Файл: Курсовая работа по экономической теории на тему 17 Предпринимательство в рыночной экономике.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, включая филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и не коммерческие структуры. Любая современная фирма это сложная организационная структура.

В условиях рыночных отношений особое значение имеют три условия осуществления предпринимательской деятельности:

  1. научная организация производства;

  2. научная организация труда;

  3. научная организация управления.

Рассмотрим данные направления более детально. Целью научной организации производства является создание современной и эффективной технологической базы. Как известно, только новейшее оборудование и технологии создают условия эффективного осуществления производства, повышают качество производимой продукции, что повышает уровень конкурентоспособности фирмы и позволяет выйти ей на принципиально новый уровень производства, расширяет его, позволяет извлечь наибольшие выгоды из используемых ресурсов, упрощает и автоматизирует создание товаров и услуг. Задачей научной организации труда является формирование здоровых отношений в коллективе. Стоит отметить, что создание условий для высокоэффективного и высокопродуктивного творческого труда, поощрение трудовой инициативы и укрепление целостности, сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива значительно повышают производительность труда. Научная организация управления является механизмом контроля и регулирования производства. Данный механизм включает в себя технические, механические и гуманитарные средства, влияющие на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Только четкая и организованная система управления, мер принуждения, а так же поощрения создает основу высокого экономического эффекта. Исходя из выше изложенного, стоит особое внимание уделить искусству предпринимательства. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или фирм. Предпринимательство - это деятельность, осуществление которой возможно при наличии соответствующих правовых норм, ее регулирующих, и ограничивающих сферу ее распространения. Исходя из этого, необходимо отметить огромную роль законодательства данного государства, на территории которого фирма существует. Законы, регулирующие и контролирующие предпринимательскую деятельность являются механизмом ее стимулирования или принуждения, в зависимости от сложившихся обстоятельств они могут защищать как права производителя, так и потребителя. Так же правовые нормы призваны создавать наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. К примеру, налогообложение оказывает существенное влияние на развитие предпринимательства. Только разумная налоговая политика, обеспечивающая благоприятный налоговый климат и оптимизацию размеров и форм налоговых обязательств юридических лиц перед государством даст возможность роста количества фирм на рынке и вследствие этого, развития экономики в целом.


Регулирование предпринимательской деятельности государством посредством соответствующих законов необходимо по трем причинам:

  1. необходимость защитить фирмы друг от друга;

  2. необходимость защитить потребителей от деятельности недобросовестных предпринимателей;

  3. необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей.

Существование фирмы имеет определенные временные границы. Это так называемый цикл жизни фирмы, определенный период времени, в течение которого фирма обладает жизнеспособностью на рынке. Рассматривая типичную модель жизненного цикла предприятия можно выделить четыре этапа развития:

  1. выход на рынок;

  2. рост;

  3. зрелость;

  4. упадок;

Существует четыре основных типа конкурентной борьбы:

  1. Силовая. Действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. В том случае, если вы занялись крупномасштабным бизнесом. Данная ситуация предполагает, что у вас должны быть сравнительно доступные цены и невысокие издержки. Если вы ориентированы на массового покупателя, цены должны быть для него приемлемыми. При этом вы обеспечиваете средний уровень качества. Если качество вашего товара низкое, бизнес становится ненадежным. Потребитель сразу же отворачивается от низкокачественного продукта, если у него либо возросли доходы, либо появилась лучшая альтернатива. Очень высокое качество продукции требует увеличения издержек и как следствие - продажной цены. Круг потенциальных потребителей в этом случае сужается. Таким образом, вы сосредотачиваетесь на производстве продукции среднего качества и средних (и даже немного ниже) ценовых параметров. В результате вы попали в ситуацию очень высокой конкуренции с фирмами, занимающими эту же позицию. Так как обслуживаете один и тот же массовый сегмент рынка;

  2. Данная стратегия или приспособительная подходит, если вы сосредоточились в сфере мелкого бизнеса (маленькие мастерские, кафе и т. д.). Достоинства вашей фирмы будут принципиально иные, чем у крупных предприятий. Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Преимущества такой формы бизнеса - гибкость. Если товар или услуги такой фирмы не совпадают с серийным, тиражным производством, то крупные фирмы никогда не будут заниматься такими пустяками и, соответственно, никогда не будут вашими конкурентами;

  3. «Нишевая» стратегия. Один из путей вырваться за пределы локального бизнеса - глубокая специализация производства. Ваша фирма обслуживает редкие специальные запросы потребителя, которые есть только у одного слоя, но зато вы умеете это делать лучше всех. Узкий слой потребителей определяет средние размеры фирмы. При этом клиент заинтересован именно в данных характеристиках продукта, что дает возможность свободного отношения к ценам. Вы пожертвовали массовостью продукции, ушли в какую - то специфику, но это ваша специфика, и конкуренту проникнуть в нее очень сложно. Вы относительно защищены от конкуренции;

  4. Стратегия инноваций. Не вы приспосабливаетесь к рынку, а рынок становится совсем иным после вашего прихода. У вас большие потенциальные возможности расширения. Основная трудность на этом пути: как ее сделать, эту прорывную инновацию. Плата за осуществление прорыва - высокая степень риска.


Переходные стратегии так же возможны, и так же возможны смеси стратегий разных по принципу: если вы в рамках своей фирмы выделяете структурное подразделение, обладающее значительной самостоятельностью, оно вполне может подчиняться другим принципам, чем фирма в целом. Но самой фирме быть и крупной и специализированной, и еще какой - либо невозможно.

Фирмы по форме собственности могут быть классифицированы на следующие типы:

  • Государственные предприятия. (Полностью принадлежат государству и являются основными экономическими субъектами в отдельных сферах экономики. Например, Российские железные дороги, Газпром и т.д.)

  • Частные фирмы. (Основным капиталом является собственность частных лиц или предпринимателей. Например, Microsoft, IBM, Coca-Cola и т.д.)

  • Смешанные предприятия. (Фирмы, которые имеют смешанный тип собственности. Например, авиакомпания Аэрофлот и т.д.)

Однако существует еще и классификация фирм.

Они могут быть классифицированы по отраслям деятельности. Некоторые примеры:

  • Промышленность. К фирмам данной отрасли относятся производители транспортных средств, энергетические компании, металлургические заводы и т.д.

  • Финансы. Банки, страховые компании, инвестиционные фонды, брокерские компании и т.д.

  • Торговля. Розничные и оптовые компании, сети магазинов, магазины онлайн-торговли и т.д.

Так же фирмы можно классифицировать в зависимости от размера. Ниже приведены основные категории фирм по размеру:

  • Микрофирмы. Фирмы с числом работников менее 10 человек и годовым доходом менее 2 млн. рублей (в России).

  • Малые фирмы. Фирмы с числом работников от 10 до 50 человек и годовым доходом до 800 млн. рублей (в России).

  • Средние фирмы. Фирмы с числом работников от 50 до 250 человек и годовым доходом 5 млрд. рублей (в России).

  • Крупные фирмы. Фирмы с числом работников более 250 человек и годовым доходом более 5 млрд. рублей (в России).

Однако есть еще одна классификация фирм — это классификация фирм по назначению. Некоторые примеры:

  • Производственные фирмы. Фирмы, производящие товары для продажи на рынке или для использования в других компаниях.

  • Сервисные фирмы. Фирмы, предоставляющие услуги для удовлетворения потребностей потребителей. Например, ремонтные мастерские, салоны красоты, услуги по уборке и т.д.

  • Торговые фирмы. Фирмы, занимающиеся продажей товаров в магазинах или онлайн.


Классификация фирм является важным инструментом для понимания экономической деятельности и может помочь в выборе стратегии и тактики для достижения целей.
 Таблица 1 со статистическими данными по главе 2 (Типы предприятий) в России за период с 2020 по 2022 год:




Количество микропредприятий

Количество средних предприятий

Количество крупных предприятий

Объем производства микропредприятий, триллионов рублей

Объем производства крупных предприятий, триллионов рублей

2020 год

714 800

82 000

9 700

10,3

146,7

2021 год

728 200

83 400

10 100

11,2

157,4

2022 год

743 100

85 200

10 500

12,1

168,5


Согласно статистическим данным по главе 2 (Типы предприятий) в России за период с 2020 по 2022 год, можно предсказать увеличение количества микропредприятий, средних предприятий и крупных предприятий в России. Также общий объем производства микропредприятий и крупных предприятий увеличится с каждым годом.

Если приглядеться к данным более детально, то можно сказать, что увеличение производства крупных предприятий в России будет наиболее значительным, примерно на 15,5 триллионов рублей к 2022 году по сравнению с 2019 годом, тогда как микропредприятия увеличат общий объем производства на 2,3 триллиона рублей.


Также стоит отметить, что увеличение количества предприятий и увеличение производства – это положительная тенденция, которая может способствовать росту экономики России в целом.

Однако наиболее распространенной на сегодняшний день классификацией фирм является классификация по критерию организационно-правовой формы, согласно которой существуют следующие типы фирм Гражданский кодекс Российской Федерации.

- хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере);

    - хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество (открытое или закрытое); общество с дополнительной ответственностью);

    - производственные кооперативы.

Следовательно можно сделать вывод, что в настоящее время наиболее распространенной классификацией фирм является классификация по критерию организационно-правовой формы, согласно которой существуют следующие типы фирм: хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере); хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество (открытое или закрытое); общество с дополнительной ответственностью); производственные кооперативы.

Глава 3. Развитие предпринимательства в современной России

Развитие предпринимательства в современной России является одной из главных задач государства. Начиная с 2020 года, в стране были приняты множество мер, направленных на поддержку и развитие предпринимательской деятельности.

В рамках антикризисных мер, принятых в связи с пандемией COVID-19, была введена возможность использования средств Национального фонда поддержки предпринимательства, которые позволяют компенсировать убытки, связанные с ограничениями режима карантина. Также была запущена программа финансовой помощи предпринимателям, которые испытывают трудности из-за эпидемии.

Вместе с тем, были приняты и другие меры по поддержке предпринимательства. В 2020 году была увеличена максимальная ставка по единому налогу на вмененный доход до 150 миллионов рублей, что повысило привлекательность данного режима налогообложения для малых и средних предприятий.

В 2021 году были улучшены условия для получения кредитов на развитие бизнеса. Банк России установил ограничения на комиссии по кредитам, а также запретил банкам требовать от предпринимателей залог на жилую недвижимость при выдаче малого бизнес-кредитования.

Кроме того, в 2022 году был запущен федеральный портал электронных услуг для малого и среднего бизнеса, который позволяет быстро и удобно получать необходимую информацию о текущем статусе своих дел и делать заявления на различные услуги.