Файл: Реферат по дисциплине Технологии цифрового образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Технологии цифрового образования»

ТЕМА: «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

Работу выполнил:

Шевцов Д.С.

Работу проверил:

Мигачева М. В.

Ставрополь, 2023г.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

Список литературы 15


ВВЕДЕНИЕ


Современный человек уже не может существовать без информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Процесс информатизации пронизывает жизнь человека и положительно влияет на все её социальные сферы. Благодаря ИКТ, люди могут общаться на больших расстояниях, договариваться о встречах, находить своих родных и знакомых, развивается эстетическое воспитание человека.

Глобальная сеть Интернет позволяет быстро найти полный объем нужной информации.

Информатизация общества обогащает и облегчает жизнь человека. Человек обладает информационной культурой, если:

1) имеет представление об информации, устройстве компьютера и его программном обеспечении;

2) умеет создавать и редактировать документы;

3) умеет использовать базу данных для хранения и поиска информации;

4) знает и не нарушает законы о авторских правах на компьютерные программы;

5) умеет с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры;

6)умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;

7)соблюдает этические нормы при публикации информации в интернете.


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


Информатизация ‑ это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного
, а не материального продукта. В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информатизации общества, станут различного рода системы, на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информатизация общества − это организованный социально-экономический и технический процесс общества, при котором главной ценностью человечества становится информация: включает в себя накопление и передачу информации путём каких либо средств.[1]

Этапы:

  1. появление письменности;

  2. появление книгопечатания (16 век);

  3. появление электричества, следственно радио, телевидение и т.д.;

  4. появление микропроцессоров.

Цели:

  1. создание коммуникативных основ для человечества. (Обмен информацией);

  2. разрушение границ между странами и нациями, воспитание толерантности;

  3. повышение уровня образованности и культуры человека.

Современная информатизация:

В современном обществе процесс информатизации проходит довольно быстро, это происходит из-за выгодного внедрения новых научных разработок: создаётся огромное количество аппаратов связи.

Последняя информационная революция выдвинула на первый план новую отрасль − информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Большое влияние приобретает СМИ.

Критерии:

  1. развитие новых компьютерных технологий;

  2. наличие компьютерных сетей;

  3. владение знаниями и умениями в области информационных технологий.

Проблематика:

Главной проблемой информатизационного общества является недостоверность некоторых источников, которых стечением времени становится всё больше и больше. И простому человеку (пользователю) бывает трудно выбрать нужную информацию из всего потока источников.

Так же к проблемам можно отнести слабый уровень адаптации людей к новым научным разработкам в области информации.


Информационное общество − общество, в котором большинство работающих занято производством ,хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её форме-знаний.

Цель информатизации − улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.

Основными критериями развития информационного общества являются:

    1. наличие компьютеров;

    2. уровень развития компьютерных сетей;

    3. владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий.

Появление и развитие компьютеров − это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, который развивается на основе реализации возможностей новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.

Перспективными направлениями являются направления развития педагогической технологии, использующей возможности современных средств работы с аудиовизуальной информацией, способствующей реализации интенсивных форм и методов обучения в целях развития личности обучаемого, формирования творческого подхода к самостоятельному приобретению знаний.[3]

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных устройств, программного управления, роботов поставило перед современной педагогической наукой важную задачу − воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи − выполнение социального заказа общества − коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой, так и от готовности обучаемых к восприятию возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Широкое использование информационных ресурсов
, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. Для реализации этой цели становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию средств новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого.

Не менее важна задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования новых информационных технологий в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этапа развития информатизации. Обратим внимание на наиболее значимые, с позиции дидактических принципов, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием современных программно-аппаратных средств:

  1. индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);

  2. осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности;

  3. осуществление самоконтроля и само коррекции; осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся,

  4. высвобождение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом.

Таким образом, использование перспективных информационных технологий в образовании, в частности экспертных обучающих систем, учебных баз данных, баз знаний, видеокомпьютерных систем, технологий Мультимедиа, систем «Виртуальная реальность», выявление их дидактических возможностей, а также исследование педагогической целесообразности их применения, позволяют утверждать необходимость и приоритетность их разработки на современном этапе информатизации образования.


Термин «информатизация» − нашёл широкое распространение лишь в России и Китае. Это было связано, во-первых, с недостаточной разработанностью в 80-90-х годах прошлого века глоссария по тематике «информационные технологии» и «информационное общество», во-вторых, с некоторыми специфическими особенностями развития информационно-коммуникационных технологий в этих странах. Они характеризовались высоким уровнем развития прикладных и специализированных аппаратно-программных комплексов и крайне слабой телекоммуникационной инфраструктурой, которая становилась тормозом гармоничного развития информационного общества.

Информатизация − это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьёзных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Цель информатизации − трансформация движущих сил общества, которое должно быть перенацелено на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Изменяется материальная и технологическая база общества, ключевое значение начинают иметь различного рода управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

«Информационный взрыв», т.е. избыток доступных многим людям данных, которых появляется больше, чем в состоянии переработать человеческое сознание. Информационная перегрузка – это реальность.

На современном этапе развития общества происходит очередной взлет научно-технического прогресса. Реализация лазерных, сверхточных, сверхчистых и других «сверхтехнологий» возможна только в сочетании с новыми информационными технологиями.