Файл: История психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В реальной жизни концепция коллективного бессознательного проявляется в 2 формах поведения людей, являющихся частью толпы:


  • Объединение. Благодаря одинаковому эмоциональному состоянию или идеям разрозненная толпа становится единым целым. Так бывает, например, на митингах или на религиозных собраниях.

  • Разъединение. В этом случае коллективное бессознательное заставляет паниковать, создавать хаос. Люди находятся в состоянии стресса, они не могут принимать адекватные решения. Главное, что они хотят сделать, — выжить. Со стороны кажется, что человек просто не в себе.


Тема семинарского занятия №:3

«Развитие когнитивной психологии и

когнитивно-бихевиоральной психотерапии»

Тестовые задания к практическому занятию.


  1. Основателем генетической психологии является швейцарский психолог

А) А.Маслоу

Б) Д.Бьюдженталь

В) О.Зельц

Г) К.Левин

Д) Ж.Пиаже


  1. Несколько лет Ж.Пиаже посвятил разработке такого нового метода, как

А) интроспекция

Б) метод свободных ассоциаций

В) метод бессмысленных слогов

Г) метод клинической беседы

Д) метод наблюдения


  1. Центральным в работах Ж.Пиаже было изучение

А) групповой динамики

Б) развития мышления

В) особенностей интеллекта обезьян

Г) закономерностей зрительного восприятия

Д) причин возникновения неврозов


  1. Ж.Пиаже исходил из представления о том, что основой психического

развития является

А) развитие интеллекта

Б) развитие эмоций и чувств

В) развитие межличностных отношений

Г) развитие мелкой моторики

Д) психосексуальное развитие


  1. Дж.Миллер и У.Найссер стояли у истоков такого научного направления, как

А) психоанализ

Б) гештальт - психология

В) гуманистическая психология

Г) когнитивная психология

Д) необихевиоризм


  1. В когнитивной психологии в качестве модели для понимания процессов

обработки информации человеком была распространена метафора

А) зеркала

Б) ящика

В) компьютера

Г) телефона

Д) магнитофона


  1. Г.Келли разработал теорию, которая называется

А) теорией личностных неврозов

Б) теорией личностных черт

В) теорией личностных конструктов

Г) теорией ролей

Д) теорией поля


  1. Метод репертуарных решеток был предложен


А) Ж.Пиаже

Б) Л.С.Выготским

В) А.Маслоу

Г) З.Фрейдом

Д) Г.Келли
Контрольный вопрос:

«Генетическая психология Ж.Пиаже».

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.
Данная наука исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики, и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Для выявления этих механизмов, скрытых, но все определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. По выражению Э.Клапареда, метод Пиаже – это искусство спрашивать.
Генетическая психология изучает, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребенка и взрослого человека.
Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на ее основе можно было построить генетическую эпистемологию - науку о происхождении и развитии научного знания. Для этого, как считал Пиаже, мы можем обратиться к онтогенезу, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.
Принцип равновесия Пиаже использовал для объяснения интеллектуального развития ребенка. Мысль Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика не врождена изначально, а постепенно развивается. Это означает также, что психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики.
Центральная задача его исследований состояла в том, чтобы изучать психологические механизмы логических операций, устанавливать постепенное возникновение стабильных, целостных, логических структур интеллекта. Для решения этой проблемы Пиаже прежде всего анализировал отношения между субъектом и объектом в процессе познания.


Пиаже изучал связи между мыслью ребенка и реальностью, которая им познается как субъектом. Он признавал, что объект существует независимо от субъекта. Но для того, чтобы познать объекты, субъект должен осуществлять действия с ними, и, поэтому трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. На всех этапах развития познание постоянно связано с действиями или операциями, то есть трансформациями, преобразованиями объекта.
Идея трансформации – это первая центральная идея теории Пиаже. Из нее следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Во всяком действии смешаны субъект и объект. Источник знания, считал Пиаже, лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и этими объектами.
Проблема познания ("эпистемологическая проблема") не может поэтому рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она сводится к анализу того, как субъект способен познавать объекты все более адекватно, то есть каким образом он становится способным к объективности.
Идея конструкции – вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры – результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.
Функции – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация. Каждый акт поведения представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.
Одно из самых важных понятий в концепции Пиаже – понятие схемы действия. В узком смысле слова, схема – это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребенку экономно адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или с различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.п. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия, по Пиаже, – это то, наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Новые умственные структуры формируются на основе действия.

В течение всего онтогенетического развития, считает Пиаже, основные функции (адаптации, ассимиляции, аккомодации) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.
Подробно характеризуя субъекта деятельности, Пиаже практически не раскрывает понятие объекта. В концепции Пиаже объект – это всего лишь материал для манипулирования, это только лишь "пища" для действия.
Согласно Пиаже, формула S – R недостаточна для характеристики поведения, так как нет одностороннего воздействия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ними. Для того, чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы субъект был чувствителен, сенситивен к этому стимулу.
Пиаже ввел в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. Содержание детского познания – все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания – та схема (более или менее общая) мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются. Влияние окружения никогда не может быть воспринято в "чистом виде", так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Познание реальности всегда зависит от господствующих у субъекта умственных структур.
Важнейший исходный принцип исследования для Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъектом, а, прежде всего, доминирующие умственные структуры субъекта. От них решающим образом зависит познание мира. Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении. Само развитие – это смена господствующих умственных структур.
Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих умственных структур, но и тем, что они (как определяющие познание) строятся на основе действия субъекта. Согласно Пиаже, мысль есть сжатая форма действия. Пиаже подчеркивал, что познание на всех генетических уровнях есть продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами.


Тема семинарского занятия №:4

«Экзистенциальная и

гуманистическая психология и психотерапия»

Тестовые задания к практическому занятию.


  1. Направление, которое возникло как альтернатива психоанализу и

бихевиоризму и поэтому называлось «третьей силой» в психологии - это

А) психология сознания

Б) гештальтпсихология

В) когнитивная психология

Г) трансперсональная психология

Д) гуманистическая психология


  1. Представителями гуманистической психологии являются перечисленные

ниже психологи, кроме

А) К. Роджерса

Б) А. Маслоу

В) Г. Олпорта

Г) Б. Скиннера

Д) Э. Шострома


  1. Возникновение гуманистической психологии как самостоятельного

направления относится к

А) второй половине 18 века

Б) первой половине 19 века

В) второй половине 19 века

Г) 10- 30 - е годы 20 века

Д) 40 - 60 годы 20 века


  1. Направление гуманистической психологии строилось на основе философской

школы

А) позитивизма

Б) стоицизма

В) идеализма

Г) материализма

Д) экзистенциализма


  1. Представителем экзистенциальной философии, повлиявшей на развитие

гуманистического подхода к личности, является

А) С. Кьеркегор

Б) К. Ясперс

В) М. Хайдеггер

Г) Ж. П. Сартр

Д) все ответы верны


  1. Гуманистическая психология характеризуется тем, что

А) подчеркивает уникальность и неповторимость каждого человека

Б) объясняет развитие человека его стремлением к самоактуализации

В) утверждает, что природа человека добра и конструктивна

Г) все ответы верны

Д) все ответы неверны


  1. Г. Олпорт в своих работах возражал против общепринятого постулата о том,

что

А) развитие ведет за собой обучение

Б) развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру

В) способности связаны с врожденными задатками

Г) метод интроспекции является основным методом психологии

Д) все мотивы поведения человека осознаются


  1. Отметьте концепцию, которая принадлежит одному из представителей

гуманистической психологии:

А) культурно - историческая теория развития

Б) концепция трансактного анализа

В) теория черт

Г) концепция стадий психосексуального развития личности

Д) теория оперантного научения


  1. А. Маслоу полагал, что исследовать человеческую природу необходимо,