Файл: Этические проблемы появления киборгов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел долгосрочного плана: III «Наука и этика».

Лексика и культура речи

КГУ «Школа- гимназия №10 имени Жумабека Ташенева» .

Дата:

Мухаметжанова Ляззат Турсунбековна







КЛАСС: 10 класс

Количество присутствующих:

Отсутствующих:




Тема урока

Этические проблемы появления киборгов.

Лексика научно – популярного стиля

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

10.2.4 определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров научно-популярного подстиля (очерк, статья, эссе);

10.2.5 формулировать вопросы и идеи для исследования по прочитанному тексту

Цели урока



Все учащиеся смогут:

  • Знать, кто такой киборг,

  • Уметь формулировать собственное определение, аргументировать свое мнение

Использовать знания для создания собственных текстов

Большинство учащихся смогут:

  • Знать значение и происхождение слов по теме

  • Уметь анализировать разные по стилю тексты

Использовать информацию для участия в дискуссии

Некоторые учащиеся смогут:

• Анализировать тексты одноклассников с точки зрения стилистики, давать оценку, использовать информацию о киборгах для составления текстов разных жанров

Критерии оценивания

- понимают основное содержание текста, определяя главную информацию; жанров научно-популярного подстиля (очерк, статья, эссе) текстов ;

-составляют повествование на заданную тему; аргументируют свое мнение ; создают тексты, используя разные типы речи,используют полученные знания в жизни




Привитие ценностей

Взаимопонимание сотрудничество, уважение к мнению другого, ответственность за принятые решения, стремление к саморазвитию, внимание к этическим вопросам

Языковая цель

Учащиеся могут:

• Работать с текстом

Ключевые слова и фразы: гибрид, киборг, робот, кибернетика, протез, имплантировать, манипулятор, андроид, терминатор, чип, экзоскелет

Полезные фразы для диалога/письма:

Для выражения личного мнения: По-моему/мнению…, С моей точки зрения…., На мой взгляд…

Для подведения итогов: В двух словах…, Вкратце…. Высказываясь кратко…

Межпредметные связи

Биология, химия, основы права, информатика

Уровень мыслительных навыков

Знание. Понимание. Применение.

Предыдущее обучение

Характеризовать языковые особенности текста научного стиля, формулировать вопросы и идеи по тексту для исследования, составлять сложный план, резюме научной статьи

Анализировать и использовать лексику научного стиля в тексте

План

Планируемое время

Запланированные задания





Начало урока

2 мин.

Вызов

Добрый день, дорогие ребята!

Я рада вас видеть сегодня на уроке.

Как-то немецкий писатель Томас Манн записал: «Нравственность и жизнь- единое целое. Этика – опора жизни, а нравственный человек – истинный гражданин жизни».
-Как вы понимаете эти слова?

- Прав ли он? Попробуем ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

- Автор подчеркивает важность нравственных ценностей, формирование мировоззрения учащихся , о чем особо остро стоит вопрос в век технического прогресса.
Определение темы и целей урока:

- О чем мы сегодня будем говорить и каковы цели урока

Со времен зарождения цивилизации человечество стремилось к повышению уровня жизни и расширению возможностей человеческого организма. Люди пытались компенсировать ограниченные физические данные специальными приспособлениями.

История протезирования берет свое начало со времен Древнего Египта. У мумии, сохранившейся с тех времен, был обнаружен протез большого пальца ноги. Изготовленный около трех тысяч лет назад искусственный палец крепился к стопе кожаной муфтой и помогал сохранять устойчивость при ходьбе.

На сегодняшний день протезирование конечностей, установка кардиостимуляторов, слуховых аппаратов и зубных имплантов вошли в широкую медицинскую практику.

С развитием технологий появился новый вид протезирования — аугментация. Аугментация означает не просто замену утраченного органа, а еще и приобретение сверхспособностей, ранее не свойственных человеку. Карлсон, Супермен, Человек-паук, Терминатор, Великолепная четверка — фантастические комиксы, фильмы и сказки про людей, наделенных необычными способностями, сегодня воплощаются в реальность.

И многие даже не задумываются, что время терминаторов уже пришло и люди-киборги стали частью нашего общества.

Сформировалось и отдельное направление развития высоких технологий, объединяющее медицину и робототехнику, — биомехатроника.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик «ТОП 5 самых крутых роботов в мире на 2 ногах 2020» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=073Ue0RmA_M






Середина урока

10 мин
3 мин

3 мин

1 мин

3 мин




Задание 1

Прочитайте и проанализируйте тексты упражнения 147А страница 102, Упражнение 150А страница 103, 151 А страница 104 из своего учебника на страниц, выявите в нем признаки научного стиля (логичность, точность, отвлеченность, объективность), заполните «Сюжетную таблицу».
Стратегия «Сюжетная таблица»


Кто?

Что?

Как?

Где?

Почему?

Зачем?



















Проверим

Стратегия «Сюжетная таблица»


Кто?

Что?

Как?

Где?

Почему?

Зачем?

Человекоподобное существо.

Киборг,

Персонаж. Робот. Андроид.


Заменены на на искусственные

Научно- фантастических произведений.термин Киборг используют при обсуждении новых версий протезов.

Является результатом объединения в одном оргнизме естественных частей

Можно управлять силой мысли и которые могут чувствовать прикосновения.

Человек – мужчина.

Робот. Андроид




При относительной недоступности




Заменяет человека при опасных работах


Задание 2

Прочитайте слова, подумайте: Какое значение их объединяет?

Киборг, гибрид, робот, кибернетика, протез, имплантировать, нейронное устройство, рука- амнипулятор, андроид, терминатор, чип, модификация, экзоскелет, бионика .

Предлагаю вам соотнести термины по предметному признаку (в зависимости от области научных знаний)

Цель: закрепление лексического материала

1

киборг

Микросхема, интегральная схема

2

Гибрид

Искусственная часть тела (рука, нога, зубы

3

Робот

внешний тип скелета у некоторых беспозвоночных животных.

4

Кибернетика

  1. Раздел кибернетики, изучающий строение и жизнедеятельность организмов для решения инженерно-технических задач

5

протез

Животное или растение, полученное от скрещивания представителей разных пород, сортов, видов

6

имплантировать

(от греч. слова ἀνήρ — «человек, мужчина» и суффикса -oid («подобие») — человекоподобный) — робот-гуманоид или синтетический организм, предназначенный для того, чтобы выглядеть и действовать как человек.

7

нейронное устройство

Нейро́нная сеть[1] (также искусственная нейронная сетьИНС) — математическая модель, а также её программное или аппаратное воплощение, построенная по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей — сетей нервных клеток живого организма

8

рука- манипулятор

Управляемое устройство для выполнения сложных действий, операций, аналогичных движениям руки человека (обычно при работе в трудных, опасных и т. п. условиях).

9

андроид

термин. в хирургии, в стоматологии, в медицинском приборостроении: — хирургическая операция вживления в ткани чуждых организму структур и материалов

10

терминатор

В астрономии: граница света и тени на поверхности Луны, планеты или спутника.

  1. 2.

Фантастический человек-робот, обладающий неземными способностями.

11

Чип

  1. (сокращение от кибернетический организм) — в медицине — биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты, машинно-человеческий гибрид (в научной фантастике, гипотетике



  2. .

12

модификация

мера, вид, образ, преходящее свойство и лат. facio — делать) — преобразование, видоизменение чего-либо с приобретением новых свойств, или — качественно различные состояния или разновидности чего-либо.

13

экзоскелет

Автомат, своими действиями производящий впечатление человеческой работы.




14

бионика

Наука об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных системах: в машинах, живых организмах и в обществе.


Правильный вариант


1

киборг

(сокращение от кибернетический организм) — в медицине — биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты, машинно-человеческий гибрид (в научной фантастике, гипотетике

2

Гибрид

Животное или растение, полученное от скрещивания представителей разных пород, сортов, видов

3

Робот

Автомат, своими действиями производящий впечатление человеческой работы.


4

Кибернетика

  1. Наука об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных системах: в машинах, живых организмах и в обществе.

5

протез

Искусственная часть тела (рука, нога, зубы

6

имплантировать

термин. в хирургии, в стоматологии, в медицинском приборостроении: имплантация — хирургическая операция вживления в ткани чуждых организму структур и материалов

7

нейронное устройство

Нейро́нная сеть[1] (также искусственная нейронная сетьИНС) — математическая модель, а также её программное или аппаратное воплощение, построенная по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей — сетей нервных клеток живого организма

8

рука- манипулятор

Управляемое устройство для выполнения сложных действий, операций, аналогичных движениям руки человека (обычно при работе в трудных, опасных и т. п. условиях).

9

андроид

(от греч. слова ἀνήρ — «человек, мужчина» и суффикса -oid («подобие») — человекоподобный) — робот-гуманоид или синтетический организм, предназначенный для того, чтобы выглядеть и действовать как человек.

10

терминатор

В астрономии: граница света и тени на поверхности Луны, планеты или спутника.

  1. 2.Фантастический человек-робот, обладающий неземными способностями.

11

Чип

  1. Микросхема, интегральная схема.

12

модификация

мера, вид, образ, преходящее свойство и лат. facio — делать) — преобразование, видоизменение чего-либо с приобретением новых свойств, или — качественно различные состояния или разновидности чего-либо.

13

экзоскелет

внешний тип скелета у некоторых беспозвоночных животных.

14

бионика

Раздел кибернетики, изучающий строение и жизнедеятельность организмов для решения инженерно-технических задач.


- Ребята , как вы уже заметили Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи. Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:

  • Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

  • Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Задание 3

Предлагаю вам выполнить творческое задание, охватывающее одну или несколько целей обучения

Соотнесите оригинал пословицы и поговорки с его псевдонаучным вариантом, в которм все слова заменены на научные (или почти научные).


Пернатые сельскохозяйственные вредители, ранее поражённые огнестрельным оружием, способны без труда декодировать зрительные образы отдельных видов мукомольного производства.

Некоторые аспекты поведения человека, напоминающие таковые у определенных домашних животных в условиях нахождения последних на стеблях злаковых растений, высушенных естественным образом.

Любая птица одного из видов подотряда ржанкообразных сообщает, что ее ареал обитания обладает положительными свойствами

Объективным показателем IQ является способность оценить преимущество кругового движения по горизонтали перед прямолинейным движением по вертикали

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт

Собака на сене.


Правильно сориентироваться в пространстве по звуку удается не каждому.

Некоторые последствия остеохондроза успешно компенсируются в процессе ритуального погребения пациента.


Положительные эмоции, испытываемые в процессе пассивного перемещения, являются желательной предпосылкой эмоционального комфорта, сопровождающего реализацию активной двигательной функции.

.


Стреляного воробья на мякине не проведешь

Условием выживания биологической особи является ее перемещение по криволинейной замкнутой траектории.

Горбатого могила исправит.

Не плюй против ветра

Во избежание негативных последствий биологическим особям не следует осуществлять моментальные выбросы выделений желез наружной секреции с вектором скорости, противоположным вектору воздушных потоков

Хочешь жить — умей вертеться

Для придания определённому телу веса, потерянного в результате действия закона Архимеда, необходимы ненулевые энергетические затраты.


Всяк кулик свое болото хвалит.


Слышал звон, да не знает, где он.


Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Любишь кататься — люби и саночки возить



Правильный вариант ответа


Пернатые сельскохозяйственные вредители, ранее поражённые огнестрельным оружием, способны без труда декодировать зрительные образы отдельных видов мукомольного производства.

Некоторые аспекты поведения человека, напоминающие таковые у определенных домашних животных в условиях нахождения последних на стеблях злаковых растений, высушенных естественным образом.

Любая птица одного из видов подотряда ржанкообразных сообщает, что ее ареал обитания обладает положительными свойствами

Объективным показателем IQ является способность оценить преимущество кругового движения по горизонтали перед прямолинейным движением по вертикали

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт

Собака на сене.


Правильно сориентироваться в пространстве по звуку удается не каждому.

Некоторые последствия остеохондроза успешно компенсируются в процессе ритуального погребения пациента.


Положительные эмоции, испытываемые в процессе пассивного перемещения, являются желательной предпосылкой эмоционального комфорта, сопровождающего реализацию активной двигательной функции.

.


Стреляного воробья на мякине не проведешь

Условием выживания биологической особи является ее перемещение по криволинейной замкнутой траектории.

Горбатого могила исправит.

Не плюй против ветра

Во избежание негативных последствий биологическим особям не следует осуществлять моментальные выбросы выделений желез наружной секреции с вектором скорости, противоположным вектору воздушных потоков

Хочешь жить — умей вертеться

Для придания определённому телу веса, потерянного в результате действия закона Архимеда, необходимы ненулевые энергетические затраты.


Всяк кулик свое болото хвалит.


Слышал звон, да не знает, где он.


Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Любишь кататься — люби и саночки возить



Спасибо за ваши ответы! Молодцы!

Знания робототехники очень важны. Они помогают людям в повседневной жизни и для дальнейших открытий и изобретений.

Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Следовательно, современный человек должен быть мобильным, технически грамотным, готовым к внедрению инноваций в жизнь.






Конец урока

5 мин.

Рефлексия «Обратная связь».

Ребята, наш урок подошел к концу.

Подумайте и ответьте на вопрос:

Я хочу услышать мнение каждого из Вас о сегодняшнем занятии. Что вызвало положительные эмоции? Что вызвало негативные эмоции?

Что было самым полезным?

Что было самым сложным?

Что запомнилось больше всего?

Почему киборг назван гибридом, роботом?

Надеюсь, что вы узнали много нового и полезного.

Дифференцированное учебное задание

  • менее способные учащиеся выполняют упражнение 148 страница103 (вставить в предложение пропущенные слова а) – г) в нужной форме.Одно слово лишнее.

  • учащиеся со средними учебными возможностями выполняют упражнение 152 (спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Определите типы сложноподчиненных предложений, составьте схемы, объясните знаки препинания.

  • более способные учащиеся написать Эссе – описание, эссе – повествование, эссе – рассуждение по темам: «Роботы, с которыми я был знаком», «Роботы в нашей жизни». (100-150 слов)

До встречи на следующем уроке! Желаю успехов!




Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

Здоровье и безопасность




  • Домашнее задание с поддержкой для менее подготовленных учащихся.

  • Выбор предоставлен самим учащимся

Наблюдение учителя.

Учитель наблюдает за работой учащихся, делает пометки, насколько активны учащиеся. Взаимооценивание в парах

Учащиеся в парах будут оценивать работу друг друга (работа с термином).

Самооценивание по образцу

Учащиеся на уроке будут оценивать собственную работу по предоставленному учителем образцу. В ходе оценивания есть возможность добавить недостающую информацию.

Оценка учителя

Учитель проверяет записи учащихся, даёт обратную связь/ рекомендации.

  • Постепенное усложнение заданий.

  • Смена видов деятельности.