Файл: Социальнопсихологическая адаптация пятиклассников в пространстве основной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45»



Школьная научно-практическая конференция

«Молодые интеллектуалы»,

посвящённая Году педагога и наставника в России и

Году детей в Кузбассе


ТЕМА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ


Автор: Чернобук Артем

Класс:

МБОУ «Школа№ 45»

Научный руководитель:

Шпиц Татьяна Юрьевна,

Учитель математики


Прокопьевск

2023

Содержание





Стр.

Введение…………………………………………………………..

3

Основная часть…………………………………………………..

5

Приложение ……………………………………………………...

8

Заключение……………………………………………………….

23



Введение
Переход обучающихся из начальной школы в основную – одна из наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Под адаптацией принято понимать, в широком смысле, приспособление организма к условиям внешней среды. Школьникам в этот период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от знания расположения учебных кабинетов. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период, от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.  Смысл адаптационного периода состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни.

Тема проекта: социально-психологическая адаптация пятиклассников в пространстве основной школе.

Актуальность темы: 

Серьёзным этапом для обучающихся 5 класса, является период перехода школьников из начальной школы в основную. Это и предметное обучение, и усложнение учебного материала, и смена учительского состава. Но, в–первую очередь, - это знакомство с расположением новых учебных кабинетов, в которых будут проводиться занятия по каждому предмету.

Переход пятиклассников на среднюю ступень обучения является важным этапом в жизни учащихся.

Актуальность проблемы и определила тему социально значимого проекта: «Социально-психологическая адаптация пятиклассников в пространстве основной школе».

Объект: пространство основной школы, 2корпус.

Предмет: адаптация младших школьников в пространстве основной школе.

Цель проекта: 

Формирование пространственной адаптации учащихся 4-х классов при переходе в основную школу.

Задачи:

- разработать анкету по выявлению умения ориентироваться в пространстве основной школы;

- провести опрос среди обучающихся 4-х классов;

- создать пространственную модель здания основной школы в виде игры;

- апробировать игру на учащихся 4-х классов;

- научить ориентироваться в пространстве основной школы.

Методы: анкетирование, анализ, обобщение, моделирование.

Продукт проектной деятельности: настольная игра «Хочу все знать».

Новизна проекта: подобного материала о пространстве основной школы до этого никогда не было, более, чем экскурсия по школе, ничего детям не предлагалось. Таким образом, форма игры является уникальным достижением данной цели.

Основная часть
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны учителя.

Дети перешли из начальной школы в старшую

, занятия теперь проходят в новых кабинетах, а часто — и в разных. В расписании появились названия незнакомых предметов (биология, география, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель и в своем кабинете. Здесь возникает проблема, что ребенку трудно запомнить расположение кабинетов. Обычно пятиклассникам предлагается экскурсия для знакомства с пространством школы, но детям сразу запомнить сложно. Для выявления проблемы была создана анкета [Приложение 1] для учащихся четвертого класса, которая показала не умение детей ориентироваться в пространстве основной школы. В опросе участвовало 100 детей, учащихся 4 класса. Анкета проводилась в январе 2023 года.

Анкета состоит из трех вопросов с вариантами ответов да или нет. И два вопроса, на которые надо выбрать ответ из представленных.

На вопрос «Приходилось ли тебе бывать в кабинетах в старшей школе?» 79 детей ответили - да. [Приложение 2]. А на вопрос «Знаешь, как расположены кабинеты в старшей школе?» все четвероклассники ответили - нет. Единогласно ответили и на вопрос «Тебе интересно узнать, как расположены кабинеты в старшей школе?», конечно, всем ребятам интересно. На вопрос «Какое чувство у тебя возникает, что ты не сможешь запомнить, где находится нужный кабинет?», [Приложение 3]. Ребятам предлагались варианты ответов. Чувство спокойствия испытывает всего 11 четвероклассников из ста, чувство тревоги испытывают 44 человека, чувство страха -38. Не смогли ответить на данный вопрос 7 ребят. Это говорит о том, что у большинства детей присутствует чувство тревоги и страха перед неизвестным пространством основной школы.

Вопрос «Как ты поведёшь себя, чтобы найти нужный кабинет в основной школе?» выявил, как школьники себя поведут, чтобы найти нужный кабинет. [Приложение 4]. Самый популярный ответ был «спрошу у кого-нибудь», так ответили 57 человек, а пойдут самостоятельно искать по школе – 8 человек.

Проведенное анкетирование среди обучающихся четвертых классов показало сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям обучения в старшей школе. На основе проведенного опроса был сделан вывод о том, что многие школьники испытывают тревогу по поводу незнания расположения кабинетов. Что нужно сделать, чтобы ребенок смог быстро запомнить, где находится нужный кабинет? Надо его познакомить с пространством в четвертом классе.

Изучив проблему, с которой сталкиваются большинство пятиклассников, – незнание расположение кабинетов, была разработана пространственная модель основной школы в виде настольной игры [Приложение 5].
Цель игры не только познакомить учеников со школой, но и проверить знания, полученные в начальной школе, заложенные в вопросах, сопровождающих игру. Вопросы, используемые в данной игре [Приложение 6], разработаны на основании программ по учебным предметам 1 по 4 классов.

Игровое поле представляет собой, план расположения классных кабинетов первого, второго и третьего этажа.

Правила игры

Каждый ход – это учебный кабинет. Отдельно в конвертах находятся карточки с заданиями по каждому кабинету. Участвовать в игре могут одновременно от двух до семи человек.

Фишки ставятся в исходную позицию на Звонок («Звенит звонок»), и участники начинают поочередно бросать кубик и передвигаются на выпавшее количество ходов. Попадая в предметный Кабинет, участник должен взять карточку с заданием по данному предмету и ответить на вопрос. Если ответ правильный, то участник ждет следующего своего хода, если неправильный – то отправляется в кабинет директора (если участник находится на первом этаже), в кабинет заместителя директора (на 2 и 3 этаже), где также берет карточку с более лёгким заданием и отвечает. Если отвечает верно, то ждет свой следующий ход (следующий ход от этого кабинета), если нет, то следующий ход пропускает, а потом продолжает игру. Попадая в Гардероб, Пост охраны, Библиотечный центр, Кабинет психолога, участник пропускает ход. Находясь в Спортивном Зале, участник должен назвать вид спорта, но так, чтобы название не повторялось за игру. Попадая в зал Хореографии, участнику необходимо назвать танец, но только, чтобы за игру название не повторялось. В Инженерном кабинете участнику необходимо сделать оригами. Выигрывает тот участник, кто первым дошел до последней Лестницы на третьем этаже к Выходу.

Игра была апробирована в 4-х классах в январе 2023. А потом был проведен опрос на знание пространства основной школы. [Приложение 7]. Дети с удовольствием отвечали на вопросы и отвечали правильно. В повторном анкетировании содержался вопрос «Испытываешь ли ты чувство тревоги и страха, если не сразу найдешь нужный кабинет?» и дети показали, что такие чувства не испытывают.


Приложение 1

Анкета на знание пространства основной школы четвероклассниками.

  1. Приходилось ли тебе бывать в кабинетах в старшей школе? Да/Нет

  2. Ты знаешь, как расположены кабинеты в старшей школе? Да/Нет

  3. Какое чувство у тебя возникает, что ты не сможешь запомнить, где находится нужный кабинет?


- чувство тревоги

- чувство страха

- чувство спокойствия

- затрудняюсь ответить

Да/Нет

  1. Тебе интересно узнать, как расположены кабинеты в старшей школе? Да/Нет

  2. Как ты поведёшь себя, чтобы найти нужный кабинет в основной школе?

- посмотрю расписание

- посмотрю в дневнике

- спрошу у кого-нибудь

- пойду искать по школе

Приложение 2

Знание пространства основной школы

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

1

Приходилось ли тебе бывать в кабинетах в старшей школе?

79

21

2

Знаешь, как расположены кабинеты в старшей школе?

0

100

3

Тебе интересно узнать, как расположены кабинеты в старшей школе?

100

0



Знание пространства основной школы



Приложение 3

Какое чувство у тебя возникает, что ты не сможешь запомнить, где находится нужный кабинет?

Варианты ответов

Количество человек

- чувство тревоги

44

- чувство страха

38

- чувство спокойствия

11

- затрудняюсь ответить

7



Какое чувство у тебя возникает, что ты не сможешь запомнить, где находится нужный кабинет?




Приложение 4
Как ты поведёшь себя, чтобы найти нужный кабинет в основной школе?

Варианты ответов

Количество человек

- посмотрю расписание

23

- посмотрю в дневнике

12

- спрошу у кого-нибудь

57

- пойду искать по школе

8


Как ты поведёшь себя, чтобы найти нужный кабинет в основной школе?