Файл: Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу ii (темы 913), материалам основной и дополнительной литературы..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

«Основные проблемы философии».

Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 1.


  1. Онтология:

- Дайте определение понятия «бытие».
В философии бытие - это материальное или нематериальное существование вещи. Все, что существует, есть бытие.Онтология-это раздел философии, изучающий бытие. Бытие-это понятие, охватывающее объективные и субъективные особенности бытия. Все, что участвует в бытии, также называется "бытием", хотя часто это употребление ограничивается сущностями, обладающими субъективностью (как в выражении "человеческое существо").
- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».
Таким образом, можно выделить следующие основные формы бытия:

- бытие вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;

- бытие человека, подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;

- бытие духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;

- социальное бытие, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.

  1. Гносеология:

- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.

Знаниефилософская категория, вербализованный (или выраженный в другой знаковой форме) и многократно проверенный опытным путём результат ПОЗНАНИЯ.

ПОЗНАНИЕ – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.

Информация
 – это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи.

- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

  1. Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.

Познание через чувства включает в себя:

    1. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);

    2. восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);

    3. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.

  1. Рациональное познание позволяет нам получать информацию об окружающем мире, используя только разум (от лат. ratio — разум). Оно опирается на абстрактное мышление и имеет следующую структуру:

    1. понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;

    2. суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;

    3. умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.

Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.



Виды познания (научное, творчество, самопознание)

Принято различать 7 видов познания:

  1. Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.

В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

  1. Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.

  2. Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.

  3. Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

  4. Мифологическое – этокогда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.

Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

  1. Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше.

  2. Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца.


Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

  1. Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п.

  2. Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и ее стереотипов.




  1. Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:

- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Индивидом - является всякий конкретный человек как единичный представитель всей совокупности людей (в биологическом смысле - вида homo sapiens), обладающий только ему одному присущими свойствами и качествами, а также характеризуемый целостностью психической жизни и самосознанием.

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Личность 1) в философии – системное качество индивида, формирующееся в ходе освоения им социального и культурного опыта человечества, в совместной деятельности и общении с другими людьми, позволяющее человеку быть субъектом социальных отношений и сознательной деятельности; 2) в психологии – каждый отдельный человек, с его индивидуальными особенностями характера, интеллекта, эмоций.
- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.

В современных условиях включение человека в социальную структуру является важным моментом, ведь благодаря этому процессу можно обеспечить единую целостность общества. Социализация позволяет человеку стать полноценным членом социума, преобразовывать социальную структуру, решать собственные проблемы и помогать другим в их разрешении. В результате социализации усваиваются нормы и ценности общества, образцы поведения и социальные правила. Это необходимо для успешного существования в любом обществе и для адаптации к отдельным характеристикам, которые отличают одни социальные группы от всех остальных.

Социализация не является разовым действом – личность социализируется на протяжении всей своей жизни. Это связано с тем, что окружающая человека реальность очень динамична, она постоянно меняется и трансформируется, что влечет за собой потребность в трансформации человеческой личности. Процесс социализации также предполагает привыкание человека к общественной среде и постепенное вхождение в нее.

Различают несколько видов адаптации индивида: Китайский с нуля для начинающих Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой Записаться на бесплатный урок биофизиологическая адаптация – привыкание к особым природным условиям. Человек адаптируется к климату, влажности воздуха и атмосфере, смене времен года. Кроме того, человек принимает изменения, которые происходят в его организме, учится активизировать некоторые психические процессы и регулировать их;

психологическая адаптация – привыкание личности к социальной среде, ее требованиям и особым условиям. Каждый человек играет в обществе свою роль, и в процессе адаптации и социализации он получает определенный социальный статус.

Статус определяет положение индивида в социальной сфере, его правовые возможности и функциональную роль.

Как уже было отмечено ранее, социализация происходит в несколько этапов, и в течении всей жизни она непрерывна. Процесс социализации состоит из нескольких этапов: психологическая адаптация – привыкание личности к социальной среде, ее требованиям и особым условиям. Каждый человек играет в обществе свою роль, и в процессе адаптации и социализации он получает определенный социальный статус.

Статус определяет положение индивида в социальной сфере, его правовые возможности и функциональную роль. освоение социальных норм и ценностей, которые уже приняты в обществе и меняется, но только в соответствии с требованиями и мировыми тенденциями; 1 стремление личности к тому, чтобы самоактуализироваться, оказывать влияние на других членов общества;