Файл: Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 950 Ст. 2 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
添加文本
Дети с особыми возможностями здоровья.
Организация логопедической помощи
Пангина Наталья Сергеевна, учитель-логопед
Шошина Татьяна Валентиновна, учитель-логопед
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №950»
Ст.2 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Федеральный закон "Об образовании
в Российской Федерации" N 273-ФЗ
Ст.79 п.1 Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Ст.79 п.3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон "Об образовании
в Российской Федерации" N 273-ФЗ
Ст.79 п 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Ст.79 п.5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
添加文本
添加文本
Развивает
Учит
Способствует
исследовательской деятельности
Допускает
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Дети с задержкой психического развития
Дети с умственной отсталостью
Дети с расстройствами аутистического
спектра
Основные направления логопедической работы
с детьми с ОВЗ
Коррекция звукопроизношения и фонематического восприятия
Развитие рече-слухового внимания, памяти
Развитие фонематического восприятия
Вызывание звуков, введение их в речь
Коррекция лексического строя речи
Накопление, обогащение словарного запаса
Подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов
Коррекция грамматического строя речи
Понимание и употребление различных грамматических категорий (т.е. изменения по падежам, числам, спряжения и т.д.)
Образование слов с помощью приставок, суффиксов, сложения основ и пр.)
Коррекция связной речи
Формирование и развитие фразовой речи, диалогической и монологической
Обучение пересказу с зрительной опорой и на слух
Обучение составлению рассказов по картинам, с опорой на свой опыт
Формирование и развитие коммуникации
Развитие дыхания
Понимание речи
Подготовка к обучению грамоте
Дыхание – это не только основа жизни,
но и важнейшее условие правильной речи
Физиологическое дыхание
Речевое (фонационное) дыхание
Непроизвольное,
цикличное «вдох(носом) –выдох (носом) - пауза»
Произвольное,
«вдох (носом)- пауза – выдох (ртом)»
Правильное дыхание – брюшное, по мере взросления, грудобрюшное
Важно для громкости речи, её выразительности, плавности, правильного звукопроизношения
添加文本
添加文本
Правила выполнения дыхательных упражнений
1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении с соматически здоровыми детьми
2. Все дыхательные упражнения выполняются дозированно. Ребёнок интенсивно дует не более 3-5 раз за прием в течение нескольких секунд.
3. Дыхательные упражнения выполняются по времени от 30 секунд до 1,5 минут. Между упражнениями делают перерыв с переключением на другие виды деятельности.
4. Необходимо придерживаться гигиенических правил обработки и использования дыхательных тренажеров. Оптимально индивидуальное использование дыхательных тренажеров.
5. Следить, чтобы ребёнок делал вдох глубоко, спокойно через нос, не поднимая плеч и не втягивая живот при вдохе. Выдох должен быть плавным, длительным, достаточной силы, но без напряжения .
Этапы работы по развитию дыхания
添加文本
1.Формирование/развитие брюшного типа дыхания, закрепление в разных статических и динамических позах
2. Формирование правильного речевого дыхания: короткого носового вдоха, длительного плавного выдоха через рот
3. Формирование целенаправленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения звуков
4. Закрепление полученных умений в речи
Развитие фонематического восприятия
添加文本
Фонематический слух – врожденная способность различать звуки речи
Фонематическое восприятие – специальное умственное действие по различению фонем и установлению их последовательности в слове.
Развивается в процессе обучения.
Развитие фонематического восприятия
添加文本
添加文本
1 этап. Развитие неречевого слуха
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.
«Молчанка»
В тишине ребёнок должен прислушаться к звукам за окном: «Скажи, что шумит? Что шуршит? Кто кричит? Что гудит? Кто разговаривает?
«Где стучали? »
Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а взрослый стучит чем-нибудь в любом месте. Ребёнок должен показать место, откуда слышался звук.
«Что звучало?»
Взрослый берёт погремушку и колокольчик, издаёт звук поочерёдно этими предметами. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый издаёт звуки, ребёнок должен сказать, что звучало. Далее используются 3, 4 игрушки.
Развитие фонематического восприятия
添加文本
2 этап. Различение высоты, силы, тембра голоса
На этом этапе дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
«Угадай, чей голосок?»
Дети встают в круг, в центре – водящий с закрытыми глазами. По указанию взрослого один из детей: а) называет по имени водящего; б) издает какой-либо звук: «ку-ку», «мяу», «ау-ау» и т. п. – водящий должен определить, кто говорил.
«Взрослый или детёныш»
Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи и поросёнка и др. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т. д.) Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.
«Телефон»
Взрослый тихо на ушко говорит слово первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т. д. Последний ребёнок говорит слово вслух.
Развитие фонематического восприятия
添加文本
添加文本
3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваем у детей способность узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу
«Красный – зелёный»
Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает такую игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный кружок, а если неправильное – красный.
БАНАН - БАМАН ВИТАМИН - МИТАНИН АЛЬБОМ - АЙБОМ
«Какое слово отличается от других? »
Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:
КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ
«Какое слово звучит не так? »
Из каждых четырёх названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
МАК – БАК – ТАК – БАНАН
СОМ – КОМ – ИНДЮК – ТОМ
Развитие фонематического восприятия
4 этап. Различение слогов (анализ и синтез)
На данном этапе дети учатся выделять слоги, различать их, составлять из слогов слова
«Назови лишний слог»
Взрослый предлагает послушать и определить, какой слог лишний:
НА – НА – НА – ПА
Постепенно слоговые ряды усложняются.
«Назови по порядку слоги»
Взрослый произносит слово, ребёнок говорит, какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА-, 2-й слог - ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.
«Составь слово из слогов»
Взрослый чётко произносит слоги, а ребёнок должен повторять слоги, одновременно отхлопывая в ладоши. Затем ребёнок говорит, какое слово получилось. ЛУ-, -НА = ЛУНА
Развитие фонематического восприятия
添加文本
添加文本
5 этап. Различение фонем родного языка.
Работа начинается с различения гласных звуков. После учим различать согласные звуки по глухости – звонкости, твердости – мягкости. Обязательно работаем над теми звуками, которые ребенок путает в речи (с-ш, ч-ть и др.)
«Подними руку, когда услышишь гласный звук [ а]»
Взрослый произносит ряд звуков: [в, г, п, а, м, ш, о, а, д … ]. Дети поднимают руку только тогда, когда слышат звук [а]. Далее аналогично с другими гласными звуками [о, у, и, э, ы]. Усложняем задания, произнося слоги, слова. Дети должны поднять руку или фишку, если в слоге и в слове есть заданный звук.
«Различай и повторяй»
Взрослый предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:
«Повторяй за мной только звук с» — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т. д.
«Повторяй за мной только слоги со звуком с» — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.
«Повторяй за мной только слова со звуком с» — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.
«Озорные звуки»
Взрослый читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку) .
Русская красавица
Своей козою (косою) славится.
Развитие фонематического восприятия
添加文本
添加文本
6 этап. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза
На этом этапе знакомим детей с правилами определения количества слогов (учим слышать гласные в слове и определять их количество), учим определять количество звуков в слове, их последовательность и место звука в слове.
«Назови первый звук»
Взрослый произносит слова, а дети выделяют первый гласный звук.