ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Особенности античной философии
В ходе развития европейской культуры понимание сути философии и подходы к решению ее вопросов существенно изменялись. Поэтому можно выделить несколько исторических типов философствования (Рис.2.1).
Рис.2.1 Исторические типы философствования.
Античная философия Греции и Рима. (VII в. до н. э. - VI в. н. э.) оказала огромное воздействие на европейскую культуру. Именно в античности были сформулированы центральные проблемы философского знания и заложены основные способы их решения.
Выделим особенности античной философии.
1. Для всей античной культуры, включая философию, был характерен космоцентризм. В центре внимания античных авторов - Космос как телесное, разумное, прекрасное существо, определяющее законы мира и судьбу человека.
2. Философия в античности представала как свод знаний о процессах, протекающих в природе и обществе, а также о познавательной деятельности и нравственном совершенствовании человека. Поэтому к числу философских относились и те проблемы, которые в Новое время стали предметом естественнонаучных исследований (например, вопросы об устройстве Космоса и Земли, о возникновении жизни и человека). Философские концепции природы получили название «натурфилософия». В силу же отсутствия конкретных данных, неизвестные философам связи и закономерности подменялись вымышленными, придуманными. Это придавало античной философии умозрительный характер.
3. Центральной проблемой, попытки рационалистического решения которой собственно и положили начало формированию философии, стала проблема основания бытия, обусловливающего единство и многообразие действительности. В ходе развития античной культуры были предложены весьма разнообразные ее решения. Это и оказалось предпосылкой расхождения материалистических и идеалистических учений.
4. Мир, как правило, рассматривался в качестве целостности, в которой происходят постоянные изменения, взаимопревращения. Это позволяет характеризовать античную философию как стихийно-материалистическую.
5. Большинство античных авторов было убеждено в познаваемости мира. В этот период сложилось представление о двух уровнях познания - чувственном (ощущения, восприятия) и рациональном (разум, логические рассуждения). Считалось, как правило, что именно рациональное познание позволяет получить истину.
6. Человек рассматривался как микрокосм (малый космос), подобный макрокосму (большому космосу), а значит, как телесное, разумное и прекрасное существо. Вследствие таких установок характерным для античной культуры стал эстетизм, то есть стремление к красоте во всех сферах жизни.
7. В античности считалось, что законы космоса определяют все события, происходящие в мире. Вследствие этого оказывалось, что и человеческая судьба установлена заранее, изменить ее невозможно. Такой подход получил название «фатализм». Однако человеку, согласно античным авторам, вовсе не следует пассивно ожидать свершения своей судьбы, напротив, он должен стремиться жить героически. Существенное место в философии занимали, поэтому, этические вопросы. Большинство философов усматривали цель человеческой жизни в достижении блаженства, при этом само блаженство трактовалось далеко не однозначно.
8. История общества в античности интерпретировалась обычно как циклический процесс. Существенное значение придавалось анализу государства, создавались классификации политических режимов.
В развитии античной философии принято выделять несколько исторических периодов:
1-становление античной философии (Милетская школа, Эфесская - Гераклит, Пифагорейская, Элейская школа, Атомистическая);
2- классическая греческая философия (Сократ. Платон, Аристотель);
3- эллинистически-римский период (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
Далее рассмотрим наиболее значимые учения античной философии.
2.2. Становление античной философии
В период становления античной философии особое внимание уделялось поиску оснований бытия. Представители Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. жившие в VII-VI вв. до н.э. в городе Милете), а также Гераклит из Эфеса (544-483 it до н.э.), усматривали такие основания в особых «архэ», или «стихиях» - земле, воде, огне, воздухе. Одно из этих начал считалось главным, например, вода (по Фалесу) или огонь (по Гераклиту). Согласно учениям этих древних мыслителей, в результате сочетания стихий, то есть их соединения и разъединения в различных пропорциях, образуются и разрушаются все вещи мира. Поэтому «все течет, все изменяется» (Гераклит).
ДЗ Подробно расписать первооснову любого из вышеперечисленных мыслителей.
Пифагор (ок. 582-500 до н. э.) и его ученики (Филолай, Алкмеон) считали основой бытия число и утверждали, что гармония космоса определяется математическими законами. Пифагорейцы верили в бессмертие и переселение душ.
ДЗ Посмотреть, что такое нумерология, каким образом она связана с Пифагором.
С позиций представителей Элейской школы - Парменида, Зенона (VI-V вв. до н.э., город Элея) - бытие едино, неделимо, неподвижно; никакого развития не существует. Данный тезис обосновывался с помощью специфических рассуждений, примером которых может служить следующее:
Все, что существует, то существует.
Все, чего не существует, то не существует.
Следовательно, ничто не может возникнуть.
И ничто не может исчезнуть.
Предлагались также особые примеры (апории). Долетит ли стрела до цели? Чтобы достичь мишени, она сначала должна пролететь половину пути. Однако еще раньше ей следует пройти половину от половины, то есть четверть пути. Но для этого ей надо покрыть расстояние в половину от четверти, то есть восьмую часть пути и т.д. Следовательно, стрела вообще не сдвинется с места. Такого рода построения получили название «негативной диалектики». Очевидно, однако, что они вступали в противоречие с фактами, непосредственно воспринимаемыми человеком (изменяемость вещей). С целью преодоления этого противоречия, элеаты утверждали, что чувственные восприятия (зрительные, слуховые и др.) обманывают человека. Лишь разум позволяет получить истинные знания.
ДЗ привести в пример еще одну аорию
2.3. Античный атомизм
Атомизм является целостным учением, в котором освещены все центральные проблемы античной философии. К числу представителей этой школы относятся мыслители, жившие в разные исторические периоды: Левкипп (V в. до н. э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Эпикур (341- 270 гг. до я. э.).
Учение о бытии. Мир состоит из атомов, двигающихся в пустоте. Атомы (неделимые частицы) различаются по размеру, форме, положению. В результате их сочетания образуются все вещи. Двигающиеся атомы собираются в «вихри», из которых образуется бесчисленное количество миров, в которых естественным путем (без вмешательства богов) может возникнуть жизнь. Все в мире имеет причину, подчинено необходимости, а значит, не бывает случайных событий. (Представление об отсутствии случайности характерно
в первую очередь для Демокрита. Эпикур же отступал от этого тезиса). Философский принцип, в соответствии с которым все явления в мире имеют естественные причины, называется принципом детерминизма.
Теория познания. Чувственные восприятия являются основой познания (от вещей всегда отделяются атомы и попадают в органу чувств человека, воздействуют на них) и, все же, лишь разум позволяет раскрыть истинную суть вещей.
Учение о человеке. Человек есть единство души и тела. Душа, как и тело, состоит из особых атомов, распространенных повсеместно. Они попадают в тело в процессе дыхания. После смерти человека и тело, и душа распадаются.
Представления об обществе. Общество возникло естественным путем - люди объединялись, так как вместе им легче было удовлетворять свои потребности (нужды). Подражая ласточкам, они научились строить дома, подражая паукам - ткать и т.д.
Учение о нравственности (этика). Атомистическая этика наслаждения в развитой форме разработана Эпикуром. Человек стремится к удовольствиям и избегает страданий. Его цель - блаженство, то есть здоровье тела и безмятежность духа. Путь к блаженству -наслаждение, но лишь естественное и необходимое (чрезмерные же удовольствия порождают только новые страдания). Все, что дарует наслаждение, является добром, а все, что ведет к страданиям - злом. Философия, согласно Эпикуру, помогает человеку достичь блаженства, ибо даваемое ею знание освобождает от страха перед богами и смертью.
Дз Добавить классификацию наслаждений по Эпикуру.