Файл: Значение политической деятельности бисмарка в процессе объединения германии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИСМАРКА В ПРОЦЕССЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ…………………...5

1.1. Начало политической деятельности Бисмарка……………………….5

1.2. Роль Бисмарка в создании Северо-Германского союза……………...8

1.3. Провозглашение Германской Империи……………………………...12

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДИПЛОМАТИИ БИСМАРКА……...16

2.1. Общая характеристика дипломатии Бисмарка……………………...16

2.2. Специфика дипломатии Бисмарка в период Прусских войн……....20

2.3. Особенности дипломатии Бисмарка после образования

Германской империи……………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………29

Задача 1……………………………………………………………………..31

Задача 2……………………………………………………………………..32

Задача 3……………………………………………………………………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………35

ВВЕДЕНИЕ
Среди государственных деятелей ХIХ в., оказавших наибольшее влияние на судьбы Европы и мира, Бисмарк занимает, бесспорно, одно из первых мест, как по историческому значению своей деятельности, так и по масштабам своих политических и дипломатических дарований.

С его именем неразрывно связан ряд важнейших событий германской и общеевропейской истории, и, прежде всего, конечно, осуществленное при помощи политики «железа и крови» объединение Германии и создание буржуазно-юнкерской и милитаристской Германской империи.

Также следует отметить, что Бисмарк был выдающимся дипломатом и незаурядным военачальником, что в полной мере проявилось в период так называемых «прусских войн» конца 1860-х – начала 1870-х годов, а также в годы последующей дипломатической деятельности Бисмарка. О дипломатическом таланте Бисмарка наглядно свидетельствует и данное ему прозвище – «железный канцлер».

Подход к изучению исторической фигуры такого масштаба может быть весьма различным, и в своей контрольной работе я постараюсь сделать акцент на самом Бисмарке как личности и государственном деятеле, и меньше внимания уделять тем социально-экономическим условиям Германии, на фоне которых происходило его становление как политического деятеля и которые были столь скрупулезно проанализированы историками многих стран.

На западе, где жизнь и деятельность Бисмарка разобраны, кажется, во всех деталях, существуют самые разнообразные и прямо противоположные друг другу интерпретации и оценки его побед и поражений, и личность его оценивается совершенно по-разному. «Железный канцлер»; «консерватор до мозга костей»; «белый революционер», создавший новую Германию; виновник ее бед в ХХ веке и поборник мира в Европе; предтеча Гитлера.


Целью контрольной работы - рассмотреть Отто фон Бисмарка как историческую личность и государственного деятеля.

В рамках поставленной цели работы необходимо выделить следующие задачи:

1) рассмотреть роль Бисмарка в процессе объединения германских земель и образования Германской империи;

2) охарактеризовать основные черты дипломатической деятельности Бисмарка;

3) выделить значение политики, проводимой Бисмарком, для дальнейшего военно-политического развития Германии.

В ходе выполнения контрольной работы использовались следующие литературные источники: монографии, посвященные истории Германской империи; учебные пособия; исторические очерки и биографии Отто фон Бисмарка, а также три тома мемуаров самого О. Бисмарка «Мысли и воспоминания».

ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИСМАРКА В ПРОЦЕССЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ

1.1. Начало политической деятельности Бисмарка
Когда речь идет о Бисмарке, без обращения к фамильным «истокам» не обойтись. Этот человек, вошедший в историю как «олицетворение класса прусских землевладельцев-юнкеров»1, был на самом деле всеми своими корнями тесно связан с почвой, питавшей его класс.

Отто фон Бисмарк (1815-1898) происходил из знатного, но обедневшего прусского дворянского рода. Он родился в небольшом имении Шенхаузен, неподалеку от Берлина.

Следуя семейной традиции, он должен был стать военным, но мать, вышедшая из профессорской семьи, не разделяла военных склонностей молодого юнкера и предпочитала видеть своего сына преуспевающим на дипломатическом поприще.

По-видимому, под ее влиянием молодой Бисмарк, сначала окончив школу, а затем, изучив правоведение в Геттингенском и Берлинском университетах, начал стучаться в двери дипломатического ведомства. Из-за отсутствия необходимых связей Бисмарк был вынужден добиваться своей цели окольным путем: он поступил в чиновники судебного, а затем административного ведомства. Однако эта служба продолжалась недолго, и Бисмарк вынес из этого опыта стойкое отвращение к бюрократическим занятиям. Вскоре Бисмарк оставил должность и отправился в имение, где стал управлять отцовским поместьем и на этом поприще добился значительных успехов. Об этом периоде жизни Бисмарк пишет так: «Я рассчитывал жить и умереть в деревне, преуспев на поприще сельского хозяйства и, быть может, отличившись на войне, если бы она разразилась».2

Основные черты его будущего облика – и, прежде всего «презрение к человеческим иллюзиям, огромная воля, неразборчивость в средствах для достижения поставленной цели и, наконец, физическая выносливость» – сложились уже тогда.3

Но деревенская жизнь начинала томить Бисмарка. Истинный переворот произошел под влиянием исторических событий. Первые три с небольшим десятка лет его жизни были, по существу, лишь прологом к тому моменту, когда «на смену сельскому хозяину должен был прийти политик, на смену частному лицу – личность историческая».4 Этот момент наступил в конце 40-х годов.

Бисмарка сделала политиком революция 1848г. Если до этого рубежа его можно было считать человеком с неопределившейся жизненной позицией, действующим скорее под влиянием наследственных традиций и настроений, чем продуманными убеждениями, то в революционные месяцы родился новый Бисмарк. Этот Бисмарк не просто придерживался определенных взглядов – «он доводил их до логического конца и высказывал их с таким бесстрашием и откровенностью, которые шокировали его единомышленников, но зато предвещали появление деятеля крупного масштаба, свободного от парализующих волю колебаний и нерешительности».5

Уже в период революции 1848 г. у Бисмарка в полной мере обнаружились те черты, которые в последующем оказались столь характерными для его деятельности: уверенность в своих силах, ненависть к демократическим движениям, презрение к «парламентской болтовне», умение довольно точно оценить силы противника. Уже в ту пору главным аргументом для него была сила: в ней он видел «альфу и омегу всякого политического и дипломатического успеха».6 Несколько позднее он заявлял: «Германский вопрос не может быть разрешен в парламентах, а только дипломатией и на поле битвы».7

Если его взгляды на роль силы, как решающего аргумента в политической и дипломатической борьбе, сложились еще в период революции 1848 г., то понимание роли силы в воссоединении Германии под гегемонией Пруссии пришло позднее. Германия была раздроблена на ряд мелких государств и княжеств. Среди десятков раздробленных государств, главную роль играла Австрия, между тем как Пруссия должна была довольствоваться более скромным положением. В 1948 г. Бисмарк еще не помышлял о том, чтобы одна Пруссия взяла на себя миссию воссоединения Германии и вытеснила Австрию. Однако окончательное и ясное понимание путей воссоединения Германии под гегемонией Пруссии за счет вытеснения преобладающего влияния Австрии пришло после того, как ему, наконец-то, удалось вступить на дипломатическое поприще.


Политическая карьера Бисмарка началась в мае 1851 г., когда Бисмарк получил назначение на пост сначала советника, а затем посланника Пруссии при Союзном сейме во Франкфурте-на-Майне. Он оказался подходящим кандидатом на этот пост.

«Будучи на голову выше окружающих его политических деятелей юнкерской Пруссии того времени»,8 Бисмарк понял историческую неизбежность объединения Германии. Чтобы сохранить и расширить господство прусской монархии и землевладельческого дворянства, нужно было, удовлетворив интересы немецкой буржуазии в вопросе об объединении Германии, заставить ее отказаться от претензий на самостоятельную политическую роль и руководство. Опираясь на армию и всю систему прусского милитаризма, Бисмарк приступил к делу. Он понял, что в ходе борьбы за гегемонию над германскими государствами военное столкновение между Пруссией и Австрией неизбежно. Поняв это, Бисмарк стал настойчиво и последовательно подготавливать столкновение, которое должно было стать одним из существенных этапов на пути к воссоединению Германии на юнкерско-династической основе, под главенством Пруссии. По выражению Ерусалимского А.С. «Бисмарк готовился к роли не только могильщика, но и душеприказчика половинчатой революции 1848 г.».9

Поставив перед собой эту задачу, Бисмарк вместе с тем понял, какое значение для ее разрешения имеет международная политическая обстановка. К созданию наиболее благоприятных международных условий и была направлена его деятельность как политика и дипломата.
1.2. Роль Бисмарка в создании Северо-Германского союза
Назначение Бисмарка на пост министра-президента и министра иностранных дел официально состоялось в начале октября 1862г. С этого момента он в течение 28 лет бессменно руководил политикой Пруссии, а затем Германской империи.

В одной из первых официальных речей он произнес знаменитые, бессчетное число раз цитировавшиеся с тех пор слова: «…не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы времени…, а железом и кровью».

Между тем злополучные слова, как вскоре обнаружилось, действительно стали программой: политика Бисмарка в последующие годы вполне отвечала провозглашенному тезису. «Политика железа и крови», «железный канцлер» – все эти утвердившиеся в политической и исторической литературе и навсегда соединившиеся с образом Бисмарка понятия ведут свое начало от собственных слов только что назначенного министра.

Дания стала первой жертвой «бисмарковской» политики. Начиная войну Пруссии с Данией (1864г.), Бисмарк хотел предотвратить намечавшееся превращение герцогств Гольштейна и Шлезвига в самостоятельные государства в составе Германского союза. В этой войне он хотел испытать силу прусской армии после реорганизации и увеличения. Он хотел, наконец, осуществить первый этап на пути к воссоединению Германии под главенством Пруссии.


Момент для удара по Дании был выбран очень удачно. Австрия, не желая предоставить Пруссии одной воспользоваться лаврами военных побед, вынуждена была к ней присоединиться. Заручившись нейтралитетом Франции, Пруссия обрушилась на Данию, которая была быстро разгромлена. Великие европейские державы, в лице Англии, Франции и России, оказались бессильны предотвратить крах продержавшейся четыре века и признанной международным соглашением связи Шлезвига и Гольштейна с Данией. Личный престиж Бисмарка поднялся как в глазах иностранцев, так и в собственной стране. Особенно им был доволен король. В письме к Бисмарку он писал: « За четыре года, которые истекли с тех пор, как я поставил Вас во главе правительства, Пруссия заняла положение, достойное ее истории и обещающее ей в дальнейшем счастливую и славную будущность».10

Судьба отторгнутых от Дании герцогств еще не была окончательно решена. Ее решение зависело теперь уже, главным образом, от развития отношений между Пруссией и Австрией. От него же, как показало ближайшее будущее, зависел ход дел в Германии в целом и в Пруссии в частности.

Прусский милитаризм продемонстрировал в войне с Данией свою нарастающую мощь, после чего бисмарковская дипломатия направила свои усилия на то, чтобы результаты победы превратить в повод для нового военного конфликта – на сей раз со своим временным союзником и постоянным соперником в германских делах – Австрией. Поводом послужило совместное управление отторгнутых от Дании двух немецких провинций – Шлезвиг и Гольштейн. Такое совместное управление стало источником постоянных трений между Пруссией и Австрией и таило в себе возможность военных столкновений, что и входило в расчеты Бисмарка.

Позиция нейтралитета, занятая царской Россией в связи с войной Пруссии и Австрии против Дании, укрепила Бисмарка в понимании того, как важно для Пруссии поддерживать добрые отношения с восточной соседкой. Хорошие отношения с Россией были необходимы и для осуществления следующего этапа воссоединения Германии, а именно для проведения войны против Австрии, фактически из-за вопроса о том, кому быть гегемоном в Германии.

Датскую войну от войны австро-прусской отделяли всего лишь два года – срок очень небольшой. Малая война, в которой обе державы выступили в качестве союзников, оказалась прелюдией к большой войне между ними, более того, дала предлог для нее. «Уже современники событий поняли, - пишет Чубинский В.В. в своей монографии о Бисмарке, - что в первом военном конфликте в зародыше содержался второй. И нет в сущности ничего сложного в том, чтобы воспроизвести этап за этапом фатальный процесс, который привел и не мог не привести к войне 1866 года».