Файл: Социальнопсихологическая адаптация пятиклассников в пространстве основной школе.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45»
Школьная научно-практическая конференция
«Молодые интеллектуалы»,
посвящённая Году педагога и наставника в России и
Году детей в Кузбассе
ТЕМА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Чернобук Артем Класс: 6и МБОУ «Школа№ 45» Научный руководитель: Шпиц Татьяна Юрьевна, Учитель математики |
Прокопьевск
2023
Содержание
| Стр. |
Введение………………………………………………………….. | 3 |
Основная часть………………………………………………….. | 5 |
Приложение ……………………………………………………... | 8 |
Заключение………………………………………………………. | 23 |
Введение
Переход обучающихся из начальной школы в основную – одна из наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Под адаптацией принято понимать, в широком смысле, приспособление организма к условиям внешней среды. Школьникам в этот период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от знания расположения учебных кабинетов. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период, от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Смысл адаптационного периода состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни.
Тема проекта: социально-психологическая адаптация пятиклассников в пространстве основной школе.
Актуальность темы:
Серьёзным этапом для обучающихся 5 класса, является период перехода школьников из начальной школы в основную. Это и предметное обучение, и усложнение учебного материала, и смена учительского состава. Но, в–первую очередь, - это знакомство с расположением новых учебных кабинетов, в которых будут проводиться занятия по каждому предмету.
Переход пятиклассников на среднюю ступень обучения является важным этапом в жизни учащихся.
Актуальность проблемы и определила тему социально значимого проекта: «Социально-психологическая адаптация пятиклассников в пространстве основной школе».
Объект: пространство основной школы, 2корпус.
Предмет: адаптация младших школьников в пространстве основной школе.
Цель проекта:
Формирование пространственной адаптации учащихся 4-х классов при переходе в основную школу.
Задачи:
- разработать анкету по выявлению умения ориентироваться в пространстве основной школы;
- провести опрос среди обучающихся 4-х классов;
- создать пространственную модель здания основной школы в виде игры;
- апробировать игру на учащихся 4-х классов;
- научить ориентироваться в пространстве основной школы.
Методы: анкетирование, анализ, обобщение, моделирование.
Продукт проектной деятельности: настольная игра «Хочу все знать».
Новизна проекта: подобного материала о пространстве основной школы до этого никогда не было, более, чем экскурсия по школе, ничего детям не предлагалось. Таким образом, форма игры является уникальным достижением данной цели.
Основная часть
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны учителя.
Дети перешли из начальной школы в старшую
, занятия теперь проходят в новых кабинетах, а часто — и в разных. В расписании появились названия незнакомых предметов (биология, география, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель и в своем кабинете. Здесь возникает проблема, что ребенку трудно запомнить расположение кабинетов. Обычно пятиклассникам предлагается экскурсия для знакомства с пространством школы, но детям сразу запомнить сложно. Для выявления проблемы была создана анкета [Приложение 1] для учащихся четвертого класса, которая показала не умение детей ориентироваться в пространстве основной школы. В опросе участвовало 100 детей, учащихся 4 класса. Анкета проводилась в январе 2023 года.
Анкета состоит из трех вопросов с вариантами ответов да или нет. И два вопроса, на которые надо выбрать ответ из представленных.
На вопрос «Приходилось ли тебе бывать в кабинетах в старшей школе?» 79 детей ответили - да. [Приложение 2]. А на вопрос «Знаешь, как расположены кабинеты в старшей школе?» все четвероклассники ответили - нет. Единогласно ответили и на вопрос «Тебе интересно узнать, как расположены кабинеты в старшей школе?», конечно, всем ребятам интересно. На вопрос «Какое чувство у тебя возникает, что ты не сможешь запомнить, где находится нужный кабинет?», [Приложение 3]. Ребятам предлагались варианты ответов. Чувство спокойствия испытывает всего 11 четвероклассников из ста, чувство тревоги испытывают 44 человека, чувство страха -38. Не смогли ответить на данный вопрос 7 ребят. Это говорит о том, что у большинства детей присутствует чувство тревоги и страха перед неизвестным пространством основной школы.
Вопрос «Как ты поведёшь себя, чтобы найти нужный кабинет в основной школе?» выявил, как школьники себя поведут, чтобы найти нужный кабинет. [Приложение 4]. Самый популярный ответ был «спрошу у кого-нибудь», так ответили 57 человек, а пойдут самостоятельно искать по школе – 8 человек.
Проведенное анкетирование среди обучающихся четвертых классов показало сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям обучения в старшей школе. На основе проведенного опроса был сделан вывод о том, что многие школьники испытывают тревогу по поводу незнания расположения кабинетов. Что нужно сделать, чтобы ребенок смог быстро запомнить, где находится нужный кабинет? Надо его познакомить с пространством в четвертом классе.
Изучив проблему, с которой сталкиваются большинство пятиклассников, – незнание расположение кабинетов, была разработана пространственная модель основной школы в виде настольной игры [Приложение 5].
Цель игры не только познакомить учеников со школой, но и проверить знания, полученные в начальной школе, заложенные в вопросах, сопровождающих игру. Вопросы, используемые в данной игре [Приложение 6], разработаны на основании программ по учебным предметам 1 по 4 классов.
Игровое поле представляет собой, план расположения классных кабинетов первого, второго и третьего этажа.
Правила игры
Каждый ход – это учебный кабинет. Отдельно в конвертах находятся карточки с заданиями по каждому кабинету. Участвовать в игре могут одновременно от двух до семи человек.
Фишки ставятся в исходную позицию на Звонок («Звенит звонок»), и участники начинают поочередно бросать кубик и передвигаются на выпавшее количество ходов. Попадая в предметный Кабинет, участник должен взять карточку с заданием по данному предмету и ответить на вопрос. Если ответ правильный, то участник ждет следующего своего хода, если неправильный – то отправляется в кабинет директора (если участник находится на первом этаже), в кабинет заместителя директора (на 2 и 3 этаже), где также берет карточку с более лёгким заданием и отвечает. Если отвечает верно, то ждет свой следующий ход (следующий ход от этого кабинета), если нет, то следующий ход пропускает, а потом продолжает игру. Попадая в Гардероб, Пост охраны, Библиотечный центр, Кабинет психолога, участник пропускает ход. Находясь в Спортивном Зале, участник должен назвать вид спорта, но так, чтобы название не повторялось за игру. Попадая в зал Хореографии, участнику необходимо назвать танец, но только, чтобы за игру название не повторялось. В Инженерном кабинете участнику необходимо сделать оригами. Выигрывает тот участник, кто первым дошел до последней Лестницы на третьем этаже к Выходу.
Игра была апробирована в 4-х классах в январе 2023. А потом был проведен опрос на знание пространства основной школы. [Приложение 7]. Дети с удовольствием отвечали на вопросы и отвечали правильно. В повторном анкетировании содержался вопрос «Испытываешь ли ты чувство тревоги и страха, если не сразу найдешь нужный кабинет?» и дети показали, что такие чувства не испытывают.
Приложение 1
Анкета на знание пространства основной школы четвероклассниками.
-
Приходилось ли тебе бывать в кабинетах в старшей школе? Да/Нет -
Ты знаешь, как расположены кабинеты в старшей школе? Да/Нет -
Какое чувство у тебя возникает, что ты не сможешь запомнить, где находится нужный кабинет?
- чувство тревоги
- чувство страха
- чувство спокойствия
- затрудняюсь ответить
Да/Нет
-
Тебе интересно узнать, как расположены кабинеты в старшей школе? Да/Нет -
Как ты поведёшь себя, чтобы найти нужный кабинет в основной школе?
- посмотрю расписание
- посмотрю в дневнике
- спрошу у кого-нибудь
- пойду искать по школе
Приложение 2
Знание пространства основной школы
№ п/п | Вопрос | Да | Нет |
1 | Приходилось ли тебе бывать в кабинетах в старшей школе? | 79 | 21 |
2 | Знаешь, как расположены кабинеты в старшей школе? | 0 | 100 |
3 | Тебе интересно узнать, как расположены кабинеты в старшей школе? | 100 | 0 |
Знание пространства основной школы
Приложение 3
Какое чувство у тебя возникает, что ты не сможешь запомнить, где находится нужный кабинет?
Варианты ответов | Количество человек |
- чувство тревоги | 44 |
- чувство страха | 38 |
- чувство спокойствия | 11 |
- затрудняюсь ответить | 7 |
Какое чувство у тебя возникает, что ты не сможешь запомнить, где находится нужный кабинет?
Приложение 4
Как ты поведёшь себя, чтобы найти нужный кабинет в основной школе?
Варианты ответов | Количество человек |
- посмотрю расписание | 23 |
- посмотрю в дневнике | 12 |
- спрошу у кого-нибудь | 57 |
- пойду искать по школе | 8 |
Как ты поведёшь себя, чтобы найти нужный кабинет в основной школе?