Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 3 по дисциплине Основы муниципального управления и местного самоуправления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Местное самоуправление является важной составляющей гражданского общества, позволяя установить взаимодействия между организованными группами населения и органами власти, охватывая различные типы населенных пунктов России. Важнейшими формами осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются: местный референдум; муниципальные выборы; голосование; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания (общественные обсуждения); собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.
Основой муниципального образования является социально территориальная общность граждан, которые самостоятельно формируют выборные органы.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, городских округах с внутригородским делением, внутригородских районах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяется с учетом исторических и иных местных традиций. Муниципальными образованиями выступают:
- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов ), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления;
- городское поселение - город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления;
- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;
- городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
- внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Местное самоуправление в США
Североамериканскому варианту англосаксонской модели присуще признание субъектом местного управления населения, особым образом организованного, а также многообразие форм и методов организации и деятельности муниципальных властей. Это означает, что в разных штатах США могут применяться разные варианты организации местного самоуправления.
Организация местного самоуправления относится, согласно 10-й поправке к Конституции США, к ведению штатов. Большинство штатов регламентирует ее лишь в самой общей форме. Более 40 штатов предусмотрели в своих конституциях положение о том, что их законодательные собрания не вправе принимать законы, детально регламентирующие местное управление. Отсюда большая свобода в организации деятельности органов местного самоуправления.
В США муниципалитеты первенствуют среди всех типов местного самоуправления по количеству функций и величине расходуемых средств: местный контроль, получение и распределение субсидий (федеральных и штатов), получение части общегосударственных налогов и сборов, выпуск облигаций, установление местных налогов и сборов и др. Правительства многих штатов передали в ведение муниципалитетов полицию, противопожарную охрану, а
также другие службы, работой которых целесообразно управлять на местах.
Можно выделить две наиболее распространенные формы муниципального управления в США: «городской совет - управляющий» и «мэр - городской совет». Они включают в себя местные избираемые нормотворческие органы. По первой схеме совет назначает на определенный срок профессионального чиновника - управляющего, который подбирает главных должностных лиц муниципального аппарата, разрабатывает для него программу и контролирует его деятельность. Мэр города при такой системе управления выполняет лишь представительские функции. Эта форма городского управления используется почти в 40 % случаев.
Управление по схеме «мэр - городской совет» получило распространение более чем в половине самоуправляющихся городов США. На объем власти мэра, его позиции в системе муниципального управления влияет такой фактор, как процедура его избрания. Так, «сильный» мэр, избираемый обычно населением, назначает и освобождает от должности руководителей аппарата служащих, составляет проект бюджета и принимает меры для его исполнения, обладает правом «вето» на решения совета. При «слабом» мэре, избираемом, как правило, самим советом, управление городом сосредоточено в руках совета. Срок полномочий мэра два - четыре года.
Важным элементом правового статуса местных органов в США являются муниципальные хартии. Впервые право муниципалитетов принимать и изменять свои хартии было закреплено в конституции штата Миссури в 1875 г. Сейчас лишь шесть штатов из 50 не предусматривают для своих муниципалитетов хартии самоуправления. Причем функции муниципалитетов постоянно расширяются. Их можно разбить на две большие группы:
1) функции в области социального обслуживания и коммунального хозяйства (организация школьного обучения; руководство библиотеками, общественными парками; здравоохранение; социальное обеспечение);
2) административно-управленческие функции (поддержание порядка; обеспечение противопожарной охраны; руководство юстицией; взимание налогов; проведение выборов; регистрация актов гражданского состояния; контроль над качеством товаров; планирование строительства и городское планирование).
Местное самоуправление в Великобритании
Британскому варианту англосаксонской модели присуще признание субъектами местного самоуправления муниципальных органов, отсутствие на местном уровне строгого разделения властей (органы местного самоуправления сочетают законодательные и представительные функции), а также унификация правового статуса административно-территориальных единиц и органов местного самоуправления одного уровня.
Британская система местного управления имеет длительную историю. Эта система складывалась на основе королевских хартий, предоставлявших городам и общинам привилегии в решении местных вопросов и в отношениях с феодалами - собственниками земли. Такие города обладали правом создавать свои административные органы, иметь кооперативную собственность, избирать мировых судей. Подобная система с теми или иными ограничениями просуществовала до начала XIX в. Первыми органами местного самоуправления, появившимися в XIX в., стали объединения по оказанию помощи бедным.
Ныне существующая система муниципального управления Великобритании сформировалась в результате реформ 1970-1980-х гг. Одна из ее характерных черт - относительная самостоятельность по отношению к центральной государственной власти, независимость от правительства в решении многих вопросов местной жизни; отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные выборные органы. Тем не менее правительство оказывает влияние на то, каким образом органы местного самоуправления осуществляют свои задачи.
Другой отличительной чертой британской модели самоуправления является принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон.
В целом практика организации местного управления в Великобритании дает много удачных примеров обеспечения системности в работе муниципальных органов. Это удается достичь благодаря четкому перечислению функций и полномочий конкретных органов нескольких муниципальных звеньев при решении отдельных управленческих задач.
Функции различных органов местного управления соотносятся следующим образом. В ведении графств находятся все дороги, за исключением магистральных дорог и мостов; образование и библиотеки; планирование в городе и графстве; социальные службы; пожарная охрана; полиция; музеи и художественные галереи; трудоустройство молодежи; продовольствие и медикаменты, а также некоторые службы по защите прав потребителей; парки и места отдыха; уборка мусора; мелкие акционерные компании.
В ведение советов округов входят борьба с шумом и здравоохранение; жилищное строительство; городское и сельское планирование; зрелища и реклама; сбор мусора; кладбища; фабрики и учреждения на их территории; налогообложение.
Ведению советов приходов (общин) подлежат распределение земельных участков; пешеходные дорожки; погребение; местности для отдыха; земли под кладбища; автобусные стоянки. Там, где нет приходов, их функции выполняют округа.
В Великобритании контроль деятельности местных органов по вопросам осуществления собственных полномочий в рамках закона возложен на специальное министерство - окружающей среды. По вопросам делегирования полномочий - на соответствующие министерства. Любой совет может напрямую обращаться в министерства без учета территориальной подведомственности.
Решения органов местного самоуправления невозможно отменить в административном порядке. Действия органов местного самоуправления могут быть оспорены в судах по инициативе как государственных органов, так и частных лиц.
Местное самоуправление во Франции
Во Франции во главе коммуны (наиболее многочисленные территориальные коллективы во Франции, в которых осуществляется местное самоуправление) стоит муниципальный совет, избираемый населением на шесть лет и насчитывающий от 9 до 69 членов в зависимости от числа жителей коммуны. Среди важнейших полномочий муниципального совета: бюджетные; полномочия по созданию новых служб; полномочия по управлению имуществом коммуны; полномочия в других областях (например, по утверждению проектов гражданского строительства). Муниципальный совет организует муниципалитет, избирая мэра и его заместителей. Мэр и его заместители образуют исполнительную власть коммуны. Положение мэра по французскому праву отличается «функциональной двойственностью»: он выступает то, как представитель коммуны, то, как представитель государства.
Определенные тенденции децентрализации власти во Франции в последнее время предоставили возможность местным властям в более полной мере удовлетворять социальные потребности населения, развивать новые услуги. Характерно, что инициатива в этой области исходила в первую очередь от местных органов управления.
Наиболее часто коммуны реализуют следующие виды помощи: гарантии займов; перекупку здания для сдачи его внаем предприятиям; субсидии и ссуды; процентные скидки; помощь в профессиональном обучении.
В то же время наличие на местном уровне специального уполномоченного, представляющего правительство, позволяет государству сохранить здесь достаточно сильные позиции.
Необходимо также отметить, что во Франции коммуны как органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.
Во Франции, несмотря на ее централистские традиции, местные территориальные коллективы обладают значительными финансовыми ресурсами. Их бюджет составляет 60 % от государственного. Однако со времен Наполеона I действует принцип единой кассы: местные средства должны