Файл: Коррекция стрессовых состояний у детей старшего школьного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СМК Ф 7.5.0-01-34
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Череповецкий государственный университет»
Череповец, 2020 уч.г.
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Психологическая коррекция и реабилитация на тему:
Коррекция стрессовых состояний у детей старшего школьного возраста
Выполнила студентка группы
4ПСД-01-1оп-20 направления подготовки (специальности)
37.05.02 Психология служебной деятельности
Чернева Софья Олеговна
ФИО
Руководитель
Табунов Иван Александрович, старший преподаватель должность
Дата представления работы
«26» мая 2023г.
Заключение о допуске к защите
Оценка _______________,
_______________
количество баллов
Подпись преподавателя_________________

2
Содержание
1. Пояснительная записка........................................................................................................................... 3 1.1 Актуальность проблемы и понятие стресса .................................................................................... 3 1.2 Классификация стресса ..................................................................................................................... 5 1.3 Характеристика личностной сферы в старшем школьном возрасте ............................................ 7 1.4 Специфика проявления стресса у старших школьников ............................................................... 9 1.5 Анализ существующих коррекционно-развивающих программ ................................................ 11 2. Описание коррекционной программы ............................................................................................... 13
Список литературы .................................................................................................................................... 17
Приложение 1. Описание диагностических методик ............................................................................ 19
Приложение 2. Мероприятия установочного блока .............................................................................. 22
Приложение 3. Конспекты коррекционных занятий ............................................................................. 23
Приложение 4. Методические рекомендации для родителей и педагогов ....................................... 33

3
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность проблемы и понятие стресса
Сегодня для образовательных учреждений особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно- нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.
Развитие описанных выше качеств личности возможно только в том случае, если учащиеся могут справиться с любой ситуацией, сохраняя при этом благоприятное психическое и эмоциональное состояние. Другими словами, учащиеся должны обладать высокой толерантностью к стрессу.
Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний.
Стресс — это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс - динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов [2].
Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, в которой находятся стрессовые факторы.
Стресс может проявляться в психологических и поведенческих реакциях, природа же реакции зависит от индивидуальности человека. Некоторые более чувствительны к стрессу, другие используют защитный механизм, противостоя негативному влиянию окружения [3].
Таким образом, это определение отражает то, что на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением. Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля. Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться. При этом стресс является одной из наиболее распространенных


4 причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека, потому что современный стиль жизни – это постоянная спешка, нервы, эмоции.
Сегодня слово "стресс" находится на пике своей популярности и изучается широким кругом исследователей, таких как психологи, физиологи, социологи и врачи. Многие исследования показали, что стресс вызывает сердечно-сосудистые заболевания и даже может привести к развитию раковых клеток. Другие показывают, что подобное психологическое потрясение может привести к нервным болям и депрессии.
Из этого следует, что для старшеклассников становятся актуальными проблемы преодоления стресса и знания о возможностях и способах своего поведения, которые они могут получить только вместе с жизненным опытом.
Несмотря на то, что проблема стрессоустойчивости достаточно широко освещена, все также остается актуальным вопрос о формировании стрессоустойчивости у старшеклассников в современных социальных, образовательных и психолого-педагогических условиях.

5
1.2 Классификация стресса
На сегодняшний день исследование стресса имеет междисциплинарную направленность, которая охватывает широкий спектр методов из разных наук.
По мнению А. Б. Леоновой, разнообразие определений термина "стресс" связано с тем, что сам термин "стресс" возник в физиологических исследованиях и был распространен на объяснение поведения человека в широком диапазоне жизненных ситуаций [12].
В последние годы подчеркивается положение о том, что следует полностью различать физиологический и психологический стресс.
Физиологический стресс связан с реальным стимулом. Психологический стресс характеризуется тем, что во время этого состояния человек воспринимает предстоящую ситуацию как пугающую и трудную, основываясь на своих индивидуальных знаниях и жизненном опыте.
Психологический стресс снова делится на информационный стресс и эмоциональный стресс.
Информационный стресс возникает при информационной перегрузке, то есть, когда человек не справляется с задачей, не может с высокой скоростью и в кратчайшие сроки принимать правильные решения, имеющие первостепенное значение (потеря памяти, потеря концентрации внимания и повышенная рассеянность).
Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, опасности и неудовлетворенности, когда человек надолго остается один на один со стрессовыми личными мыслями и переживаниями. Напряжение и тревога возрастают, а сон, аппетит и рассеянность снижаются. Этот тип тревоги опасен тем, что при его возникновении появляются суицидальные мысли и эпизоды.
Изучая стресс, Г. Селье выделил три его стадии:
1. реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации каждого из ресурсов организма;
2. стадия сопротивляемости (за счет предшествующей мобилизации организму успешно справляется с воздействиями внешнего характера),


6 именно в этот период может наблюдаться, так называемая, повышенная стрессоустойчивость;
3. стадия истощения (возникает, если действие вредоносных факторов долгий срок не удается устранить и преодолеть) [19].
Позже Г. Селье предложил теорию, которая различала два типа стресса: дистресс и эустресс. Г. Селье рассматривал эустресс как позитивный фактор, который повышает активность, удовольствие от усилий и успешность преодоления. При этом происходят процессы самосознания, понимания реальности и активации памяти. Тревога очень часто встречается при повторяющихся стрессах, сочетаниях неблагоприятных факторов, в которых преобладает радость от преодоления неудачи, но сопровождается чувствами беспомощности, отчаяния, тщетности, чрезмерной обязательности, недостижимости и осознанием "навязчивой несправедливости" нежелательных, неизбежных усилий.
Но какие бы термины ни давали разные ученые, всегда в качестве центрального звена стресса подразумевается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития [11].
Таким образом, можно сделать вывод о неблагоприятном влиянии стресса на организм человека. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

7
1.3 Характеристика личностной сферы в старшем школьном возрасте
Ученые психологи дают юношескому возрасту разные временные рамки. Исследователи в основном выделяют ранний пубертат (15-18 лет) и поздний пубертат (18-23 года) [16].
По мнению В.И. Слободчикова, половое созревание является завершающим этапом развития личности. "Основными инновациями подросткового возраста являются рефлексия, осознание индивидуальности личности, возникновение жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное формирование собственной жизни, постепенная интеграция в различные сферы жизни" [20].
Решение проблем в подростковом возрасте относится к развитию способности человека решать определенные проблемы. Так, Р. Хэвигхерст включает в число возрастных проблем: ориентирование и нахождение себя в мире взрослых, принятие и управление социальными ролями, разрешение ролевых конфликтов и развитие стратегий преодоления [18].
Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной раздражительностью (неуравновешенность, быстрая смена настроения, тревожность и т.д.).
Самым важным достижением подросткового возраста является открытие внутреннего мира. Человек начинает воспринимать внешний мир через свое "я". Появляется склонность к самоанализу и потребность в упорядочивании и обобщении знаний о себе. Возрастает волевая регуляция.
Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности, наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».
Мышление в юности приобретает личностную эмоциональную направленность. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Повышается концентрация внимания, память и объем материала, начинает осваиваться абстрактно-логическое мышление. Развивается способность самостоятельно разбираться в сложных предметах.


8
Важное значение для развития личности в подростковом возрасте имеет общение со сверстниками. Речь идет об общении как о специфическом канале информации, особом виде межличностных отношений, но и как о своеобразном эмоциональном контакте.
Л. И. Л. Божович указывает еще на одну чрезвычайно важную возрастную характеристику: самоопределение формируется на основе "выбора профессиональной карьеры и через общий поиск смысла существования, оторванный от конкретного поиска" [2].
Из вышесказанного следует, что подростковый возраст — это период завершения физического созревания. В этом возрасте расширяются представления о личных и социальных перспективах будущего.

9
1.4 Специфика проявления стресса у старших школьников
Юношеский возраст, как определяют его современные психологи, – это
«переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости» [9]. Неопределенность в этом возрасте вызывает у подростков тревогу и беспокойство и приводит к кризису самоопределения и самореализации в мире.
Состояние социального развития в подростковом возрасте является одним из факторов тревожности. Эффективные методы работы с тревожной ситуацией помогают решить основные проблемы этого возраста.
Перед молодыми людьми стоит сложнейшая задача самоопределения, как социального, так и личностного, то есть им необходимо сориентироваться и определить свое место в мире взрослых.
Самоопределение является важнейшей психологической инновацией подросткового возраста [2].
Среднее образование сопровождается различными стрессовыми ситуациями, в контексте которых учащиеся средних школ часто испытывают стресс и нервно-психологическое напряжение. Среди факторов, вызывающих стресс у учащихся средней школы, можно назвать: многочисленные потоки информации, адаптация к новым условиям окружающей среды и близость экзаменов.
Большинство исследований сегодня подтверждают, что стресс сопровождает учащихся средних школ. Способствующими факторами являются постоянно возрастающая интенсивность учебного процесса, ежедневный стресс из-за нехватки времени и сил на выполнение школьных заданий, хронические заболевания, нарушение ритма сна-бодрствования, групповые и семейные конфликты.
Стрессоустойчивость — это способность человека преодолевать трудности и подавлять негативные эмоции. Она характеризуется комплексом индивидуальных личностных качеств, которые позволяют легко преодолевать стресс. [4].


10
Можно сделать вывод, что стрессовая ситуация для старшеклассника может быть вызвана как объективно обусловленными параметрами
(изменение ситуации, высокая динамика), так и субъективными интерпретациями, связанными с личностными особенностями молодого человека, отсутствием у него жизненного опыта или способности решать возникающие проблемы.

11
1.5 Анализ существующих коррекционно-развивающих программ
На основе анализа имеющихся в интернет-источниках программ по коррекции стресса у детей старшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что существуют такие целостные программы:
Профилактическая программа для подростков "Формирование стрессоустойчивости" (педагог-психолог Саютина Н. А.), Профилактическая программа по снижению экзаменационного стресса у обучающихся выпускных классов при подготовке и сдаче ОГЭ/ЕГЭ (Я.К. Нелюбова, Н.Н.
Воронцова, О.П. Молодцова), Социально-профилактический тренинг
«Профилактика стресса у подростков» (педагог-психолог Пестрикова Е.Д.).
Однако вопрос стрессоустойчивости старших школьников изучен ещё недостаточно широко в теоретическом плане. А, следовательно, имеется большое пространство для его изучения и практических разработок в этом плане.
Коррекция — это неотъемлемая часть психолого-педагогической помощи. Данный процесс строится не стихийно, а на определенных принципах:
1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С.
Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для детей. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер

12 и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
4. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
5.Деятельностный принцип коррекции. Главным способом коррекционно- развивающего воздействия является организация активной деятельности каждого ребёнка.
Таким образом, существует много методов коррекции стресса, разнообразных по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития личности ребёнка, улучшение условий его обучения и воспитания могут дать положительные результаты. Однако также мы выяснили, что вопрос коррекции стресса у старших школьников изучен недостаточно широко, что открывает перспективы дальнейших разработок коррекционно-развивающих программ.