Файл: Вопросы к экзамену Понятие современного международного публичного права, его предмет и методы. Международное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Совет глав государств – высший орган Содружества;

  • Совет глав правительств;

  • Совет министров иностранных дел;

  • Координационно-консультативный комитет;

  • Секретариат;

  • Экономический суд;

  • Комиссия по правам человека.

  • Уставом СНГ предусмотрено также создание органов отраслевого сотрудничества.

            Из выше сказанного необходимо сделать несколько основных выводов:

1) Содружество Независимых Государств должно рассматриваться в качестве международной межправительственной организации, поскольку в него входят суверенные независимые государства, получившие практически универсальное международное признание;

            2) государства – участники СНГ признаны de jure большинством государств мира, все они являются полноправными членами ООН, входят в состав многих ее специализированных учреждений, а также в иные международные межправительственные организации;

            3) каждое государство – участник СНГ поддерживает дипломатические отношения с различными государствами мира;

            4) юридическую основу деятельности СНГ составляют международные договоры, подписанные и ратифицированные государствами-участниками с учетом требований конституций каждой из сторон и в соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

44. Мирные средства урегулирования международных конфликтов.

Все участники международных отношений обязаны решать возникающие между ними споры мирными способами

Институт мирного разрешения международных споров содержится в праве международной безопасности, в праве международных организаций, а также в ряде других отраслей МП

Источники:

  1. Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907

  2. пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928

  3. Устав ООН, уставы региональных организаций

  4. Декларация о принципах международного права 1970

  5. заключительный акт СБСЕ 1975

  6. итоговый документ Венской встречи 1989

Государства – члены ООН приняли на себя обязательства мирными средствами проводить улаживание и разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира

Декларация о принципах МП 1979 указывает на то, что международные споры разрешаются на основании суверенитета государств в соответствии с принципом свободного выбора способов разрешения спора.


Средства мирного разрешения международных споров определены в Уставе ООН:

  1. - непосредственные переговоры

  2. - добрые услуги и посредничество

  3. - смешанные комиссии – следственные и согласительные

  4. - международная арбитражная и судебная процедура;

  5. - разрешение споров в международных организациях.

Первые три средства предполагают определенное участие спорящих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.

Международная арбитражная и судебная процедура исключает заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и требует обязательного выполнения решения, принятого международным судом или арбитражем.

Разрешение спора в международных организациях предусматривает политическое урегулирование спора

45. Организация Североатлантического договора (НАТО): состав, компетенция, порядок принятия решений. Взаимодействие с Российской Федерацией.

Организация Североатлантического договора (НАТО) создана в соответствии со ст. 9 Североатлантического договора 4 апреля 1949 г. Целями НАТО являются обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Организация намерена предпринимать совместные действия и осуществлять всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-членов. НАТО призвана обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. В соответствии со ст. 4 Североатлантического договора НАТО служит трансатлантическим форумом для проведения союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. НАТО сохраняет стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким путем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, не совместимым с целями ООН.



Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженное нападение против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран.


Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь.

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

На саммите НАТО в апреле 1999 г., посвященном 50-летию образования этой организации, принята новая стратегическая концепция НАТО. В ней провозглашается право альянса на проведение военных операций за пределами территории стран – членов НАТО, причем в случае необходимости – без мандата ООН, ее Совета Безопасности. Эта агрессивная стратегия обосновывается тем, что права человека и нормы демократии являются более значимой категорией, чем государственный суверенитет.

Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреплены в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г.

Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных Основополагающим актом, разработки общих подходов к европейской безопасности и политическим вопросам Россия и НАТО создали совместный постоянный Совет России – НАТО. Центральной задачей этого органа будет формирование более высокого уровня доверия, единства целей и навыков консультаций и сотрудничества между Россией и НАТО.

Штаб-квартира НАТО расположена в г. Брюсселе.

46. Начало войны и ее окончание. Правовые последствия.

Гаагская конвенция об открытии военных действий 1907 г. устанавливает, что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое может иметь форму либо мотивированного объявления войны, либо ультиматума с условным объявлением войны.

Факт объявления войны, которая не является актом самообороны согласно ст. 51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войну законную, а представляет собой акт агрессии. Сам факт объявления войны становится международным преступлением. Однако обязательно соблюдение норм права вооруженных конфликтов независимо от того, объявлена война или нет. Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти каждой страны.

Объявление войны, даже если оно не сопровождается боевыми действиями, влечет за собой начало юридического состояния войны. Вместе с тем фактическое начало военных действий между государствами не обязательно ведет к наступлению состояния войны.


Начало войны означает конец мирных отношений между воюющими государствами, что влечет за собой разрыв дипломатических и, как правило, консульских отношений. Персонал дипломатического и консульского представительств вправе покинуть территорию неприятельского государства. При этом государство пребывания согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. обязано оказать содействие, необходимое для возможно скорейшего выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, и предоставить в случае необходимости в их распоряжение средства передвижения. Представление интересов одного воюющего государства и его граждан, которое поддерживает дипломатические отношения с обоими воюющими государствами.

С началом военных действий происходит фактическое осуществление предписаний правил ведения войны.

Военные действия развертываются в определенных пространственных пределах, именуемых театром войны, под которым понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушная), на которой они потенциально могут вести военные операции.

Театр военных действий — это территория, на которой вооруженные силы воюющих фактически ведут военные действия.

Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и других невоюющих государств не должна использоваться в качестве театра военных действий.

В соответствии с международными договорами в театр военных действий не могут быть превращены: некоторые международные проливы, международные каналы, отдельные острова и архипелаги, отдельные континенты. В театр военных действий нельзя включать Луну и другие небесные тела.

Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира.

Перемирие — временное прекращение военных действий на ус­ловиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных дей­ствий.

Капитуляция — это прекращение военных действий на услови­ях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуля­цию отдельного подразделения, объекта, пункта, района — напри­мер, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (на­пример, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).