Файл: Министерство образования Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1Анализ состояние газификации в Республике Тыва

В статье на основе анализа сложившегося положения с газоснабжением в Республике Тыва (низкая степень газообеспечения населения, отсутствие тепловой генерации на базе газа) в русле современных тенденций развития процессов газификации регионов России рассмотрены возможные пути решения проблемы обеспечения газом городов и сельских поселений республики.

Оценены потребности в газе всех категорий потребителей: населения, предприятий тепловой генерации, социально-бытовой сферы в регионе. Перспективы газоснабжения в контексте решения экологических проблем — в снижении загрязнения воздушного бассейна городов и поселков. Обосновываются направления решения проблемы газификации Тывы в долгосрочной перспективе, рассмотрены также варианты перевода хозяйства республики на магистральное газоснабжение, строительство нефтепродукто-провода.

Определены эффективные пути повышения уровня газификации в Тыве: воплощение в жизнь потенциала добычи газа из залежей угля, использование тепловой энергии подземного пожара и развитие автономной газификации, что может быть осуществлено в течение I этапа газификации. На II этапе возможна реализация перевода экономики и социальной сферы на магистральное газоснабжение посредством сооружения газопровода «Тува» или нефтепродуктопровода.



Рис. 5 Анализ газификации по Республике Тыва 2020-2024г

Труднодоступный регион на юге Сибири смирился с мыслью о том, что в ближайшей перспективе магистральный газопровод на его территории не появится. Руководство Тувы анонсировало пилотный проект по использованию сжиженного природного газа. Первым шагом станет внедрение газомоторного топлива. Оно должно заменить бензин, который в не имеющей выхода к Транссибу республике стоит дороже, чем у соседей. Затем на СПГ переведут теплоисточники. В первую очередь эффекта ждут в Кызыле. Столица Тувы из-за угольной генерации входит в число самых грязных городов России. Однако именно планы по замене угля на газ вызвали наибольшие вопросы.

Газификация стала идеей фикс для многих сибирских регионов. В первую очередь на ней настаивает общественность. Газ должен заменить используемый повсеместно уголь, чтобы улучшить экологическую ситуацию. Выбросы крупных угольных ТЭЦ, несмотря на современные технологии сжигания топлива и проведённую модернизацию, представляют серьёзную
угрозу для здоровья граждан, однако всё упирается в инфраструктуру.

Если посмотреть на карту газифицированных регионов России, то становится ясно, что голубое топливо широко распространено только там, где соответствующая работа была проведена ещё в советские годы. Однако впоследствии вступили в силу законы экономической целесообразности, согласно которым в числе аутсайдеров сейчас значится даже богатый углеводородами Красноярский край. Все его газовые запасы лежат далеко на севере. Самостоятельно тянуть оттуда газопровод длиной в тысячи километров регион не в состоянии, несмотря на статус финансового донора. Что тогда говорить о дотационной Туве?

Несколько лет назад республика надеялась на проект газопровода «Алтай», который должен был соединить месторождения Западной Сибири и потребителей на западе Китая, однако затем он трансформировался в «Силу Сибири – 2». При этом его предполагаемая трассировка сместилась на Красноярский край, а Тува осталась в стороне от стройки. Повлиять на будущий маршрут подачи газа субъекты РФ не могут, поскольку все финальные решения остаются за «Газпромом», который представляет собой эдакое государство в государстве.

На днях правительство Тувы обнародовало итоги переговоров с АО «Криогаз», которое специализируется на производстве малотоннажного сжиженного природного газа для газификации регионов. По сути, эта организация является пионером соответствующей российской отрасли, поскольку была создана ещё в начале 90-х годов. Производственные мощности компании базируются в Пскове, Кингисеппе и Калининграде. Специалисты АО «Криогаз» изучили регион и вынесли вердикт: сжиженный природный газ (СПГ) в существующих условиях является единственным вариантом для Тувы.

«В республике имеются значительные перспективы по внедрению и использованию природного газа, но в силу значительной отдалённости Тувы от магистральных газопроводов реальным вариантом газификации является строительство инфраструктуры производства и потребления сжиженного природного газа», – констатировал исполнительный директор АО «Криогаз» Константин Медведев.

По данным министерства топлива и энергетики Республики Тыва, сейчас в структуре потребления Тувой топлива свыше 90 процентов занимает уголь, а затем идёт дизельное топливо. Прочие энергоносители

, среди которых значится и сжиженный углеводородный газ, находятся в пределах статистической погрешности. Эта статистика открывает региональный рынок для производителей СПГ.

Компания «Криогаз» предлагает разделить газификацию Тувы на два этапа. Начать планируется с внедрения газомоторного топлива в первую очередь на муниципальном транспорте и в автопарках крупных промышленных предприятий, поскольку это путь к самой быстрой финансовой отдаче для инвестора. Интерес к СПГ уже обозначили флагманы тувинской промышленности – ООО «Тувинская горнорудная компания» и артель старателей «Ойна», а также, разумеется, занимающиеся пассажирскими перевозками предприятия. Константин Медведев сообщил, что компания готова до конца года поставить в республику 1000 тонн СПГ, что составляет порядка 1,4 млн кубометров газа.

Как заявил глава Республики Тыва Владислав Ховалыг, переход на газ позволит снизить экологические риски, уменьшить энергодефицит и стоимость энергоресурсов для предприятий и населения, а также улучшить инвестиционную привлекательность республики.

2.2 Проблемы внедрение газификации на территории Республике Тыва

Тема газификации республики поднималась уже не раз на различных уровнях. Но до решения этого вопроса дело не доходило. В преддверии майских праздников «Газпром» преподнес властям и жителям республики своеобразный подарок, направив в Туву два варианта решения проблемы газоснабжения региона. Согласно информации правительства РТ, первый путь предусматривает строительство отвода от газопровода «Алтай», второй — сохранение автономной системы газификации, то есть завоз сжиженного природного газа (СПГ).

Новость сама по себе, конечно, позитивная. Но насколько данное событие приближает республику к полному переходу на голубое топливо? Проанализируем, для чего приведем все трудности и перспективы на пути реализации проекта по газификации Тувы.

Итак, что известно про два предлагаемых «Газпромом» варианта? Официальный портал РТ передает, что строительство газотранспортной ветки от магистрального газопровода «Алтай» - через перевал Кош-Агач до Кызыла рассчитано на долгосрочную перспективу. Также предполагается протягивать газораспределительные станции с сетями для самых крупных населенных пунктов, оказавшихся в непосредственной близости от газовой трубы. «Для удаленных от трассы потребителей в этом случае придется строить автономные системы газоснабжения со своими хранилищами, установками регазификации и распределительными сетями
», - говорится в сообщении правительства Тувы.

Согласно второму варианту, «врезка» в российско-китайский газопровод осуществляться не будет. При автономной системе газификации СПГ, как и прежде, будет завозиться в республику цистернами с ближайших заводов. Тогда региону понадобиться строить лишь локальные системы приема, хранения и регазификации сжиженного газа, а также распределительные сети – межрайонные и внутри поселков.

Проект, предложенный «Газпромом», в который вошли 14 из 17 районов республики (кроме отдаленных), еще должны утвердить региональные и районные власти, а также эксперты.

Стоимость разработки каждого из двух предложений не разглашается. В принципе, можно предположить, что суммы будут очень большими, особенно в варианте, который выглядит практически нереальным.

Если говорить, про строительство газотранспортной ветки от магистрального газопровода «Алтай», то здесь сложностей сразу несколько. Первое, на что следует обратить внимание в данном вопросе, – это малочисленность населения республики в совокупности с огромными территориями. Такая проблема характерна практически для всей Сибири. Следовательно, «газовые трубы» придется тянуть для небольшого количества потребителей, да еще и на большие расстояния, что потребует колоссальных вложений. То есть, речь о своеобразном социальном проекте, но никак не об извлечении прибыли.

По подсчетам экспертов, газификация отдельных регионов Сибири с достаточно развитой инфраструктурой потребует от 150 до 200 млрд рублей в зависимости от масштабов проектов. А что уж говорить о Туве. Неудивительно, что строительство отвода от газопровода «Алтай» – это очень и очень далекая перспектива для Тувы.

Даже на сайте Группы «Газпром межрегионгаз» в разделе «Вопросы и ответы» сообщается, что для таких регионов, как наша республика, наиболее подходит именно автономная система газоснабжения, когда газ с завода поставляется в цистернах на газонаполнительную станцию, затем автогазовозами до резервуарного парка. По внутрипоселковому газопроводу топливо поступает на жилые и промышленные объекты и к котельным.

Автономная газификация будет активно использоваться при реализации Восточной газовой программы, в частности, в ходе газификации Забайкальского края, Тувы, Хакасии, Алтайского и Красноярского краев, Республики Алтай, Новосибирской, Омской, Томской и Амурской областей, информирует Группа «Газпром межрегионгаз».


Затрагивая тему газификации сибирских регионов, стоит помнить о том, что в Сибирском федеральном округе есть важная промышленная отрасль – угольная. И Тува здесь не исключение, особенно учитывая проект строительства железной дороги Курагино – Кызыл с возможным продлением ее в Китай. Ведь железнодорожная ветка будет протягиваться главным образом для начала масштабной разработки Элегестского угольного месторождения.

Эксперты не раз заявляли, что такая ситуация в значительной мере отражается на темпах газификации сибирских регионов и ставит под вопрос саму ее возможность. Уголь в регионах СФО часто залегает таким образом, что его легко добывать без применения сложной техники. Поэтому данным топливом топили и пока топят дома и другие объекты на большей территории Сибири.

Сложности, которые стоят на пути у газификации Тувы, дают повод предположить, что эта тема будет долгоиграющей, а вопрос решиться очень нескоро. Но усугубляющаяся экологическая ситуация в республике может придать ускорение такому важному для региона процессу. А угольная отрасль в Туве есть определенные сомнения относительно того, что хотя бы один из предложенных вариантов решения проблемы газоснабжения Тувы в скором времени будет реализован. И появились они не спонтанно. Ведь тема газификации республики поднималась за последние годы неоднократно, но вот каких-либо решительных действий после этого, как правило, не следовало.

Соглашение о сотрудничестве впервые было подписано между Правительством РТ и руководством «Газпрома» еще в 2006 году. Согласно документу, основным направлением взаимодействия между сторонами планировалась реализация госпрограммы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения. Была достигнута договоренность о разработке программ и реализации проектов газоснабжения и газификации Тувы сжатым и сжиженным газом. Кроме того, в регионе должна была появиться комплексная система экологического мониторинга.

Начала активной реализации соглашения пришлось ждать три с лишним года. В конце 2009-го Туву посетил тогдашний руководитель ОАО «Газпропромгаз» Юрий Ярыгин. СМИ передали, что компания намерена реализовать в Туве проект по строительству системы газоснабжения.

«Газпром» был намерен собрать все необходимые данные о республике, чтобы экономически обосновать использование природного газа в промышленно-энергетических целях, на бытовые нужды населения. Схему газификации Тувы планировалось разработать в сжатые сроки — до марта 2010 года.