Файл: Планконспект проведения занятий по дисциплине Общественногосударственная подготовка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| УТВЕРЖДАЮ Начальник 54 ПСЧ майор внутренней службы _________________ А.З. Махмутов «____»_________________ 2022 год |
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий по дисциплине «Общественно-государственная подготовка» с личным составом 54 ПСЧ с 31.08.2022 года по 03.09.2022 года
Тема 1.9: «Патриотизм: истоки, традиции, значение в деле укрепления обороноспособности страны»
Вид занятий: Классно-групповое Отводимое время: 1 (час)
Цель занятий: изучение правовых актов, ориентирование сознания личного состава на выполнение нравственных норм.
Литература, используемая при проведении занятий:
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М., 2003.
- Лутовинов В. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. - М., 1998.
- Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
- Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57.
Развернутый план занятия
Учебный вопрос №1. Патриотизм: истоки, традиции.(25 мин.)
Патриотизм как важный элемент отечественной гуманитарной науки и культуры имеет богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как воплощение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.
Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально - действенного проявления.
Несмотря на давность происхождения, понятие «патриотизм» (от греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.
Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т.д.
Так, например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к Отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов».
На современном этапе развития российского общества патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, модернизации экономики, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому раскрытию сущности патриотизма, разработке его теоретических основ придается исключительно большое значение.
Теоретические основы патриотического воспитания сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.). В этом документе определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.
В частности, в Концепции подчеркивается, что патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому;
- прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь;
- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу относят следующие:
- беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за нее жизнь;
- непререкаемый авторитет военной Присяги, исполнение ее в любых условиях;
- стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;
- высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;
- уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести;
- личный пример командиров и начальников своим подчиненным.
В нашей стране формирование патриотической идеи своими истоками уходит в далекую древность и совпадает с возникновением Русского государства. Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно-исторических документах и летописях еще в IX веке. Патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.
В памятниках русской средневековой письменности одной из ведущих была идея защиты, а не захвата чужих земель.
Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей истории Российской армии.
В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.
Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.
В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей. С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.
Впервые законодательно патриотизм был закреплен в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.). Воеводам строго предписывалось воспитывать у воинов чувство патриотизма и самим подавать пример служения Отечеству. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в Табели о рангах, «Учреждении к бою», «Артикуле воинском» как непременное условие получения чинов, наград и званий.
С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.
В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи - на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых - «служение Отечеству и своим ближним».
Более двух столетий офицеры и нижние чины Российского государства несли воинскую службу, воевали и умирали с патриотическим девизом «За Веру, Царя и Отечество».
История нашего государства - это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому идея государственного патриотизма получила заметное развитие в трудах великих русских полководцев и флотоводцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.
Патриотическая идея была сохранена и после Октябрьской революции 1917 года. Народ Советской республики в своей основной массе поддержал новую власть, стал патриотом своего нового Отечества, что было доказано в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 -1922).
Сила патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945. В этой войне народ и армия проявили небывалый по массовости патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».
На современном этапе в российском обществе предпринимаются серьезные шаги с тем, чтобы не только сохранить, но и существенно развить отечественные патриотические традиции, сделать их принципами жизни и работы каждого молодого человека.
Таким образом, патриотизм на протяжении многих веков отечественной истории являлся и является важнейшим нравственным качеством россиян, одним из источников экономического и военного могущества Российского государства.
Учебный вопрос №2. Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны.(20 мин.)
Важнейшей функцией государства является укрепление его обороноспособности. На укрепление обороноспособности влияют многие факторы: экономический, социально-политический, военно-технический, духовный, военный и другие. В развитии всех компонентов оборонной мощи страны исключительно важная роль принадлежит человеческому фактору, тем руководителям и специалистам, которые решают эти задачи. Оборонная мощь зависит от их ответственности и профессионализма, от их убежденности в необходимости данного дела и в конечном счете от патриотизма. Поэтому повышение сознательности, гражданской ответственности и социальной активности граждан России является приоритетным направлением работы по укреплению государства, его обороноспособности.
Обороноспособность страны в значительной степени ассоциируется с мощью и боеспособностью ее Вооруженных Сил, их техническим состоянием, вооружением, подготовкой военных кадров, морально- психологическим состоянием личного состава. Исторический опыт свидетельствует, что армия и флот будут значительно крепче, если их личный состав обладает высоким патриотическим сознанием, так как от этого качества зависит успех решения всех задач, стоящих перед воинскими коллективами.