Файл: Лекция 3 немецкая классическая философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОДУЛЬ 2. ЛЕКЦИЯ №3

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Временные рамки данного периода охватывают начало 18 – первую половину 19 вв. Его основными представителями являются пять немецких философов: Иммануил Кант, Георг Гегель, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг и Людвиг Фейербах. Четверо из них – Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг – принадлежали к идеализму, но Фихте являлся субъективным идеалистом, а Шеллинг – объективным. Фейербах в своей философии отказался от идеализма в пользу материализма, поэтому его творчество ознаменовало собой конец эпохи немецкой классической философии.

Предметом исследования этих мыслителей были проблемы познаваемости мира человеком, бытия исторического процесса, осмысление бытия человека с позиции науки и религии. Их философия называлась классической потому, что во много основывалась на достижении философии эпохи Античности, и прежде всего таких её представителей, как Платон и Аристотель.

Метафизика нравственности Иммануила Канта

И. Кант является основоположником немецкой классической философии. Его творчество можно условно разделить на два этапа: докритический и критический. В первом периоде Кант стоял на позициях гностицизма и считал, что возможности человеческого разума познать мир не имеют границ. Во втором периоде философ отказался от этих взглядов в пользу агностицизма и пришёл к выводу, что человеческий разум часто оказывается в плену различных заблуждений, а потому не способен познать мир во всей его полноте.

Ключевым понятием философии Канта является «вещь-в-себе», или ноумен. Под ней немецкий мыслитель понимал сущность всех процессов и явлений окружающего мира, непознаваемую для человеческого разума. Однако это не означает, что человек в ходе процесса познания не способен получать какие-либо знания. Сам Кант выделял два вида получаемых знаний: априорные, или доопытные – знания, изначально существующие в разуме человека; апостериорные – это те знания, которые человек получает в результате познания им окружающего мира. Но сам процесс получения знаний человеком осложняют антиномии - неразрешимые противоречия. Кант выделял четыре антиномии, среди которых:

  1. мир конечен, либо мир бесконечен во времени и пространстве;

  2. простое и сложное – всё в мире устроено либо просто, либо сложно;

  3. свобода или необходимость – в мире всё происходит либо беспорядочно, либо в соответствии с определённым порядком;


4) существование Бога.

Нужно отметить, что кроме юридических норм как в международном, так и в уголовном праве, Кант придавал большое значение нормам нравственным. Этой части своей философии он посвятил отдельную книгу – «Метафизика нравственности». По мнению Канта, юридический закон не всегда способен определять поведение человека, поэтому его необходимо дополнять законом нравственным. Его источник – внутренний мир человека, его совесть. Нравственный закон, в отличие от юридического, обусловлен категорическим императивом, согласно которому, закон нужно выполнять вне зависимости от желаний и предпочтений человека. В случае его невыполнения человек оказывается перед судом собственной совести, что, как считает Кант, иногда бывает тяжелее вынести, чем реальное судопроизводство. Именно следование моральному закону способно стать первым шагом к моральной и культурной эволюции человечества, вершиной которой станет состояние «вечного мира».

Социально-философские взгляды немецкого мыслителя были изложены им в книге «Трактат к вечному миру». Кант считал, что высшая стадия развития человеческой цивилизации настанет тогда. Когда люди смогут окончательно отказаться от насилия как средства решения проблем. Конкретно это должно воплотиться в том, что в мире окончательно прекратятся войны. Однако человечество само по себе не способно долгое время воздерживаться от насилия; сам Кант считал, что «человек по своей природе зол». Поэтому, по замыслу философа, необходимо было создать международную организацию, которая не подчинялась бы ни одному мировому правительству. Её главная задача должна была заключаться в том, чтобы не допускать глобальных военных конфликтов между государствами.

Для справки. Одним из итогов Второй мировой войны стало создание Организации Объединённых Наций (ООН) в 1945 году. Первый пункт первой статьи главы №1 Устава ООН гласит, что одной из целей организации является поддержание международного мира и безопасности, для чего необходимо принимать коллективные меры для устранения угрозы миру и подавлению актов агрессии в соответствии с нормами международного права. (Источник информации: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html).

Философия истории Георга Гегеля

Творчество Гегеля прежде всего является вторым этапом развития такого раздела философии, как диалектика. Именно Гегель переосмыслил диалектику из раздела философии в самостоятельны научный метод и сформулировал три её закона. При этом он отталкивался от трёх

законов логики Аристотеля, сформулированных им в книге «Органон». Сам Гегель также внёс свой вклад в развитие логики, издав книгу «Наука логики», в которой у него и возник замысел создания трёх законов диалектики.

Под диалектикой он понимал научный метод, основанный на анализе противоречивости процесса развития окружающего мира. Диалектика, по мнению Гегеля, была применима не только к анализу повседневной жизни человека, но и хода истории. Для этого было необходимо использовать три закона, среди которых:

  1. закон единства и борьбы противоположностей:

формулировка:

всё в мире состоит из противоположностей, которые, будучи едиными по своей природе, находятся друг с другом в отношениях противоречия, и даже борьбы;

объяснение:

данный закон нужен прежде всего для того, чтобы объяснить противоречивую природу процесса развития окружающего мира;

пример:

- член Евросоюза Греция несколько лет не платила по долгам, но при этом получала субсидии и кредиты от других стран ЕС. При этом руководство страны осознавало, что с каждым новым принятым кредитом Греция лишь увеличивает свой долг и уменьшает шансы его выплатить в ближайшем будущем;

- человек, страдающий ожирением или сахарным диабетом, употребляет в пищу сладкое и мучное, хотя осознаёт, что подвергает себя и своё здоровье смертельному риску.

  1. закон перехода количества в качество;

формулировка:

необходимым условием количественных изменениях являются изменения в качестве объекта или явления;

объяснение:

для развития любой системы крайне важно, чтобы количество ресурсов и усилий, вкладываемых в процесс развития, соответствовал качеству получаемых результатов. Если количество не соответствует качеству, то развитие системы способно войти в фазу кризиса.

Пример:

- по данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Россия занимает первое место по количеству работающих врачей в Европе. При этом, согласно рейтингу ВОЗ самых здоровых стран мира Россия занимает 97 место из 150-ти (информация на весну 2013 года, источник: сайт ВОЗ, русская версия)

- США занимает первое место в мире по расходам на развитие медицины, но при этом – 17 среди здоровых стран.

Обратный пример: Сингапур тратит на развитие медицины в разы меньше, чем США, и по данным ВОЗ занимает первое место в мире среди здоровых государств (на весну 2013г.);


- на производство фильма Стивена Спилберга «Челюсти» было потрачено 7 млн. долларов, кассовые сборы в прокате составили 290 млн. долларов

  1. закон отрицания отрицания:

формулировка:

новое всегда занимает место старого, со временем так же устаревая.

объяснение:

Гегель категорически возражал против любых революций, считал, что они могут быть лишь источниками кризисов в развитии государства; в этой связи он считал, что любые перемены в развитии любой системы должны происходить постепенно, то есть эволюционно.

пример:

- основными понятиями диалектики Маркса являются базис (производственные отношения) и надстройка (система частной собственности); человек не сможет владеть чем-либо, пока он это не произведёт, следовательно, базис должен предшествовать надстройке;

- Китай, проводя последовательную политику реформ с конца 70-х гг. ХХ века, постепенно из отсталого государства превратился в одно из наиболее влиятельных в мире; при этом Китай сохранил коммунистический строй, но установил рыночную экономику.

Впрочем, по мнению Гегеля, история была непознаваема для человека. Будучи идеалистом, философ считал, что историю творит идеальная сущность – Мировой дух, Человек. Поскольку его разум ограничен, не способен познать мировой дух, а следовательно и саму историю. Именно поэтому человек обречён периодически повторять в истории одни и те же ошибки. В книге «Философия истории» Гегель так и написал об этом: «…история учит лишь тому, что она никогда ничему не научила ни один народ».

Наукоучение Иоганна Фихте

Философия Фихте относится к субъективному идеализму, выражением которого является теория наукоучения.

Таковы «три основных положения» теоретической философии Фихте:

  • тезис

  • антитезис

  • синтезис

  • Правовые нормы не суть нечто произвольно установленное человеком: нет, право есть непосредственное условие для проявления практическим «я» его деятельности, и лишь в силу реализации этой деятельности становится возможной и нравственность. На этом пункте Фихте расходится с Кантом, для которого правовые нормы были выводными из нравственного закона.

  • Фихте обособляет область юридическую от моральной. Право делает возможной и осуществимой нравственность, но оно не тождественно с нею. Нравственный закон есть веление совести, имеющее всеобщее и необходимое значение, — соблюдение правовых норм условно, предполагает обоюдность, взаимность; мораль распространяется на намерения — право касается лишь поступков, составляя как бы низшую ступень развития практического «я», которое в нравственности достигает наивысшей ступени.


Таким образом, Фихте видит в государстве средство для реализации права. Не вдаваясь в исследование вопроса о том, какая должна быть форма правительства, Фихте настаивает на учреждении особого органа для надзора за правительством и для созвания народа при нарушении закона. Таковы эфоры, посредники между народом и правительством. Они не располагают никакой положительной властью: они могут только приостановить деятельность правительства и созвать народ на суд — следовательно, в их руках отрицательная власть.

Натурфилософия Фридриха Шеллинга

Свою философскую систему сам Шеллинг называл натурфилософия, или философия природы. Человек познаёт природу не только тогда, когда покоряет её, но и тогда создаёт нормы культуры, мораль и религию. Только познав природу, человек способен приблизиться к познанию Бога. Вообще человека и Бога, как считал Шеллинг, роднит друг с другом такое качество, как воля. Но если воля человека одномерна, то воля Бога включает в себя три элемента:

1) непосредственная возможность бытия, или бессознательная воля;

2) возможность бытия, становящаяся бытием, т.е. сознающая себя воля;

3) Дух, связывающий воедино первую и вторую.

В свою очередь, познание Бога позволяет постичь идею Абсолюта, имеющую божественное происхождение. Абсолют в понимании Шеллинга – это первоидея, из которой возник весь мир и человек. Именно Абсолют направляет бытие человека, служит источником прогресса, всех достижений человеческой цивилизации. Неспособность человека познать Абсолют, либо отказ от него служит источником регресса, разрушений и зла. Противостоять хаосу мира человек может не только с помощью философии, но и с помощью религии, той системы ценностей, которую он формирует с её помощью. Сама религия в своём становлении проходит через три эпохи:

1) эпоха, Петра, знаменует собой внешнее и насильственное единство церкви вокруг идеи христианства;

2) эпоха Павла привносит в христианскую религию дух свободы, идею терпимости по отношению к другим религиям;

3) эпоха Иоанна, в которой христианство становится источником и просветления, и внутренней свободы для человека.

Свою философия он разделял на три части:

1) философия природы – на данном этапе Шеллинг исследовал природу, а точнее – ей главное качество – внутреннюю противоречивость; философ считал, что в равной степени многие явления природы могут