Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проводилась большая консультативная работа и подготовка кадров. В отделе подготовлено более 100 кандидатских и докторских диссертаций, опубликовано несколько сотен работ, в том числе таких фундаментальных, как «Пособие по спортивной медицине» С.П. Летунова и Р.Е. Мотылянской (1951), «Электрокардиографические и рентгенокимографические исследования сердца спортсменов» С.П. Летунова (1957), «Врачебно-педагогические наблюдения» С.П. Летунова, Р.Е. Мотылянской, Н.Д. Граевской и др. (1962), множество сборников трудов (в частности, по итогам врачебных наблюдений на Олимпийских играх), статей в отечественных и зарубежных изданиях и др. ВНИИФК (в том числе отдел спортивной медицины) фактически выполнял функции головного научного учреждения СССР. Мощная научная школа сформировалась в Ленинграде (А.Г. Дембо, В.К. Добровольский, Р.Д. Дибнер, В.Е. Рыжкова, Л.А. Бутченко, А.Н. Рогозкин, Н.Н. Королев, Фаногорская, Э.Э. Земцовский, В.Н. Бункин, В.П. Правосудов и др.), перу которых принадлежит множество фундаментальных книг, статей и пособий по проблемам здоровья спортсменов, физического перенапряжения, состояния основных функциональных систем, электрокардиографии и др. Очень большую работу (научную и практическую) продолжало вести организованное академиком Н.Н. Приоровым отделение спортивной и балетной травм во главе с З.С. Мироновой, поставившее на ноги многих наших олимпийцев после травмы и способствовавшее достижению ими высоких спортивных результатов.
Большой вклад в науку и практику внесли кафедры спортивной медицины институтов физкультуры. Головная кафедра системы Спорткомитета (ГЦОЛИФК) во главе с В.Л. Карпманом, наряду с большой научно-исследовательской работой по проблемам «спортивного» сердца, функциональных проб, в том числе в естественных условиях, выпускала учебники для ИФК и множество пособий, готовила кадры, вела большую консультативную работу (С.Н. Попов, Г.М. Куколевский, О.Н. Белина, З.Б. Белоцерковский и др.). Кафедра Смоленского института физической культуры (Б.А. Бахрах) много сделала по детскому спорту, Волгоградского института - по профилактике травм. В настоящее время в Москве в Российском государственном медицинском университете (зав. кафедрой Б.А. Поляев) ведется большая учебно-методическая, научно-исследовательская, лечебно-профилактическая работа в области врачебного контроля за занимающимися физической культурой, в спорте высших достижений, реабилитации больных и инвалидов. МГАФК (Т.И. Долматова, Г.Е. Калугина, И.Е. Слепенчук, М.М. Погосян и др.) разрабатывала вопросы здоровья, взаимосвязи различных функциональных систем и норм, их показателей при разном состоянии тренированности, первой в стране начала исследования с помощью сейчас уже хорошо вошедшего в практику метода эхокардиографии, вопросов детского и массового спорта, восстановления, новых нетрадиционных методов исследования и воздействия (лазер, массаж, ГБО, метод Накатани и др.), введены дополнительные учебные курсы (основы медицинских знаний, медицинские проблемы физкультурно-оздоровительной работы), рейтинговый метод оценки знаний и др. (Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова). В Краснодаре разрабатывались многие актуальные проблемы и издавалось много научных пособий (Г.А. Макарова), в том числе новый учебник по спортивной медицине, пособие для спортивных врачей и др. Большую работу также вели другие институты и диспансеры. Так, например, 1-й Московский врачебно-физкультурный диспансер (Л.Н. Марков), врачебно-спортивный диспансер ЦСКА (О.М. Белаковский, В.А. Сонинский) и др., наряду с большой практической работой вели и серьезные исследования, достойные научных учреждений.
7. РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ
Основной целью спортивной медицины является медико-биологическая подготовка спортсменов к участию в соревнованиях.
Основные задачи спортивной медицины:
1. Медико-биологический отбор и допуск к занятиям тем или иным видом спорта в соответствии с генотипическими и фенотипическими возможностями человека;
2. Допуск к занятиям спортом и спортивным тренировкам на основании оценки состояния его здоровья;
3. Контроль за функциональной готовностью организма спортсмена в условиях осуществления избранной им спортивной деятельности и оценкой реакций организма спортсмена на совершаемую им тренировочную и соревновательную работу;
4. Коррекция динамики уровня функциональной готовности спортсмена;
5. Обеспечение роста тренированности спортсмена с использованием физиологически обоснованных специфических (педагогических, медико-биологических, психологических) воздействий на организм спортсмена;
6. Профилактика и лечение травм и заболеваний спортсменов в процессе их специфической деятельности и вне ее.
7. Реабилитация спортсменов после перенесенных травм и заболеваний;
8. Экстренная помощь при травмах и неотложных состояниях спортсменов;
9. Контроль за соблюдением спортсменами гигиенических требований, способствующих снижению заболеваемости и росту тренированности;
10. Контроль за применением в спорте фармакологических препаратов.
Вся история спортивной медицины тесно связана с ростом и развитием физической культуры в стране. Каждый новый этап в жизни отечественного физкультурного движения выдвигал новые задачи перед спортивной медициной и стимулировал дальнейший ее прогресс.
В области спортивной медицины в настоящее время более развитыми считаются: спортивная травматология, медицинская реабилитология, неотложная (скорая) медицинская помощь в спорте, спортивная гигиена, а также допинг, который в современном спорте стал все более часто встречающимся явлением. Спортивная травматология отличается тем, что предметом ее изучения являются травмы, полученные при занятиях спортом, а, значит, эти травмы имеют свои особенности. Ее главной задачей является не просто дать человеку возможность осуществлять двигательные действия, а восстановить его до такой степени, чтобы он смог выполнять свои специфические (спортивные) двигательные функции. Более того: последствия травм и лечение не должно препятствовать дальнейшему профессиональному росту спортсмена. Плюс к этому лечение спортивных травм должно осуществляться в кратчайшие сроки – таковы требования современного спорта. Медицинская реабилитология развилась из ЛФК. Это не просто лечение, она направлена не только на ликвидацию болезни, но и на восстановление здоровья человека. Реабилитация заключается в уменьшении или в полной ликвидации ограничений жизнедеятельности человека. Лишь при учете многомерных влияний как внешних, так и внутренних факторов на человека возможна разработка индивидуальных реабилитационных подходов, дающих максимальный эффект. Как и в
случае со спортивной травматологией, реабилитация спортсменов отличается от реабилитации обычных людей. У спортсменов она должна учитывать особенности их здоровья и проходить в более короткие сроки. Неотложная (скорая) медицинская помощь в спорте – одно из важнейших направлений в спортивной медицине. Спортивный врач должен обладать практическими навыками по оказанию пациенту неотложной и скорой медицинской помощи. Основное требование к скоропомощной медицине – ее абсолютная готовность в любой момент времени к любым возможным экстренным ситуациям. Это, конечно же, касается аппаратного и лекарственного обеспечения работы врача, но главное – его обученности. Спортивная гигиена – специфическая наука и практика, рассматривающая практически все аспекты жизни спортсмена (выбор спортивной обуви и одежды, коррекция режимов сна и отдыха, регуляция режима и характера питания и т. д. – вплоть до регуляции режима половой жизни спортсмена) и, как и спортивная медицина в целом, направлена на обеспечение роста тренированности спортсмена и достижение им наивысших спортивных результатов. Допинг встречается довольно часто в современном спорте. Можно вспомнить определении этого слова: «Допинг - средство или метод, запрещенный к применению в спорте, который может быть обнаружен достоверными методами лабораторных исследований». То есть, спортивный врач должен точно знать, каким именно препаратом он имеет право лечить спортсмена, а какой не стоит применять. Это усложняет работу спортивного врача, он всегда должен находить альтернативную замену каким-либо лекарственным средствам, чтобы восстановить спортсмена, но в то же время не привести его к неутешительным результатам допинг-контроля. Также далеко не последнюю роль в современном спорте играет развившаяся сравнительно недавно спортивная психология. Сейчас проводятся масштабные исследования в области изучения психологических возможностей спортсменов. Много внимания уделяется вопросам тестирования и отбора спортсменов, а также их грамотного воспитания на разных возрастных стадиях и в процессе тренировок. Отдельным важнейшим направлением спортивной психологии стоит считать и работу со спортсменом, который решил покинуть большой спорт – как помочь человеку сделать это максимально грамотно и чтобы он смог начать новую жизнь вне большого спорта. В наш век технического прогресса невозможно не сказать о развитии медицинских технологий и их широком применении в спортивной медицине. Развитие получили аппараты для полной и точной диагностики состояния спортсмена до и после тренировок, для восстановления и реабилитации. С их помощью можно объективно оценивать, насколько функционально спортсмен готов к соревнованиям, решать вопросы о том, стоит ли вообще допускать спортсмена к занятиям профессиональным спортом и выполнять многие другие задачи.
Основные формы работы в спортивной медицине: - врачебное обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом; -врачебно-педагогический контроль ведущих спортсменов; -оздоровительные, лечебные и профилактические мероприятия; -санитарно-гигиенический надзор за условиями проведения занятий и соревнований; - медицинское обеспечение спортивных соревнований; -предупреждение спортивного травматизма; -врачебно-спортивные консультации; -санитарно-просветительная работа среди спортсменов и пропаганда физической культуры среди населения. Врачебные обследования лиц, занимающихся физкультурой и спортом, делятся на первичные - когда врач решает вопрос о допуске к занятиям физкультурой; повторные - определяющие влияние физкультуры и спорта на состояние организма спортсмена; дополнительные - для решения вопроса о допуске спортсмена к тренировкам и соревнованиям после перенесенных заболеваний, травм и пр. При первичном обследовании врач проводит ряд инструментальных исследований пациента, его тестирование и решает после этого вопрос о допуске к занятиям физкультурой или спортом (в той или иной секции). Повторно обследуют тех, кто уже занимается физкультурой или спортом. Врач определяет функциональное состояние человека, его физическое развитие и дает заключение о влиянии спортивных занятий на состояние здоровья занимающегося. Повторное обследование обычно проводится 1-2 раза в год, в спорте высших достижений – 2-4 раза. Дополнительное врачебное обследование позволяет решить вопрос о допуске спортсмена к соревнованиям, а также к тренировкам после перенесенных травм и заболеваний, при перетренированности (перенапряжении) и других функциональных нарушениях. Кроме того, в некоторых видах спорта (борьба, бокс и др.) дополнительный осмотр проводится врачом перед взвешиванием и участием в соревнованиях. Углубленное медицинское обследование (УМО) проводится 2-4 раза в год для определения состояния здоровья и физического развития занимающегося; функционального состояния спортсмена, его адаптации к физическим нагрузкам; выявления предпатологических симптомов. Если выявляется перетренированность, врач дает соответствующие рекомендации, делает необходимые лечебные назначения и определяет дату следующего визита. Чтобы вывести компетентное заключение по результатам обследования, врачу необходимы знания по таким понятиям, как тренированность, физическая подготовленность и т.п.
Тренированность является комплексным врачебно-педагогическим понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Современная система предусматривает 2-4-разовые ежедневные тренировки. Различают общую и специальную тренированность (физическую подготовленность и физическую работоспособность). Общую работоспособность определяют по функциональным тестам (PWC170, тредмилл, гарвардский степ-тест и др.), отражающим состояние кардиореспираторной системы спортсмена. Эти показатели у представителей разных видов спорта различны.
Специальная физическая работоспособность зависит от вида спорта, которым занимается обследуемый. Так, одни виды спорта развивают, прежде всего, выносливость (марафон, лыжные гонки, велосипедный спорт и др.) и влияют в большей степени на кардиореспираторную систему (она может оказаться лимитирующим фактором), другие влияют преимущественно на уровень физического развития (борьба, штанга и др.), третьи тренируют психические качества и т.п. Но современный спорт не предполагает такого деления. К примеру, в беге, хоккее и других видах спорта уделяют большое внимание атлетической (тренажерной) подготовке. То же самое можно сказать и о психологических качествах, без которых в спорте немыслимо достичь высоких результатов. Физическую подготовленность (тренированность) характеризует морфофункциональное состояние организма спортсмена, и проявляется она, в частности, в физических качествах — выносливости, силе, быстроте, ловкости, гибкости, а также в нейромышечной координации. Тренированность, как правило, рассматривается в педагогическом, психологическом, медицинском и социальном аспектах. Так, к педагогическому аспекту тренированности принято относить техническую и тактическую подготовленность спортсмена; к психологическому - психическое состояние, волевые и моральные качества спортсмена; в медицинском аспекте тренированности рассматриваются морфофизиологические показатели, состояние здоровья и функциональные показатели; в социальном аспекте обычно рассматриваются место спорта в обществе, условия быта, питания, мотивации и др. Уровень отдельных качеств зависит от наследственности, а также от эффективности, длительности и интенсивности тренировочного процесса. Ряд факторов, влияющих на спортивные достижения, может выделить тренер уже на стадии отбора в секцию и затем в процессе тренировок. Врачебно-педагогический контроль (ВПК) предусматривает наблюдение за состоянием здоровья, функциональным состоянием, переносимостью в процессе тренировок или участия в прикидках (соревнованиях). Используют ряд инструментальных методов, биохимический анализ крови (лактат, мочевина, триглицерины и др.). Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН). Еще до использования ВПК следует определить соответствие места тренировки (соревнований) гигиеническим нормам и санитарным требованиям (освещение, температура воздуха, влажность и др.), которые влияют на эффективность тренировки. Следует осмотреть спортсмена, подсчитать пульс, спросить о самочувствии, сне и других факторах, существенно влияющие на качество тренировки. Важны состояние снарядов (в спортивной гимнастике), покрытия беговой дорожки и спортивного зала, температура воды и концентрация хлора в бассейне. Врачебно-педагогические наблюдения во время тренировок (и уроков физкультуры) позволяют следить за правильностью распределения нагрузки, их объемом и интенсивностью, частотой занятий, характером и продолжительностью разминки и т.д. Наряду с визуальным контролем делается хронометраж, ведется протокол, составляется графическое изображение физиологического состояния (по данным ЧСС, ЧД, динамометрии и др.), определяется масса тела до и после тренировки. В последние годы для контроля за функциональным состоянием спортсмена, уровня переносимости им физических нагрузок используют телеметрическую аппаратуру, которая позволяет определить пульс, ЭКГ и другие важные показатели, особенно в спорте высших достижений. Конкретный набор методов исследования функционального состояния физкультурника или спортсмена зависит от вида спорта. Так, в циклических видах спорта делается акцент на изучении кардиореспираторной системы, метаболизма тканей (лактат, мочевина, триглицерины и др.); - для скоростно-силовых видов спорта особенно