG_nCynVLjG
https://matveychev-oleg.livejournal.com/4943373.html
https://kulturologia.ru/blogs/020819/43804/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D1%81_%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0