Файл: 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, Направленность (профиль) Логопедия Форма обучения заочная.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 2 к РПД «Теории и технологии сопровождения семьи ребенка с ОВЗ»
44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование,
Направленность (профиль) – Логопедия
Форма обучения – заочная
Год набора - 2017
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
1.
Общие сведения
1.
Кафедра
Специальной педагогики и специальной психологии
2.
Направление подготовки
44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
3.
Направленность (профиль) Логопедия
4.
Дисциплина
Теории и технологии сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
5.
Форма обучения заочная
6.
Год набора
2017
2.
Перечень компетенций
готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-
7) способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ПК-10) способностью к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-11)

3.
Критерии и показатели оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Этап формирования
компетенции
(
разделы, темы
дисциплины)
Формируемая
компетенция
Критерии и показатели оценивания компетенций
Формы контроля
сформирован-
ности
компетенций
Знать:
Уметь:
Владеть:
1.
Семья как
социально-
педагогическое
явление.
ПК- 7,10,11
Структуру, типы, функции современной семьи.
Этические нормы работы с семьей
Анализировать типологию семьи
-
Работа на практических занятиях.
Составление аннотированной библиографии:
«
Первичная социализация в семье»,
Мультимедийная презентация по теме «Теории семьи» или
«
Теории семейного воспитания»
2.
Особенности семьи,
воспитывающей
ребенка с ОВЗ.
ПК- 7,10,11
Этические нормы работы с семьей.
Особенности социально- психологического статуса родителей ребенка с ОВЗ, типологию семей, специфику детско- родительских отношений, воспитывающих детей с ОВЗ, имеющих разные нарушения развития.
Составлять социально- психологический паспорт семьи
-
Работа на практических занятиях.
Мультимедийная презентация по теме «Особенности личности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ».
Составление аннотации
(
первоисточник в рамках темы подбирается

студентом самостоятельно).
3.
Организация
психолого-
педагогического
сопровождения
семьи,
воспитывающей
ребенка с ОВЗ.
ПК- 7,10,11
Принципы, направления, цели, задачи, этапы , формы сопровождения семьи ребенка с ОВЗ разными специалистами.
Направления, методы и методики диагностической работы с семьей.
Виды, принципы и этапы консультирования родителей.
Принципы, задачи и формы профилактической и просветительской работы с семьей.
Составлять диагностический модуль для изучения воспитательного потенциала семьи.
Планировать работу с семьей ребенка с ОВЗ.
Разрабатывать анкеты для изучения родительских представлений.
Работа на практических занятиях.
Составление диагностического модуля по изучению воспитательного потенциала семьи.
Решение кейс- заданий.
Реферат.
4.
Традиционные и
нетрадиционные
технологии
психолого-
педагогического
сопровождения
работы с семьей
ребенка с ОВЗ.
ПК- 7,10,11
Задачи сотрудничества с семьями, имеющими детей с разными нарушениями развития.
Классификации традиционных и нетрадиционных технологий работы с семьей.
Нетрадиционные
Разрабатывать конспекты мероприятий просветительского и профилактического характера для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, с использованием нетрадиционных технологий
Разрабатывать анкеты по изучению удовлетворенности родителей образовательными услугами
Работа на практических занятиях.
Составление диагностического комплекта для диагностики представления родителей о своем ребенке.
Разработка материалов
технологии работы с семьей ребенка с
ОВЗ, принципы их применения.
методического характера: конспекта 2 мероприятия просветительского и профилактического характера для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ с использованием интерактивных технологий
Шкала оценивания в рамках балльно-рейтинговой системы: «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее, «удовлетворительно» - 61-80 баллов, «хорошо» - 81-90 баллов, «отлично» - 91-100 баллов.

4.
Критерии и шкалы оценивания
4.1.
Мультимедийная презентация (критерии оценки презентации) - макс. 8,5 баллов
- сформулирована цель работы – 1балл
- показана актуальность проблемы – 1 балла
- четко изложена информация – 1 балл
- иллюстрации усиливают эффект восприятия текста –1балл
- выдержан единый стиль оформления - 1балл
- текст легко читается, фон сочетается с текстом и графикой - 1балл
- выделены ключевые слова и идеи в тексте - 1балл
- сделаны содержательные выводы – 1,5 балла
4.2.
Решение кейс – заданий - (макс -5 баллов)
Критерии
Баллы
Умение собирать, систематизировать, анализировать
1
Умение ясно ,четко, логично, грамотно делать умозаключения, излагать собственные профессиональные суждения, выводы
1
Соблюдение этапов решения кейс - заданий
1
Правильность постановки и степень достижения профессиональных задач
1
Защита кейс-задания
1
4.3.
Подготовка реферата (макс . – 6 баллов)
- глубокое и всестороннее усвоение темы (2 балл)
- грамотность, логичность изложения (1 балл)
- аргументированность (1 балл)
- свободное владение понятиями (1 балл)
- связь научных положений с практической деятельностью (1 балл)
4.4.
Составление аннотированной библиографии (макс. 3 балла)
- соответствие оформления гост
Р
7.0.5-2008
«
Библиографическая ссылка.
Общие требования и правила составления» (1 балл)
- тематическая полнота представленных первоисточников (1 балл)
- содержательность аннотирования (1 балл)
4.5.
Подготовка аннотаций на первоисточники (макс. 3 балла)
-стилистическая грамотность (0,5 балл)
- целесообразность использования профессиональной терминологии (1 балл)
- выдержанность структуры (0,5 балл)
- содержательность (1 балл)
4.6.
Разработка диагностических комплектов (макс. 5 баллов)
-соответствие методик целям и задачам диагностического обследования (1 балл)
- валидность, стандартность методик, надежность методик (1 балл)
- близость методик педагогическому процессу (1 балл)
- представленность разных методов психолого-педагогического обследования (1 балл)
- полнота описания методик (1 балл)
4.7.
Разработка материалов методического характера (макс. 7 баллов)
-соответствие поставленным образовательным целям и задачам (1 балл)
- соответствие возрасту адресата (1 балл)


- структурная проработанность (1 балл)
- разнообразие методических приемов (1 балл)
- использование инновационных подходов и приемов (1 балл)
- нетрадиционность предлагаемых форм работы (1 балл)
4.8.
Практические занятия (за 1 занятие макс. 1 балл):
- полнота ориентировки в обсуждаемых вопросах (0,2 балла)
- выполнение заданий в заданной форме (таблица, схема, доклад и пр.) (0,2 балла)
- правильность оформления подготовленного материала(0,2 балла)
- указание использованной литературы (список составлен в соответствии с требованиями
ГОСТ) (0,2 балла)
- проявления самостоятельности, профессиональной мотивации в подборе дополнительной литературы, выполнении разработок по теме занятия(0,2 балла).
4.9.
Решение тестов.
«
зачтено» - 61 % и более правильных ответов.
4.10
Ответ на экзамене (1 вопрос)
Максимальное
кол-во баллов
Критерии оценивания
3
Системность, полнота, междисциплинарность усвоенных знаний
2
Знание современных научных подходов и концепций
4
Подтверждение теоретических положений практическими примерами
2
Аргументированность, логичность ответа
3
Научность, правильность использования профессиональной терминологии
2
Отражение собственной профессиональной позиции
4
Установление связи теоретических знаний с профессиональными функциями
20
Мах количество баллов
Окончательная оценка
4.11
Критерии оценивания контрольной работы
Максимальное
кол-во баллов
Критерии оценивания
1
соответствие содержания поставленным задачам
1
глубина содержания
1
логика раскрытия темы
0,5
аналитический характер изложения содержания
0,5
умение обобщать и делать выводы
0,5
оформление работы
0,5
использование указанных источников литературы в тексте

5.
Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие
процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения
образовательной программы.
5.1.
Типовое тестовое задание.
1.
Характеристики членов семьи – это параметр, который является:
А)постоянным
Б) изменчивым
В)неустойчивым.
2.
Деятельность, которую семья выполняет, чтобы удовлетворить свои коллективные и индивидуальные потребности - это:
А)границы семьи
Б)структура семьи
В)функции семьи.
3.
Пассивные или активные позиции образуют:
А)внутренние стратегии семьи
Б)внешние стратегии семьи
В)структуру семьи.
4.
Фазы развития стрессового состояния родителей при обнаружении у ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
А) Развитие неадекватного отношения к дефекту. Частичное осознание дефекта ребенка». Социально-психологическая адаптация всех членов семьи.
Б)
«
Шок».
Агрессия. Частичное осознание проблемы ребенка. Социально- психологическая адаптация всех членов семьи.
В)«Шок». Развитие неадекватного отношения к дефекту. Социально-психологическая адаптация всех членов семьи.
5.
Пассивная личностная позиция, склонность фиксироваться на отсутствии выхода из создавшегося положения присуща:
А)родителям невротического типа
Б)родителям авторитарного типа
В)родителям психосоматического типа.
6.
Переживания, которые испытывают родители детей с ОВЗ, влияют:
А) на эмоциональную и когнитивную сферы психики родителей
Б) на самосознание и когнитивную сферы психики родителей
В) на самосознание, эмоциональную и когнитивную сферы психики родителей
7.
Задачами взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ являются (укажите все верные ответы):
А)формировать у родителей адекватные представления о возможностях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;
Б) создавать у родителей понимание того, что они должны формировать у своих детей ответственность за себя самого, умение самостоятельно принимать жизненно важные решения;
В) формировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от ограниченных возможностей здоровья их ребенка.
8.
Направления взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ являются (укажите все верные ответы):
А)обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;
Б) коррекция неконструктивных форм поведения родителя;


В) коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска путей развития реализации возможностей ребенка.
9.
К негативным неосознаваемым установкам родителей детей с ОВЗ могут быть отнесены (укажите все верные ответы):
А) Неприятие личности ребенка;
Б) Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
В). Страх ответственности.
10.
Родительские собрания, «круглые столы», родительские конференции относятся к:
А)коллективным формам работы с родителями
Б) индивидуальным формам работы с родителями
В) смешанным формам работы с родителями
11.
Родительские пятиминутки позволяют:
А) выявить наиболее актуальные проблемы, существующие у родителей.
Б) родителям обучаться новому.
В) родителям получить кратковременные личные консультации.
12.
Принцип сотрудничества в работе с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ состоит в:
А)обучение необходимым навыкам ухода за ребенком
Б)оказание поддержки семьи в трудных жизненных ситуациях
В)обогащение знаний в области обучения и воспитания ребенка.
Ключ к тесту
Номер вопроса
Правильный ответ
1 б
2 в
3 в
4 б
5 а
6 в
7 а,б,в
8 а,б,в
9 а,в
10 а
11 в
12 б
5.2.
Типовое кейс-задание.
Характеристика
Ребенок 9 лет. Имеет инвалидность в связи с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Проживает с матерью, отцом и сестрой проживают в благоустроенной 2-х комнатной квартире. Имеет свою комнату. В комнате есть все необходимое для жизни и развития ребенка. С первого класса воспитанием и решением всех вопросов по уходу, образованию и лечению ребенка занимаются оба родителя.
Родители принимают активное участие в воспитании ребенка, но предметом основной заботы родителей по отношению к ребенку является здоровье.
В семье имеется большая детская библиотека. Родители уделяют большое внимание культурному воспитанию ребенка — посещают театры, кафе, турбазы, участвуют в спортивных мероприятия для детей-инвалидов.
Атмосфера в семье доброжелательная.
В силу своих физических возможностей ребенок огражден от всех семейных дел.

Систематически осуществляется контроль родителей за поведением и деятельностью ребенка.
Родители положительно относятся к школе, активно участвуют в жизни школы и класса.
Ребенок ухожен, чисто одет; все необходимое для учебы приобретено.
Задание. Определите тип семьи и направления психолого-педагогического сопровождения семьи.
5.3.
Примерные темы рефератов
1.Организация родительских собраний.
2.
Наглядные методы работы с родителями.
3.
Организация бесед с родителями.
4.
Организация родительских клубов.
5.
Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста.
6.
Проекты как форма работы с родителями.
7.
Организация деятельности лекотеки.
8.
Интерактивная игра как форма работы с родителями.
9.
Устный журнал в работе с родителями.
10.
Организация мастер-классов в работе с родителями.
11.
Мультимедиыные технологии в работе с родителями.
12.
Организация совместного досуга родителей и детей.
13.
Организация семинаров – практикумов в работе с родителями.
14.
Организация родительских конференций.
15.
Организация мастер-классов для родителей.
5.4.
Вопросы к экзамену
1.
Теории семьи. Структура семьи.
2.
Модели семейных взаимодействий.
3.
Жизенный цикл семьи.
4.
Семейные функции.
5.
Воспительный и реабилитационный потенциал семьи.
6.
Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
7.
Организация диагностики семейных взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
8.
Взаимодействие ПМПк с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ.
9.
Организация просветительской работы с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ.
10.
Организация профилактической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ.
11.
Организация консультативной работы с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ.
12.
Организация коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ.
13.
Формы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающими ребенка с
ОВЗ.
14 .
Особенности личности родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
15.
Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с
ОВЗ.
16.
Типы семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
17.
Дисфункциональная семья.
18.
Особенности семейной микросреды в семьях, воспитывающих детей с разными нарушениями развития.


19.
Стили воспитания в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
20.
Принципы взаимодействия с родителями , воспитывающими детей с ОВЗ.
22.
Этапы адаптации родителей к обнаружению у ребенка ограниченных возможностей здоровья.
23.
Этические нормы работы с семьей ребенка с ОВЗ.
24.
Направления психолого-педагогического сопровождения семьи.
25.
Цели, задачи, этапы психолого-педагогического сопровождения семьи .
26.
Детско-родительские группы. Детско-родительский клуб. Родительские пятиминутки.
27.
Совместная проектная деятельность родителей и детей с ОВЗ.
28.
Игровая коррекция детско-родительских отношений в семье ребенка с ОВЗ.
29.
Артпедагогические технологии как средство коррекции детско-родительских отношений в семье ребенка с ОВЗ.
30.
Лекотека.
31.
Интерактивные технологии работе с семьей ребенка с ОВЗ.
32.
Традиционные технологии работы с семьей ребенка с ОВЗ.
5.5
Примерная тематика контрольных работ
1.
Семейное воспитание ребенка с речевыми нарушениями.
2.
Семейное воспитание ребенка с нарушениями зрения.
3.
Семейное воспитание ребенка с нарушениями слуха.
4.
Семейное воспитание ребенка с умственной отсталостью.
5.
Семейное воспитание ребенка с ЗПР.
6.
Семейное воспитание ребенка с РАС.
7.
Семейное воспитание ребенка с комплексными нарушениями.
8.
Семейное воспитание ребенка с ДЦП.
9.
Влияние семейного воспитания на социализацию ребенка с ОВЗ.
10.
Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка с ОВЗ.
11.
Цели и задачи семейного воспитания детей с ОВЗ.
12.
Подготовка к школе ребенка с ОВЗ в семье.
13.
Семейное воспитание детей раннего возраста с поражением ЦНС.
14.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с речевыми нарушениями.
15.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи ребенкас нарушениями зрения.
16.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи ребенкас нарушениями слуха.
17.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи ребенкас умственной отсталостью.
18.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи ребенкас ЗПР.
19.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи ребенкас РАС.
20.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ДЦП.
21.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с комплексными нарушениями.
22.
Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ.