Файл: Лекция по дисциплине история государства и права зарубежных стран для обучающихся по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;
• исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.
Вопрос 2.
Методология науки и курса Истории
государства и права зарубежных стран.
Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных научных методов исследования.
Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права. Отказ от монистически-материалистического взгляда на историю и методологический плюрализм характерны и для общественных наук в современной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными. теориями, рассматривающими историю государства и права главным образом через призму классовой борьбы.
В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пяти-членной формационной периодизации исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Доктринерский характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, основанных на анализе не только бесспорно важных объективных, независимых от воли людей производственных связей, но и связей личностных, субъективных. Это и привело к широкому использованию в отечественной науке понятия «цивилизация», которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII в.
При рассмотрении той или иной цивилизации сторонники новых подходов ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и опыт, что выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей.
Эти подходы были вызваны к жизни полной невозможностью уложить в формационную схему историю ряда обществ, например восточных, что и привело к безоговорочному признанию не только их социально-экономической и политической специфики, но и двух путей развития человеческого общества, двух цивилизаций — Запада и Востока.
Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение принципиально важных вопросов истории государства и права восточных стран, отличающихся не только особой, «азиатской», системой производственных отношений, сопряженной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим влиянием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.
В истории государства и права зарубежных стран в силу специфики изучаемого объекта особенно важное значение имеет использование и следующих основных методов Метод (от греч. methxodos - путь) - способ исследования, планомерный путь научного познания и установ-ления истины, подход к изученным явлениям; вообще - прием, способ или образ действия.:
• исторического;
• сравнительно-исторического;
• системно-структурного;
• статистического.
Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем:
• синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений;
• диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития. Эти методы используют следующие научные приемы:
• аналогию;
• экстраполяцию.
Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.
Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть, предоставляют возможность научного прогнозирования.
Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.
Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса.
При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие: стороны процесса.
Вопрос 3.
Место науки и курса Истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук и периодизация курса.
1. История государства и права зарубежных стран тесно связана с теорией государства и права.
Теория государства и права, также изучающая закономерности развития государства и права, отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые используются в истории государства и права.
История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определенном историческом пространстве.
2. Проблематика истории политических и правовых учений - возникновение, развитие и эффективность государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности. Люди руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и цели. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как идейно-теоретические установки оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны. Этим и определяется значимость изучения проблематики истории политических и правовых учений для истории государства и права.
3. История государства и права зарубежных стран отличается от истории государства и права России предметом изучения, однако сообща с ней решает задачи по исследованию взаимодействия государственных структур и правовых институтов.
Периодизация - деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды. Научная периодизация строится в соответствии с объективными законами развития природы и общества.
Материал учебного курса располагается в хронологической последовательности. В отечественной литературе принято выделять в истории человеческого общества следующие основные эпохи (см. схему):
-
История государства и права Новейшего времени - XX столетие
История государства и права Нового времени -XVIIB.-XIX в.
История государства и права Средних веков –v в.-xvii b.
История государств а и права Древнего Мира - IV тыс. до н.э. - V в. н.э.
Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии государства и права.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:
-
Изучить самостоятельно следующие вопросы:
А. Место и роль истории государства и права зарубежных стран в системе юридических и общественных наук и дисциплин.
Б. Теории происхождения государства
-
Доработать конспект -
Подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам:
1. Предмет науки Истории государства и права зарубежных стран. Цели и задачи учебной дисциплины истории государства и права зарубежных стран.
2. Методология науки и курса Истории государства и права зарубежных стран
3. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права.
4. Цивилизационный и формационный методы в изучении дисциплины.
Разработал
Доцент кафедры теории
и истории государства и права
старший лейтенант внутренней службы
кандидат исторических наук А.А. Смирнова
”______” _______________ 2013 года
Лист регистрации изменений
Номер изменения | Номера листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата введения изменения | ||
замененных | новых | аннулированных | ||||||
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Версия: 1.0 | | из |