Файл: Лекция по дисциплине история государства и права зарубежных стран для обучающихся по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающих­ся в определенном времени и пространстве;

• исследование присущих им причинно-следственных связей и конкрет­но-исторических закономерностей.
Вопрос 2.
Методология науки и курса Истории

государства и права зарубежных стран.
Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий истори­ческого прошлого. Оно предполагает концептуальное и те­оретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных науч­ных методов исследования.

Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологичес­ких приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы раз­вития государства и права. Отказ от монистически-матери­алистического взгляда на историю и методологический плю­рализм характерны и для общественных наук в современ­ной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхож­дение и последующую эволюцию государства и права, на­чиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными. теориями, рассматривающими историю государ­ства и права главным образом через призму классовой борьбы.

В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пяти-членной формационной периодизации исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Доктринерский характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, основанных на анализе не только бесспорно важных объективных, независимых от воли людей производственных связей, но и связей личностных, субъективных. Это и привело к ши­рокому использованию в отечественной науке понятия «цивилизация», которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII в.

При рассмотрении той или иной цивилизации сторонники новых подходов ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и опыт, что выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей.


Эти подходы были вызваны к жизни полной невозможностью уложить в формационную схему историю ряда об­ществ, например восточных, что и привело к безогово­рочному признанию не только их социально-экономичес­кой и политической специфики, но и двух путей развития человеческого общества, двух цивилизаций — Запада и Востока.

Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение прин­ципиально важных вопросов истории государства и права восточных стран, отличающихся не только особой, «азиатской», системой производственных отношений, сопряжен­ной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим вли­янием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.

В истории государства и права зарубежных стран в силу специфики изучаемого объекта особенно важное зна­чение имеет использование и следующих основных методов Метод (от греч. methxodos - путь) - способ исследования, планомерный путь научного познания и установ-ления истины, подход к изученным явлениям; вообще - прием, способ или образ действия.:

• исторического;

• сравнительно-исторического;

• системно-структурного;

• статистического.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем измене­ния с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государ­ственно-правовые явления изучаются путем:

• синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показате­лями других однотипных и одновременных явлений;

• диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития. Эти методы используют следующие научные приемы:

• аналогию;

• экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определен­ных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отно­шениях.



Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть грани­цы будущего, то есть, предоставляют возможность научного прогнози­рования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элемен­тов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качествен­ных сторон исторического процесса.

При исследовании его количест­венных сторон наука использует статистический метод. Он помогает от­делить необходимое от случайного, выявить закономерность опреде­ленных процессов. Работа с число­выми показателями позволяет выявить протяженность, распространен­ность, темпы развития и другие: стороны процесса.

Вопрос 3.

Место науки и курса Истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук и периодизация курса.

1. История государства и права зарубежных стран тесно связана с теорией государства и права.

Теория государства и права, также изучающая закономерности разви­тия государства и права, отражает исторический процесс в абстракт­ной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вы­рабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые используются в истории государства и права.

История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определенном историческом пространстве.

2. Проблематика истории политических и правовых учений - возникнове­ние, развитие и эффективность государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности. Люди руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и цели. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как идейно-теорети­ческие установки оказали влияние на развитие государственно-право­вых институтов изучаемой страны. Этим и определяется значимость изу­чения проблематики истории политических и правовых учений для ис­тории государства и права.


3. История государства и права зарубежных стран отличается от истории государства и права России предметом изучения, однако сообща с ней решает задачи по исследованию взаимодействия государственных струк­тур и правовых институтов.

Периодизация - деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды. Научная периодизация строится в соответствии с объективными законами развития природы и общества.

Матери­ал учебного курса располагается в хронологической последовательности. В отечественной литературе принято выде­лять в истории человеческого общества следующие основ­ные эпохи (см. схему):

История государства и права Новейшего времени - XX столетие



История государства и права Нового времени -XVIIB.-XIX в.




История государства и права Средних веков –v в.-xvii b.




История государств а и права Древнего Мира - IV тыс. до н.э. - V в. н.э.


Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии государства и права.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

  1. Изучить самостоятельно следующие вопросы:

А. Место и роль истории государства и права зарубежных стран в системе юридических и общественных наук и дисциплин.

Б. Теории происхождения государства

  1. Доработать конспект

  2. Подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам:

1. Предмет науки Истории государства и права зарубежных стран. Цели и задачи учебной дисциплины истории государства и права зарубежных стран.

2. Методология науки и курса Истории государства и права зарубежных стран

3. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права.

4. Цивилизационный и формационный методы в изучении дисциплины.

Разработал

Доцент кафедры теории

и истории государства и права

старший лейтенант внутренней службы

кандидат исторических наук А.А. Смирнова
”______” _______________ 2013 года


Лист регистрации изменений





Номер

измене­ния

Номера листов

Основание для внесения изменений


Подпись

Расшифровка подписи


Дата

Дата введения изменения

заменен­ных

новых

аннулиро­ванных
































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Версия: 1.0




из