Файл: Планконспект для проведения военнополитической подготовки с личным составом войсковой части 82588.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
ВрИО КОМАНДИРА ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 82588
подполковник
Р. Истомин
ПЛАН-КОНСПЕКТ
для проведения военно-политической подготовки с личным составом
войсковой части 82588
Тема: " Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации и их задачи в 2023 учебном году".
с. Сергеевка
2023 г.
Наша страна граничит по суше с 16 государствами, а площадь ее исключительной экономической зоны составляет 8,6 млн кв. км. Из 85 субъектов России 45 являются приграничными. Какие же процессы происходят по периметру наших границ?
На мировой арене продолжается формирование ряда геополитических центров силы, которое сопровождается борьбой за геостратегические пространства, экономические и природные ресурсы. В архитектуре глобальной безопасности по-прежнему доминируют механизмы и структуры, созданные в эпоху «холодной войны». Примеры внеблокового подхода к обеспечению международной безопасности пока немногочисленны. Обострение межгосударственных противоречий в области политики, экономики и идеологии, связанных с борьбой за сферы влияния, увеличивает опасность возникновения военных конфликтов на локальном и региональном уровнях.
В этих условиях Россия выступала и выступает за активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности, за формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к стране регионах.
За последние несколько лет благодаря усилиям Президента, военно-политического руководства и дипломатического корпуса страны положение России в мире изменилось в лучшую сторону. Она вновь обрела статус державы, которая призвана решать важнейшие мировые проблемы, связанные, например, с уничтожением военного и экономического потенциала террористической организации ИГИЛ (запрещена в России — прим. ред.) в Сирийской Арабской Республике, урегулированием иранской ядерной проблемы и т. д. Де-факто без России невозможно представить любое международное событие, несмотря на то, что она регулярно подвергается информационным нападкам и информационной агрессии в духе «холодной войны».
Основными факторами, определяющими характер развития мировой военно-политической обстановки, по мнению военных аналитиков являются:
формирование в результате необратимости распространения ядерного оружия «ядерной многополярности» и бесконтрольное наращивание ракетно-ядерного потенциала другими государствами;
стремление США к манипулированию международным правом в угоду своим интересам, абсолютному доминированию в большинстве регионов мира в условиях формирования многополярной системы международных отношений и удержанию за собой роли единственной супердержавы;
скрытая и явная борьба США и Китайской Народной Республики (КНР) за глобальное господство;
процесс интеграции государств в рамках НАТО, Европейского союза и новых членов, претендующих на вступление в военно-политический и политико-
экономический союзы;
введение против России экономических и политических санкций и их расширение в ближайшее время;
ослабление роли международных институтов в урегулировании межгосударственных конфликтов и противоречий, использование вооруженных сил в обход общепринятых норм международного права;
применение США концепций информационных войн и боевых действий в киберпространстве, расширение сферы информационно-технического и информационно-психологического воздействия;
возрастание роли терроризма в достижении политических целей.
Очевидным становится тот факт, что американские элиты де-факто присвоили себе право устанавливать «красные линии» и определять способы наказания «неугодных» государств за их нарушение. Вашингтон и его союзники своими действиями стремятся подменить Организацию Объединенных Наций и снизить ее роль в вопросах поддержания мира на планете и разрешения кризисных ситуаций.
Попытки России, Китая, Индии, ряда других стран в новых условиях добиться большего учета своих интересов при преодолении проблем в условиях глобализированной экономики, установить справедливый баланс влияния и сил, возможность в полной мере удержать суверенитет над своими же территориями и ресурсами, наталкиваются на активное противодействие со стороны США. Это противодействие проявляется в различных сферах и областях мирового пространства.
Все большее влияние на военно-политическую обстановку в мире оказывает и то обстоятельство, что экономические интересы становятся главными в политике, а для их обеспечения все чаще используется военная сила. Обостряется борьба за природные ресурсы — минеральные, водные и т. д.
Антироссийская политика США привела к переоценке основ и ценностей в отношениях Штатов с Россией. Формируется и проходит апробацию сложная система противодействия российскому влиянию, которую эксперты называют системой «сдерживания-истощения».
Главной целью предлагаемых американскими стратегами шагов является использование Евразии как площадки для давления, прежде всего, на своих геополитических и геоэкономических конкурентов — Россию, КНР, а также, хотя и в существенно меньшей степени — Европейского союза. Осью новой геополитической игры становятся американо-китайские взаимоотношения, которые уже сейчас заметно влияют на характер международных отношений в целом. В то время как Соединенные Штаты видят в Китае угрозу, Россия и европейцы рассматривают его во многом в качестве огромного дополнительного рынка. По оценкам Фонда Карнеги, валовой внутренний продукт КНР в 2035 г. составит
$ 82 трлн., а США — $ 44 трлн.
К числу инструментов давления на Россию относятся:
высокий уровень конфронтации между Москвой и прибалтийскими государствами. Страны Балтии будут всячески противиться диалогу Россия — НАТО, ставить его развитие в прямую зависимость от получения убедительных гарантий собственной безопасности;
использование протестов после президентских выборов в Белоруссии для разрушения основ Союзного государства;
дальнейшая дестабилизация обстановки на Украине и ситуации в Киргизии;
разрушение партнерских отношений, складывающихся вокруг Каспийского моря. Для политики США фокусная дестабилизация военно-политической ситуации в Прикаспии важна еще и тем, что позволяет завершить геополитическую и геоэкономическую изоляцию Ирана, а также окончательно лишить Россию возможности полноценного развития глобально значимого индустриально-логистического коридора «Север — Юг», а Европу — возможности создания конкурентных газотранспортных коридоров.
События, которые происходят в Нагорном Карабахе, напрямую связаны с проводимой администрацией Белого дома с 2016 года политикой по сохранению влияния в регионе. В ее основе лежат стремления контролировать нефтяные месторождения Каспийского бассейна; ослабить влияние России в регионе; расширить военное присутствие в нем, а также политика присоединения непризнанных государств к административным территориями государств постсоветского пространства (Абхазии и Южной Осетии к Грузии
, Нагорного Карабаха — к Азербайджану).
В качестве еще одного важного инструмента воздействия на Россию американская администрация и ее европейские союзники рассматривают санкционное давление. Санкции являются одним из инструментов геоэкономического противоборства для достижения политических целей. При этом как повод для их введения используются, как правило, надуманные факты, не подтверждающиеся реальностью: «хакерское вмешательство» в президентские выборы в США; отравление в Великобритании бывшего офицера российской военной разведки Сергея Скрипаля и его дочери Юлии боевым отравляющим веществом; отравление политического деятеля Алексея Навального и т. п.
В ответ Россия активно проводит политику импортозамещения, вводит контрсанкции против тех государств, которые ввели санкции против нее, активизирует сотрудничество с другими странами мира в экономической сфере. Особое место в этом сотрудничестве Российская Федерация отводит таким региональным и международным институтам, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», «Группа двадцати» и другим международным институтам.
Еще один показатель невозможности изолировать Россию — минувший Международный форум «Армия-2020», проведение которого из-за пандемии коронавируса COVID-19 было под вопросом, тем более в международном формате. Однако он прошел более чем успешно.
Необходимо также принять во внимание стремление США манипулировать международным правом в угоду своим интересам, в частности, добиться «переформатирования» сложившейся системы контроля над вооружениями.
Такие шаги американцев, как выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и из Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, недобросовестное выполнение Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ), выход из Договора по открытому небу, а также нежелание ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний существенно подрывают стратегическую стабильность.
При этом срок действия Договора СНВ-3 истекает уже в феврале 2021 года. В качестве условия его продления Вашингтон предлагает кардинально пересмотреть содержание документа. В частности, включить в него неядерные стратегические системы, тактическое ядерное оружие, а также подключить к числу участников Китай.
Американское руководство также последовательно выступает против формирования международной правовой базы, запрещающей использование в военных целях космического пространства. Пентагон рассматривает космос в качестве потенциального театра военных действий и пытается обеспечить себе полную свободу маневра на данном направлении. Космические войска были созданы по распоряжению президента США Дональда Трампа в декабре 2019 года и стали шестым видом вооруженных сил Соединенных Штатов.
Становится очевидным то, что деятельность Вашингтона и его союзников, в ходе которой игнорируются интересы других субъектов международных отношений, порождает новые глобальные военные опасности. К их числу, прежде всего, необходимо отнести:
стремление добиться безусловного доминирования США и устранения с мировой арены Российской Федерации в качестве центра силы, обладающего ядерным оружием;
превращение России в страну, не способную оказывать влияние на развитие международных отношений в мире и в его регионах;
попытки поставить под договорной контроль новые российские комплексы вооружений, такие как подводная автономная система «Посейдон», гиперзвуковая ракета воздушного запуска «Кинжал» и крылатая ракета с ядерной энергетической установкой «Буревестник»;
размытие границ между военными и невоенными средствами противоборства (включая информационное воздействие, применение экономических санкций и др.) и, как следствие, возникновение «серых» зон, не позволяющих однозначно классифицировать шаги других стран как враждебные, невозможность достоверного установления момента начала агрессии.
Наряду с этим Вашингтон наращивает военные расходы, а также оказывает давление на своих союзников для увеличения финансирования НАТО.
В частности, в 2021 году военный бюджет США составит $ 740,5 млрд, а совокупный военный бюджет США и НАТО уже значительно превысил 1 трлн долларов. Вклад США в Североатлантический альянс составляет $ 635 млрд.
Значительную обеспокоенность вызывает снижение США порога применения ядерного оружия. В частности, новая редакция «Ядерной стратегии США» (2018 г.) допускает возможность его использования в ответ на «существенное нападение с использованием обычных средств», в качестве которых Вашингтон рассматривает