Файл: Вопросы к экзамену Понятие современного международного публичного права, его предмет и методы. Международное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Истории известны два выполнивших свои задачи судебных органа, именовавшихся Международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после окончания Второй мировой войны.

Первым в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. был образован Международный военный трибунал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международного военного трибунала.

Трибунал состоял из 4 членов и 4заместителей — по одному от каждого из названных государств. Каждое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовавшие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсудимых были предусмотрены процессуальные гарантии, включая выделение защитников.

Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивидуальную ответственность:

1. Преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров),

2. Военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи войны), преступления против человечности,

3. Убийства (истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения)

Трибунал был создан с ориентацией на неопределенное количество судебных процессов. Его постоянным местонахождением был назначен Берлин, где и состоялось первое организационное заседание 9 октября 1945 г. На практике его деятельность ограничилась Нюрнбергским процессом, проведенным в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Порядок заседаний и судебного разбирательства был зафиксирован в Уставе и в регламенте. В качестве санкции к виновным предусматривались смертная казнь или другое наказание. Приговор Трибунала считался окончательным, не подлежал пересмотру и приводился в исполнение согласно приказу Контрольного совета в Германии  единственного органа, компетентного изменить приговор и рассматривать ходатайства осужденных о помиловании.


Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. приняла резолюцию, подтвердившую принципы международного права, воплощенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приговоре.

Второй Международный военный трибунал был предназначен для суда над главными японскими преступниками и получил название Токийского. Его правовой основой был также специально для него принятый группой государств Устав. Этот Трибунал включал представителей 11 государств: СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Предусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (представитель США); все остальные государства, представленные в Трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.

Потенциальная возможность создания новых международных судебных учреждений была зафиксирована в конвенциях о таких международных преступлениях, как геноцид и апартеид. Так, согласно ст. VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него лица, обвиняемые в совершении геноцида, "должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда".
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Созданные резолюциями Совета безопасности ООН в 1993 году (Международный трибунал по бывшей Югославии) и в 1994 году (Международный уголовный трибунал по Руанде). Т.к. созданы резолюциями ООН, они действуют до сих пор, но не всеми государствами они признаются. Юрисдикция трибуналов распространяется на всех физических лиц и является параллельной юрисдикции национальных судов, имея при этом приоритет над последними. Статьи в уставах (non bis in idem) исключает двойное наказание:

  1. Ни одно лицо не может быть судимо национальным судом за нарушение международного права, за которое оно уже было осуждено международным трибуналом.

  2. Лицо, которое было осуждено национальным судом за нарушение международного права, может быть впоследствии судимо международным трибуналом, но только в 2 случаях:

а) Если деяние, за которое лицо было осуждено, было квалифицировано как обычное, а не международное преступление

б) Если судебное разбирательство в национальном суде не было беспристрастным и независимым и предназначалось для того, чтобы оградить обвиняемого от международной ответственности

Уникальной по своему характеру можно считать Резолюцию Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. относительно учреждения Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооруженный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) Трибунала. Устав определяет юрисдикцию Трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских конвенций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий, геноцид и т. д.

Трибунал состоит из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на четыре года из представляемого Советом Безопасности списка, а также включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН. В мае 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН избрала новый состав судей Международного трибунала. Ими стали представители Великобритании, Италии, Франции, Португалии, США, КНР, Малайзии, Египта, Замбии, Колумбии, Гайаны. В составе Трибунала выделяют две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелляционную камеру (пять судей). Местопребывание — г. Гаага.


В Уставе сформулированы полномочия обвинителя по расследованию и составлению обвинительного заключения, оговорены права подозреваемого, в том числе на услуги адвоката, и права обвиняемого в процессе судебного разбирательства (в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах). Регламентированы процедура судебного разбирательства и порядок вынесения приговора и назначения наказания в виде тюремного заключения, сроки которого устанавливаются с учетом практики вынесения приговоров в судах бывшей Югославии. Судебные камеры согласно ст. 20 Устава обеспечивают справедливое и оперативное судебное разбирательство и осуществление судопроизводства в соответствии с правилами процедуры и доказывания при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защиты жертв (потерпевших) и свидетелей. Лицо, в отношении которого утверждено обвинительное заключение, заключается под стражу, информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Трибунала. В ст. 21 зафиксированы права обвиняемого, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела, на защиту себя лично или через выбранного им самим защитника, на пользование бесплатной помощью переводчика и на другие процессуальные гарантии. Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном Трибуналом из перечня государств, заявивших о готовности принять осужденных лиц; при этом применяется законодательство соответствующего государства при надзоре со стороны Трибунала.

В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН был создан Международный трибунал по Руанде с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Положения Устава этого Трибунала в главных чертах аналогичны приведенным выше формулировкам.

  1. Международный уголовный суд (Римский статут Международного уголовного суда 1998 года). Статут вступил в силу с 1 июля 2002 года (первый день месяца, следующего после шестидесятого дня после сдачи на хранение Генеральному секретарю ООН 60-й ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении). РФ подписала, но не ратифицировала статут. Обладает международной правосубъектностью и является постоянным органом, осуществляющим юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. Вся деятельность суда является дополнительной по отношению к органам национальной уголовной юстиции. Суд обладает юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу Римского статута. В соответствии со ст. 5 статута международного уголовного суда данный суд обладает международной правосубъектностью и является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества (военные преступления, преступления против человечности, преступления агрессии, преступления геноцида). Вся деятельность суда осуществляется на основе принципа дополняемости, которая означает, что суд может осуществлять свою юрисдикцию только в том случае если национальный суд не способен ее реально осуществить. В статуте так же закрепляется принцип «не дважды за одно» который гарантирует, что лицо не будет подвергаться уголовному преследованию в международном уголовном суде за деяния, за которые это лицо уже было осуждено международным судом или национальным судом. Исключение, когда разбирательство в другом суде было беспристрастным и предназначалось для того что бы огородить соответствующее лицо от уголовной ответственности. Суд в отличие от трибуналов обладает юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу статута. При решении дела суд применяет статут и правила процедуры доказывания; международные договоры; общепризнанные принципы МП; Суд применяет общие принципы права, взятые им из национальных законов тех государств, которые осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного преступления.


Суд состоит из 18 судей, избираемых Ассамблеей государств — участников Статута. Предусмотрена должность Прокурора, компетентного в возбуждении дел о расследовании и уголовном преследовании.

Статут регламентирует процедуру судебного разбирательства в рамках судебной палаты и апелляционного производства. Обвиняемый присутствует на судебном разбирательстве, имеет право на публичное и справедливое слушание и на гарантии, сформулированные в Статуте в соответствии с положениями ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

+Применимые меры наказания — лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет, или пожизненное лишение свободы; возможны также штраф и конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления. Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определяемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор. Исполнение наказания осуществляется под надзором Суда.

38. Система институтов Европейского союза. Порядок формирования и принятия нормативных правовых актов. Членство в ЕС.

Европейский союз имеет достаточно сложную институциональную систему. В соответствии со ст. 13 Договора о ЕС институциональный механизм ЕС призван приводить в жизнь ценности ЕС, осуществлять его цели, служить его интересам, интересам его граждан и государств-членов, а также обеспечивать последовательность, эффективность и преемственность его политики и его действий.

Институциональная структура ЕС складывалась постепенно. Формирование институтов ЕС связано с образованием Европейских сообществ (ЕОУС, Евратома и ЕЭС). Как отмечалось в главе 1, в соответствии со ст. 7 Договора об ЕОУС учреждались особый Совет министров, Общее собрание, Высший руководящий орган и Суд. Центральная роль в ЕОУС была отведена наднациональному по своей сути институту в лице Высшего руководящего органа. Согласно Римским договорам 1957 г. в рамках ЕЭС и Евратома функционировали Совет, Комиссия, Ассамблея и Суд. Главным институтом, наделенным правом принятия решений, являлся Совет. Постепенно были объединены аналогичные по компетенции органы Сообществ. С 1962 г. Ассамблея стала называть себя Европейским парламентом, что было закреплено на уровне учредительных документов Сообществ в 1965 г. С вступлением в силу Единого европейского акта статус института получила Счетная палата, были определены принципы функционирования Европейского совета. Маастрихтский договор закрепил единую институциональную структуру Сообществ и ЕС. Амстердамский договор расширил полномочия Европарламента в сфере нормотворчества. С вступлением в силу Ниццкого договора 2001 г. существенному реформированию подверглась судебная система ЕС. Дальнейшее реформирование институциональной структуры ЕС предусматривает Лиссабонский договор.