Файл: Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 950 Ст. 2 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

添加文本

Дети с особыми возможностями здоровья.

Организация логопедической помощи

Пангина Наталья Сергеевна, учитель-логопед

Шошина Татьяна Валентиновна, учитель-логопед

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №950»

Ст.2 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Федеральный закон "Об образовании

в Российской Федерации" N 273-ФЗ

Ст.79 п.1 Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Ст.79 п.3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон "Об образовании

в Российской Федерации" N 273-ФЗ

Ст.79 п 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


Ст.79 п.5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

添加文本

添加文本

Развивает

Учит

Способствует

исследовательской деятельности

Допускает

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Дети с расстройствами аутистического

спектра

Основные направления логопедической работы

с детьми с ОВЗ

Коррекция звукопроизношения и фонематического восприятия

Развитие рече-слухового внимания, памяти

Развитие фонематического восприятия

Вызывание звуков, введение их в речь

Коррекция лексического строя речи

Накопление, обогащение словарного запаса

Подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов

Коррекция грамматического строя речи

Понимание и употребление различных грамматических категорий (т.е. изменения по падежам, числам, спряжения и т.д.)

Образование слов с помощью приставок, суффиксов, сложения основ и пр.)

Коррекция связной речи

Формирование и развитие фразовой речи, диалогической и монологической

Обучение пересказу с зрительной опорой и на слух

Обучение составлению рассказов по картинам, с опорой на свой опыт

Формирование и развитие коммуникации

Развитие дыхания

Понимание речи

Подготовка к обучению грамоте

Дыхание – это не только основа жизни,

но и важнейшее условие правильной речи

Физиологическое дыхание

Речевое (фонационное) дыхание

Непроизвольное,

цикличное «вдох(носом) –выдох (носом) - пауза»

Произвольное,

«вдох (носом)- пауза – выдох (ртом)»

Правильное дыхание – брюшное, по мере взросления, грудобрюшное



Важно для громкости речи, её выразительности, плавности, правильного звукопроизношения

添加文本

添加文本

Правила выполнения дыхательных упражнений

1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении с соматически здоровыми детьми

2. Все дыхательные упражнения выполняются дозированно. Ребёнок интенсивно дует не более 3-5 раз за прием в течение нескольких секунд.

3. Дыхательные упражнения выполняются по времени от 30 секунд до 1,5 минут. Между упражнениями делают перерыв с переключением на другие виды деятельности.

4. Необходимо придерживаться гигиенических правил обработки и использования дыхательных тренажеров. Оптимально индивидуальное использование дыхательных тренажеров.

5. Следить, чтобы ребёнок делал вдох глубоко, спокойно через нос, не поднимая плеч и не втягивая живот при вдохе. Выдох должен быть плавным, длительным, достаточной силы, но без напряжения .

Этапы работы по развитию дыхания

添加文本

1.Формирование/развитие брюшного типа дыхания, закрепление в разных статических и динамических позах

2. Формирование правильного речевого дыхания: короткого носового вдоха, длительного плавного выдоха через рот

3. Формирование целенаправленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения звуков

4. Закрепление полученных умений в речи

Развитие фонематического восприятия

添加文本

Фонематический слух – врожденная способность различать звуки речи

Фонематическое восприятие – специальное умственное действие по различению фонем и установлению их последовательности в слове.

Развивается в процессе обучения.

Развитие фонематического восприятия

添加文本

添加文本

1 этап. Развитие неречевого слуха

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

«Молчанка»

В тишине ребёнок должен прислушаться к звукам за окном: «Скажи, что шумит? Что шуршит? Кто кричит? Что гудит? Кто разговаривает?

«Где стучали? »

Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а взрослый стучит чем-нибудь в любом месте. Ребёнок должен показать место, откуда слышался звук.

«Что звучало?»

Взрослый берёт погремушку и колокольчик, издаёт звук поочерёдно этими предметами. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый издаёт звуки, ребёнок должен сказать, что звучало. Далее используются 3, 4 игрушки.


Развитие фонематического восприятия

添加文本

2 этап. Различение высоты, силы, тембра голоса

На этом этапе дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

«Угадай, чей голосок?»

Дети встают в круг, в центре – водящий с закрытыми глазами. По указанию взрослого один из детей: а) называет по имени водящего; б) издает какой-либо звук: «ку-ку», «мяу», «ау-ау» и т. п. – водящий должен определить, кто говорил.

«Взрослый или детёныш»

Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи и поросёнка и др. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т. д.) Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

«Телефон»

Взрослый тихо на ушко говорит слово первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т. д. Последний ребёнок говорит слово вслух.

Развитие фонематического восприятия

添加文本

添加文本

3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваем у детей способность узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу

«Красный – зелёный»

Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает такую игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный кружок, а если неправильное – красный.

БАНАН - БАМАН ВИТАМИН - МИТАНИН АЛЬБОМ - АЙБОМ

«Какое слово отличается от других? »

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ

«Какое слово звучит не так? »

Из каждых четырёх названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

МАК – БАК – ТАК – БАНАН

СОМ – КОМ – ИНДЮК – ТОМ

Развитие фонематического восприятия

4 этап. Различение слогов (анализ и синтез)

На данном этапе дети учатся выделять слоги, различать их, составлять из слогов слова

«Назови лишний слог»

Взрослый предлагает послушать и определить, какой слог лишний:


НА – НА – НА – ПА

Постепенно слоговые ряды усложняются.

«Назови по порядку слоги»

Взрослый произносит слово, ребёнок говорит, какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА-, 2-й слог - ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

«Составь слово из слогов»

Взрослый чётко произносит слоги, а ребёнок должен повторять слоги, одновременно отхлопывая в ладоши. Затем ребёнок говорит, какое слово получилось. ЛУ-, -НА = ЛУНА

Развитие фонематического восприятия

添加文本

添加文本

5 этап. Различение фонем родного языка.

Работа начинается с различения гласных звуков. После учим различать согласные звуки по глухости – звонкости, твердости – мягкости. Обязательно работаем над теми звуками, которые ребенок путает в речи (с-ш, ч-ть и др.)

«Подними руку, когда услышишь гласный звук [ а]»

Взрослый произносит ряд звуков: [в, г, п, а, м, ш, о, а, д … ]. Дети поднимают руку только тогда, когда слышат звук [а]. Далее аналогично с другими гласными звуками [о, у, и, э, ы]. Усложняем задания, произнося слоги, слова. Дети должны поднять руку или фишку, если в слоге и в слове есть заданный звук.

«Различай и повторяй»

Взрослый предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

«Повторяй за мной только звук с» — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т. д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком с» — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

«Повторяй за мной только слова со звуком с» — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

«Озорные звуки»

Взрослый читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку) .

Русская красавица

Своей козою (косою) славится.

Развитие фонематического восприятия

添加文本

添加文本

6 этап. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза

На этом этапе знакомим детей с правилами определения количества слогов (учим слышать гласные в слове и определять их количество), учим определять количество звуков в слове, их последовательность и место звука в слове.

«Назови первый звук»

Взрослый произносит слова, а дети выделяют первый гласный звук.