Файл: Тема Киевская Русь Образование древнерусского государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема : Киевская Русь


  1. Образование древнерусского государства.

К 6 в. Племена восточных славян переживают процесс разложения первобытно- общинного строя. К 8 в. На терр славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стоял князь и княжеская дружина. Формой общественных отношений была военная демократия. Господствующий класс складывался из старой аристократии – вождей, старейшин. Далее племенные союзы объединялись в еще более крупные образования. ДГ образовалось в 882 г в результате объединения под властью Киева 2-ух славянских гос-в Киевского и Новгородского. Позднее Киевскому князю подчинились и другие слав. Племена.- радимичи, вятичи, уличи, древляне, тиверцы и поляне. Оно просуществовало до сер 12 в. Далее стали образовываться княжества: Киевское, Черниговское, Переяславское. Согласно норманской теории ДГ восточных славян создали варяги. Однако источники свидетельствуют о том, что к приходу варяг гос-во у славян уже сложилось.

На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). В правление Олега (879-912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

Князь Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов.

Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она установила в серединеXв. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980-1015), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру (православие) и укреплять власть киевского князя на местах. Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Этот период знаменателен крещением Руси и началом формирования «Русской правды» - правовой основы государства. Это правление Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого
- стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, ставшее во главе вотчинной системы, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Князья использовали дружину в борьбе за перераспределение феодальной ренты.

Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

Юридически закрепил начавшуюся раздробленность Любечский съезд князей в 1097 г. На нем принят новый порядок наследования власти. Теперь каждый князь передавал по наследству свои земли («вотчину») старшему сыну. Происходит усиление роли феодальных центров, возрастает роль бояр, которые стремились к самостоятельности. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого Киевская Русь фактически распадается и начинается период феодальной раздробленности.

  1. Принятие христианства на Руси.

Причинами принятия христианства стали: стремление великого князя киевского Владимира укрепить свою власть и сплотить государство; необходимость новой идеологии, которая помогла бы утвердить отношений господства-подчинения; язычество изолировало Русь от христианского мира Европы. Согласно другой легенде, Владимир крестился в Корсуне (Херсонесе) в Крыму. В 988 г. он пошел на Корсунь и начал осаду города, потребовав в жены сестру византийского императора Анну. Священники крестили Владимира, после чего выдали за него замуж Анну.Принятие византийской веры произошло не на пустом месте. Между Русью и Византией существовали прочные культурные и экономические связи.

Христианизация Древней Руси протекала в течение 100 лет. Киев, подчиняясь авторитету княжеской власти, принял первым новую веру, а другие регионы пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания под руководством волхвов ряда племен, например вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы.



В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии - русскому православию. Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились городские и сельские священники - белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди, жизнь духовную, посвященную служению Богу. Монастыри стали крупными центрами. В них создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства появилась письменность и на ее основе стала развиваться культура. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись.

Русь начала переходить от политеизма к монотеизму. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.


  1. Русь и сопредельные государства. Военные походы русских князей.

Древняя Русь, а позднее раннефеодальное государство имела активные связи с внешним миром. Цели внешней политики Древнерусского государства в 9-начале12вв. состояли в расширении своих территориальных владений, распространении политического влияния и усилении торговых связей с соседями. Стремясь покорить соседние восточнославянские племена, киевские князья приходили в столкновение с хазарами. Главными направлениями внешней политики киевских князей были продвижение к Дунаю, овладение торговым путём по Чёрному морю и крымским побережьем, что привело к борьбе русских князей с Византией. В 907 г. князь Олег организовал поход морем на Константинополь. Византийцы вынуждены были просить русских о заключении мира и заплатить контрибуцию. По мирному договору 911 г. Русь получила право беспошлинной торговли в Константинополе. В княжение Игоря были предприняты два новых похода на Византию. Во время первого похода в 941 г. русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии, но в решающей битве византийцы нанесли поражение русскому флоту. Второй поход в 944 г. окончился новым мирным договором, менее выгодным для Руси, чем договор 911г.

Киевские князья предпринимали походы и в более отдалённые земли - за Кавказский хребет, к западному и южному побережьям Каспийского моря (походы в 880, 909, 910, 913-914 гг.). В 913 г. русскими войсками был занят один из островов близ Баку. Во время похода в 944 г. русские овладели важным центром Закавказья городом Бердаа, но не могли здесь закрепиться.

Активная внешняя политика князя Святослава Игоревича имела своей целью выход к морю, овладение волжским путём, укрепление в устьях Дона и расширение связей с Ираном и Средней Азией. Походы войск Святослава в 60-х годах X в. закончились подчинением Волжской Булгарии, разгромом и уничтожением хазарского каганата. На Северном Кавказе были подчинены земли осетин и черкесов. Власть Руси распространилась на берега Керченского пролива, где было основано Тмутараканское княжество со столицей г. Тмутаракань, которая стала крупной торговой гаванью.

В начале X в. Византия пыталась столкнуть Русь и Болгарию. Византия стремилась ослабить Болгарию, пытаясь отвлечь внимание Руси от Херсонеса. Князь Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу в целях расширения владений Руси. В результате первого похода Святослава на Балканы в 968 г. его войска заняли ряд городов по Дунаю.


Из-за нападения печенегов на Киев войска Святослава были вынуждены вернуться из Болгарии на Русь. Во время второго похода на Балканы в 969 г. Святослав действовал в союзе с болгарами. Русско-болгарские войска, к которым присоединились венгры, вступили в Филиппополь (Пловдив), заняли Фракию, прошли Македонию. Только собрав большие силы, византийскому императору Иоанну I Цимисхию удалось взять Великую Преславу. После кровопролитной битвы у Доростола войска Святослава покинули Балканы. На обратном пути в 972 г. князь был убит печенегами. Неудача похода русских привела к тому, что Восточная Болгария попала под власть Византии.

Князь Владимир Святославович на юге страны возвел линию укреплений по рекам Стугне, Ирпени, Трубежу и др. и реконструированы городские укрепления Киева для защиты от печенегов.

В княжение Ярослава (1019-1054 гг.) продолжалось укрепление и дальнейшее расширение границ Древнерусского государства. В Прибалтике в 1030 г. был построен г. Юрьев (Тарту). В 1031 г. были вновь присоединены Червенские города Юго-Западной Руси. Киевский князь подчинил себе Черниговскую и Тмутараканскую земли (1036 г.). В 1038-1040 гг. русские войска совершили походы в литовские земли. В 1040 г. Древнерусское государство присоединило Южную Финляндию. В 1036 г. на Киев напали печенеги. Потерпев сильное поражение от русских, они ушли за Дунай.

Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран Передней Азии и Европы. О международном авторитете Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Одна из дочерей Ярослава Мудрого была замужем за французским королём Генрихом I, другая - за норвежским королём Гаральдом Смелым, третья - за королём венгерским Андреем (Андрашем). Владимир Мономах по материнской линии был внуком византийского императора Константина X Мономаха. Сестра Владимира Мономаха Евпраксия-Адельгейда вышла замуж за германского императора Генриха IV, а его дочь Евфимия - за венгерского короля Коломана и т. д. Сам Владимир Мономах был женат на Гиде - дочери английского короля Гарольда. О международном значении Руси свидетельствуют широкие торговые связи. Русь торговала с Германией, Норвегией, Швецией, Венгрией, Болгарией, Чехией, Польшей, Францией, Англией, Византии и арабскими странами.

Тема 2