ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Психологический анализ урока. Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опытных педагогов с точки зрения того, как он помогает созданию условий для эффективной умственной деятельности, развитию внимания, памяти и т. д.
В целом при психологическом анализе урока следует выделить три основных звена: психология учителя (деятельность, ум, речь, эрудиция, эмоциональность, поведение, отношение к детям)Психология учения
(деятельности детей) и эмоциональная связь между учителем и учащимися.
Психологический анализ включает в себя следующие элементы:
- характеристику познавательных процессов: восприятия, осмысления, закрепления, внимания, памяти, мышления.
- характеристику качества усвоения знаний: работу над понятиями, выделение главного, усвоение теории и его связь с практикой, формирование убеждений, точность знаний,
- характеристику интеллектуальной атмосферы урока: насколько правильно побуждал учитель к активному мышлению всех учащихся, как развивались познавательные интересы, удовлетворялась любознательность, ставились и решались познавательные проблемы, как использовались коллективные формы труда, умение думать вместе, спорить, доказывать и т. д.
- характеристику эмоциональной атмосферы урока : каким было настроение учащихся, как поддерживалось мажорный тон урока, как обеспечивались положительные эмоции для воспитания интереса к учению, формирование ответственности за свою работу, насколько заинтересован, влюблен в свою работу учитель, как эмоциональность урока влияло на работоспособность учащихся;
- характеристику развития учащихся в процессе обучения : какие умения и навыки были ими приобретены или закреплены, какие познавательные силы и способности при этом развивались, какие нравственные качества воспитывались (в первую очередь ответственность, трудолюбие, воля).
Такой психологический анализ урока сложен и требует постепенного внедрения в практику: сначала анализ посвящен характеристике познавательных интересов, потом качеству усвоения знаний, затем характеристике познавательной атмосферы урока и т.
ШАБЛОН
Психологический анализ урока.
Дата____________________ Предмет___________________
Ф.И.О. учителя_____________________________________ Класс____________
Тема урока_________________________________________________________
Показатели реализации психологического потенциала урока. | Оценка | Примечание |
1.Развитие внимания | | |
Учитель использовал различные приемы активизации внимания 1. 2. 3. | Да/нет | Где (если да) |
На уроке использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания такие как 1. 2. 3. | | |
Изложение учебного материала 1. образность, 2. эмоциональность, 3.смена интонации, 3. новизна речевой формы способствовало поддержанию интереса на уроке. | | |
Темп ведения урока способствовал поддерживанию внимания на уроке. | | |
Смена видов деятельности способствовало сосредоточению внимания учеников. | | |
На уроке учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания учащихся. | | |
2. Развитие памяти | | |
На уроке использовались возможности всех видов памяти 1. образно-слуховой, 2. зрительной, 3. моторной, 4. словесно-логической, 5. эмоциональной | | |
Учитель целенаправленно работал над развитием памяти 1. знакомил 2. закреплял/совершенствовал 3. дети использовали самостоятельно такие приемы запоминания как: 1. 2. 3. | | |
На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти уч-ся, использовались сочетание видов памяти. | | |
3.Организация мыслительной деятельности. | | |
На уроке учитель целенаправленно работал над развитием мышления младших школьников: 1. учитель формировал у учащихся умение выделять главное в учебном материале. 2. учитель формировал у учащихся умение проверять и оценивать себя и свою деятельность 3. 4. 5. | | |
Урок построен с опорой на различные виды мышления 1. практически-действительное, 2. наглядно-образное, 3. словесно-логическое | | |
На уроке учитывались индивидуальные и интеллектуальные особенности уч-ся | | |
На уроке использовались проблемные задания. | | |
На уроке была создана творческая атмосфера | | |
4.Нравственное значение урока | | |
Взаимодействие учителя и ученика на уроке доброжелательное | | |
Учитель развивает у учеников установку на сотрудничество и взаимопонимание | | |
На уроке преобладала положительная эмоционально-нравственная атмосфера | | |
На уроке осуществлялся личностно ориентированный подход | | |
Оборудование, оснащение, эстетическое оформление урока способствовало воспитанию культуры труда. | | |
5. Гигиеническая оценка урока | | |
Учитель эффективно использовал наиболее продуктивное время урока. | | Какое, где |
Поведение уч-ся на уроке соответствовало требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры. | | |
Работе уч-ся на уроке не мешали дополнительные раздражители: 1. 2. 3. 4. | | |
Общая оценка урока | | |