Файл: Практическое задание 3, Модуль Прикладные аспекты педагогической психологии. Психология профессионального образования слушатель Петрушенко Анастасия Николаевна Преподаватель Спирина Ирина Олеговна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340 ч)_new

Дисциплина: Педагогическая психология

Практическое задание 3, Модуль 3. Прикладные аспекты педагогической психологии. Психология профессионального образования


Выполнил:

слушатель Петрушенко Анастасия Николаевна

Преподаватель:

Спирина Ирина Олеговна

г. Москва – 2023

Задание №1. Алгоритм решения педагогической ситуации (по стандартам Worldskills).

1. Прочесть ситуацию.

2. Дать описание ситуации кратко: О чём она? В чём суть случившегося?

3. Выделить противоречия, породившие проблему.

4. Выделить возможные причины ситуации, не менее трёх.

5. Сформулировать проблему.

6. Определить задачи учителя по решению проблемы (несколько).

7. Предложить несколько вариантов решения ситуации: в момент случившегося и на перспективу (потом, в дальнейшем).

8. Аргументировать своё решение с разных позиций: психологической, педагогической, социальной, медицинской и других. Можно привести аргументы в форме цитирования великих педагогов, известных учёных, подобными ситуациями из произведений и фильмов.

1. Педагогическая ситуация:

Урок информатики в 8 классе. Педагог просит тянущего руку учащегося начать объяснение выполненного задания. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем заикание сильнее. Возникает заминка. Педагог ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, педагогу, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего, вызовет родителей. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик продолжает дальше объяснять алгоритм выполнения задания. Потом замолкает и тихо плачет.
Участники: Участниками педагогической ситуации является ученик
, его одноклассники и педагог.

Проблема: Недопонимание между учителем и ребенком.

Педагогические задачи:

  1. Успокоить учащихся

  2. Вернуть рабочую обстановку в классе

  3. Разрешить возникшую ситуацию с учеником.

Решение: Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание смущает его. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя виноватым.
В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке.
Кроме того в отношении мальчика допущена явная несправедливость со стороны педагога, что скажется на отношениях учитель-ученик. Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7-8 может начаться настоящая травля.
Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше.

2. Педагогическая ситуация:

С раннего детства учащийся проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Педагог предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В образовательном учреждении учащийся имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание общаться с ним, то учащийся не идет на контакт. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе».

Участники: Участниками педагогической ситуации является ученик, педагог и родители ученика

Проблема:

Проблема данной ситуации заключается во взаимоотношениях ребенка и родителей, а именно в недопонимании друг друга. Конфликт будет только углубляться. Родители приложат все силы, чтобы реализовать свои несбывшиеся планы, будут использовать ребенка как средство реализации.

Педагогические задачи:

1. Повысить самооценку ученика

2. Нужно провести в группе социометрию. Выявить, к кому из одноклассников он расположен, попытаться сблизить их, предлагая для выполнения совместные задания.

Можно дать учащемуся особенное задание, после его выполнения высоко его оценить, похвалить перед другими

3. Следует провести работу и с родителями. Необходимо помочь им понять и увидеть увлечения своего ребенка. А также предложить им учесть мнение сына, выбирая для него дополнительное образование, чтобы он был им действительно увлечен. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время.

Решение: в данной ситуации родители ученика мыслят субъективно, опираясь лишь на свои желания, не прислушиваясь ни к мнению учителя, ни к желаниям своего ребенка. Если родители все же отдадут ребенка в спортивную секцию, то это станет не самым лучшим решением. Во-первых, это пойдет в разрез с увлечениями и желаниями ученика. Во-вторых, учитывая то, что обучающийся и так не имеет друзей и не идет ни с кем на контакт, то, находясь в спортивной секции, он тем более не завяжет ни с кем общение, ведь его с другими участниками не будет связывать общий интерес.

Для начала учителю необходимо поговорить с ребенком о том, чего он хочет. Затем провести беседу с родителями, продемонстрировав им работы ребенка, указав на наличие у него таланта, который необходимо развивать. Так же следует указать на то, что ребенок по своей сути и так закрытый, а занятие нелюбимым делом не окажет позитивного влияния на развитие его коммуникативных навыков, однако занятие любимым делом благотворно скажется на ребенке, беря в учет то, что в художественной школе его будут окружать люди с схожим увлечением.
Задание № 2. Сравните разные стили педагогической деятельности, используя предложенные критерии: 

Сравнительные

критерии

Стиль

Авторитарный

Демократический

Попустительский

Отношение учителя

к ученикам

 Педагоги с авторитарным стилем общения проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. 

 Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, учитель стремится наладить эмоциональный контакт с детьми не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки

 Для данного вида воспитания характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях.

Отношение учеников

к учителю

 Такое поведение учителя зачастую приводит к тому, что ученики замыкаются в себе, теряют интерес к предмету и теряют надежду на доверительные отношения с педагогом. К педагогу они могут испытывать либо страх, либо ненависть, либо злость.

 Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

 Отношения строятся на мнимой свободе. В качестве инструментов редко используется что-то на постоянной основе. А контроль носит хаотичный порядок. При этом стиле преподавания ученики сначала могут с радостью ощущать свободу, но в какой-то момент всё же неосознанно почувствовать необходимость систематизации процесса. Особенно это касается детей, которые в силу возраста пока ещё не могут сами себя контролировать и нуждаются в помощи старших. В результате ученики часто относятся к учителю снисходительно или даже с насмешкой.

Реализация стиля

(действия, особенности контроля)

 Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей.

 В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы

 Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Особенности учителя

как субъекта труда

 Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности умеет признавать допущенные ошибки

Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: неуверенный в себе, возможно, недостаточно профессиональный человек, стремящийся перекинуть ответственность на других..