Файл: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова Высшая школа экономики управления и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отклонение цены на услугу «Обучение вождению водителей категории В», предлагаемой автошколой ООО «Вираж» = (28900 : 28013) х 100 – 100 = + 3,2%.

Далее присваиваются баллы:

- если цена на услугу «Обучение вождению водителей категории В», предлагаемой той или иной автошколой, выше среднерыночной более, чем на 5%, то присваивается 1 балл;

- если цена на услугу «Обучение вождению водителей категории В», предлагаемой той или иной автошколой, ниже среднерыночной более, чем на 5%, то присваивается 3 балла;

- и промежуточному отклонению цены на услугу «Обучение вождению водителей категории В», к примеру меньше на 1 % или больше на 1%, присваивается 2 балла.

Результаты оценки параметров конкурентоспособности для каждого конкурента по разработанным шкалам представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты оценки параметров конкурентоспособности для каждого конкурента по разработанным шкалам

Наименование показателя

Автошкола «Калита»

Основные конкуренты

Автошкола «Драйв»

Автошкола «Архангельск»

Автошкола «Вираж»

1 Время функционирования на рынке, лет (П1)

1

3

2

3

2 Количество подразделений (П2)

1

3

1

2

3 География работы (П3)

1

3

1

1

4 Расположение офиса и учебного класса (П4)

3

3

3

3

5 Расположение тренировочной площадки (П5)

2

3

2

1

6 Качество тренировочной площадки (П6)

3

2

2

2

7 Широта ассортимента услуг (П7)

1

3

2

1

8 Средняя цена на предлагаемую услугу «Обучение вождению водителей категории В» (П8)

3

1

2

2

9 Вместимость зала для прохождения теории (П9)

3

2

1

1

10 Стаж преподавателей по обучению вождению (П10)

1

2

1

3

11 Качество автомобилей и их техническое состояние (П11)

3

2

2

1

12 Применяемые методы рекламы и стимулирования сбыта (П12)

3

2

1

1

13 Система оплаты, возможность рассрочки (П13)

3

2

2

1

Итого

28

31

22

22

Максимальное количество баллов

39


По данным таблицы 4 можно оценить два показателя:

- интегральный показатель конкурентоспособности для каждого участника рынка (Mj), который показывает превосходство фирмы над соперниками по совокупности параметров, определяющих потребительский выбор;

- уровень использования рыночного потенциала (Qj), позволяющий оценить, насколько фирма реализует свои возможности, соотносимые со всеми переменными маркетинга, и сравнить его с потенциалом фирм-конкурентов [19, с. 407].

Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности используется формула (6):

(6)

где Mj – интегральный показатель конкурентоспособности;

– балльная оценка i-той переменной маркетинга j-той фирмы;

αi – весовой коэффициент значимости i-той переменной маркетинга (Σαi = 1) [19, с. 408].

Весовые коэффициенты значимости i-той переменной маркетинга рассчитаны в таблице 5.

Таблица 5 – Весовые коэффициенты значимости i-той переменной маркетинга

Наименование параметра

Экспертная оценка

Средняя оценка

Весовой коэффициент

1

2

3

4

5

1 Время функционирования на рынке, лет (П1)

2

2

3

1

1

1,8

0,038

2 Количество подразделений (П2)

1

1

1

2

1

1,2

0,025

3 География работы (П3)

2

2

2

1

1

1,6

0,034

4 Расположение офиса и учебного класса (П4)

5

5

4

5

4

4,6

0,097

5 Расположение тренировочной площадки (П5)

4

5

5

4

4

4,4

0,093

6 Качество тренировочной площадки (П6)

5

5

5

5

5

5

0,105

7 Широта ассортимента услуг (П7)

4

3

3

3

3

3,2

0,068

8 Средняя цена на предлагаемую услугу «Обучение вождению водителей категории В» (П8)

5

5

5

5

5

5

0,105

9 Вместимость зала для прохождения теории (П9)

5

5

5

5

5

5

0,105

10 Стаж преподавателей по обучению вождению (П10)

2

2

3

3

2

2,4

0,051

11 Качество автомобилей и их техническое состояние (П11)

5

5

5

5

5

5

0,105

12 Применяемые методы рекламы и стимулирования сбыта (П12)

3

3

4

4

2

3,2

0,068

13 Система оплаты, возможность рассрочки (П13)

5

5

5

5

5

5

0,105

Итого

47,4

1


Следует отметить, что по результатам экспертной оценки наиболее значимыми факторами для потребителей при выборе автошколы являются:

- средняя цена на предлагаемую услугу «Обучение вождению водителей категории В» (П8);

- вместимость зала для прохождения теории (П9);

- качество автомобилей и их техническое состояние (П11);

- качество тренировочной площадки (П6);

- расположение офиса и учебного класса (П4);

- расположение тренировочной площадки (П5).

Далее проведем расчет интегрального показателя конкурентоспособности для каждого участника рынка (Mj) (приложение Г), что, по сути, и является оценкой конкурентоспособности автошколы «Калита».

Приведем пример расчета интегрального показателя конкурентоспособности по оцениваемому предприятию («Калита»):

М = (0,038 х 1) + (0,025 х 1) + (0,034 х 1) +(0,097 х 3) + (0,093 х 2) + (0,105 х 3) + (0,068 х 1) + (0,105 х 3) + (0,105 х 3) + (0,051 х 1) + (0,105 х 3) + (0,068 х 3) + (0,105 х 3) = 2,48.

Далее рассчитаем уровень использования рыночного потенциала (Qj).

Уровень использования рыночного потенциала (Qj) рассчитывается как отношение интегрального показателя конкурентоспособности к максимально возможному значению по формуле (7):

(7)

где Bmax – максимально возможная балльная оценка (например, при использовании трехбалльной шкалы для оценки переменных маркетинга Bmax = 3) [19, с. 409].

Для расчета уровня использования рыночного потенциала каждым конкурентом значение интегрального показателя конкурентоспособности соотносилось с его максимальным значением – 3:

- для автошколы «Калита» = (2,48 / 3) х 100% = 82,6 %;

- для автошколы «Драйв» = (2,25 / 3) х 100% = 75,0 %;

- для автошколы «Архангельск» = (1,81 / 3) х 100% = 60,5 %;

- для автошколы «Вираж» = (1,61 / 3) х 100% = 53,6 %.

Основным конкурентом автошколы «Калита» будет являться автошкола «Драйв», которая использует свой потенциал на 75 %. У остальных участников данный параметр значительно ниже относительно автошколы «Калита». Для выявления сильных и слабых сторон автошколы «Калита» использовался многоугольник конкурентоспособности, на котором автошколы «Калита» сравнивалась с основным конкурентом автошкола «Драйв» по переменным маркетинга (рис. 3).



Рисунок 3 – Сравнение автошколы «Калита» и основного конкурента автошкола «Драйв»

Основные параметры, по которым автошкола «Калита» будет уступать основному конкуренту автошколе «Драйв»:


- автошкола «Драйв» более длительное время работает на рынке, следовательно, у автошколы «Драйв» больше клиентов и значительный охват рынка;

- у автошколы «Драйв» более широкий охват рынка, подразделения работают в трех муниципальных образованиях Архангельской области и количество подразделений значительно больше, чем у новой автошколы;

- у автошколы «Драйв» тренировочная площадка располагается в центре города (октябрьский округ), поэтому для потребителей это очень удобно. У новой автошколы тренировочная площадка будет располагаться в округе Варавино-Фактория, так как другого места просто нет, однако, там новая площадка, на которой был проведен хороший ремонт, а площадка автошколы «Драйв» требует модернизации;

- автошкола «Драйв» предлагает потребителям более широкий ассортимент своих услуг, проводит обучение всем категориям водителей: А, В, С, D, E, однако, в нашем случае это не оказывает сильного влияния на деятельность новой автошколы, так как ООО «Калита» будет ориентироваться в первые годы работы только на самую востребованную услугу «Обучение вождению водителей категории В»;

- также преимуществом автошколы «Драйв» является сильный состав преподавателей по вождению с большим стажем работы, однако этот фактор можно использовать в свою пользу, предложив преподавателям более выгодные условия работы и более привлекательную заработную плату.

Основные параметры, по которым автошкола «Калита» будет превосходить автошколу «Драйв»:

- автошкола «Калита» будет применять более сильную политику стимулирования и продвижения своих услуг, так как это предприятие новое, и на первом этапе работы нужно завоевывать рынок;

- автошкола «Калита» будет предлагать потребителям цену на услугу «Обучение вождению водителей категории В» на 9% ниже среднерыночной, этот фактор играет очень важное значение для будущих водителей, также будет предоставляться более длительная рассрочка платежа;

- у автошколы «Калита» будет больше вместимость помещения для проведения теоретических занятий
;

- качество автомобилей и их техническое состояние у автошколы «Калита» будет выше, так как школа только начинает свою деятельность.

По результатам анализа конкурентов были определены не только слабые, но и сильные стороны автошколы «Калита». Для усиления конкурентоспособности автошколы «Калита» на рынке необходимо разработать и реализовать стратегию продвижения и стимулирования потребителей.

Маркетинговая стратегия - процесс планирования и реализации различных маркетинговых мероприятий, которые подчинены достижению поставленных перед компанией (фирмой, организацией) целей. Маркетинговая стратегия, являясь составной частью общей стратегии предприятия, направляет деятельность на достижение стратегических целей.

Рекламная стратегия: разрабатывая стратегию продвижения, нужно понимать, что все виды рекламы задействовать не нужно. Это не будет эффективно, к тому же существенно увеличит затраты. Какие виды рекламы стоит использовать:

- создание собственного сайта. Стоит заниматься его постоянным наполнением – добавлять фотографии и отзывы своих клиентов. Конечно, важно и раскручивать свой сайт, чтобы на нем было как можно больше посетителей;

- открытие группы в популярной сети «В контакте». Работа с сообществом во многом будет похожа на работу с сайтом – фото, отчеты, прайсы, составы. Привлекать новых подписчиков можно с помощью рекламы внутри сети;

- контекстная реклама. С помощью нее можно рекламировать собственный сайт, где находятся контактные данные, или группу;

- проведение акций.

Расчет затрат на рекламу, маркетинг и стимулирование сбыта в автошколы «Калита» представлен в таблице 6.

Таблица 6 – Затраты на рекламу, маркетинг и стимулирование сбыта в автошколе «Калита»

В рублях

Наименование

Значение (в месяц)

1 Реклама в социальной сети «Вконтакте»

10500

2 Поддержание собственного сайта в рабочем состоянии

3500

3 Контекстная реклама

4750

4 Реклама на радио

15000

5 Реклама в газетах и журналах

6000

Итого

39750