ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Проект «Стимулирование продуктивных инноваций» (далее - Проект) – проект, реализуемый в рамках Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Международным банком реконструкции и развития №8463-KZ от 9 июня 2015 года, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 2 февраля 2016 года «О ратификации соглашения о займе (Проекта стимулирования продуктивных инноваций) между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития» (далее - Соглашение о займе). Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее - МЦРИАП РК) – Исполнительное агентство по Проекту. Международный совет по науке и коммерциализации (далее – МСНК) - независимый консультативный орган при Исполнительном агентстве в соответствии с Соглашением о займе между Республикой Казахстан и Международным Банком реконструкции и развития №8463-KZ от 9 июня 2015 года, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 2 февраля 2016 года «О ратификации соглашения о займе (Проекта стимулирования продуктивных инноваций) между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития». МСНК обеспечивает руководство по всем научным вопросам Проекта, включая руководство связанных с процессом отбора получателей по грантам для младших научных сотрудников/гранты для старших научных сотрудников (ГСНС и ГМНС), и грантов на подготовку и исследования PhD, а также мониторинг их прогресса в науке и коммерциализации, в соответствии с требованиями, критериями, организационным устройством и рабочими процедурами, изложенных в Руководство по реализации Проекта (РРП) и Рамочный план природоохранных мероприятий (РППМ). МСНК также будет консультировать Исполнительное агентство по отбору подпроектов Консорциумов производственного сектора (КПС) и Консорциумов по инклюзивным инновациям (КИИ). Грантовая программа по Консорциумам производственного сектора (далее - Программа КПС) – программа, управляемая скоординированным образом для достижения цели подкомпонента 2.1 Компонента 2 Инновационных консорциумов через предоставление грантов. Подпроект – комплекс мероприятий, предпринятых для создания уникального продукта, услуги или результата в рамках программы КПС, финансируемых грантом программы КПС. Соглашение о гранте – соглашение между Исполнительным агентством и получателем гранта КПС I. Грант – условное и безвозмездное финансирование, предоставляемое для реализации подпроекта КПС I. Грантополучатель – юридическое лицо, успешно прошедшее конкурсный отбор на гранты и подписавшее Соглашение о гранте. Заявитель – юридическое лицо, подающее заявку на финансирование по Программе КПС I. Заявка – предложение, поданное заявителем на конкурс грантового финансирования. Консорциум – временный добровольный равноправный союз (объединение) на основе договора о совместной хозяйственной деятельности, в котором юридические лица объединяют те или иные ресурсы и координируют усилия для решения конкретных задач.1Научно-образовательный консорциум - временное добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной хозяйственной и научной деятельности, в 1 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года №268-XIII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2020 г.), Статья 233. Консорциум. 4 котором научные организации, высшие учебные
заведения и другие юридические лица, в том числе занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для проведения фундаментальных, прикладных научных исследований, разработки технологических инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов.2 Научная организация – юридическое лицо, имеющее аккредитацию как субъект научной и/или научно-технической деятельности, основным видом деятельности которого является осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе реализация права на объекты интеллектуальной собственности, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), включая АОО «Назарбаев университет» со всеми дочерними научными организациями Руководитель подпроекта – физическое лицо, которое отвечает за научнотехническую реализацию подпроекта КПС I. Инновация – новый или усовершенствованный результат инновационной деятельности в виде продукта (товара, работы или услуги), ставшего доступным потенциальным пользователям, или процесса, введенного в эксплуатацию, обеспечивающего конкурентоспособность и сравнительное преимущество в отличие от предыдущих продуктов или процессов. 3 Коммерциализация – деятельность, связанная с практическим применением результатов научной и (или) научно-технической деятельности, включая результаты интеллектуальной деятельности, с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленная на извлечение дохода.4 Аффилированные лица потенциальных грантополучателей - юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые друг другом (одним из лиц) решения, в том числе в силу заключенной сделки. Потенциальный грантополучатель и аффилированные лица потенциального грантополучателя не имеют права быть поставщиками товаров, работ и услуг в рамках одного Подпроекта грантовой программы КПС I 5 . Аффилированные лица потенциальных участников Центра - юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые друг другом (одним из лиц) решения, в том числе в силу заключенной сделки. Участники центра/консорциума не должны быть аффилированы между собой. Потенциальные участники центра/консорциума и аффилированные лица потенциальных участников центра/консорциума не имеют права быть поставщиками товаров, работ и услуг в рамках одного подпроекта грантовой программы КПС. 2 Закон Республики Казахстан "О науке" от 18 февраля 2011 года № 407-IV, Статья 1. Основные определения, 5) Научно-образовательный консорциум. 3 Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V, пункт 1 статьи 241- 1. 4 Закон Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» от 31 октября 2015 года № 381-V (с изменениями от 04.07.2018 г.), пункт 3 статьи 1. 5 В качестве исключения, в том случае, если товары, работы и/или услуги аффелированных лиц потенциальных грантополучателей или потенциальных участников Центра/Консорциума являются уникальными и исключительными по своему характеру, в том числе ввиду отсутствия приемлемой альтернативной организации в конкурентной среде, и их участие является необходимым для успешной реализации подпроекта, Исполнительное агенство, по согласованию с МСНК, может в индивидуальном порядке рассматривать их в качестве поставщиков товаров, работ и/или услуг. 5 Консорциальное соглашение – это соглашение, заключенное между двумя или несколькими юридическими лицами, членами консорциума, для регулирования

совместной научной и коммерческой деятельностью, взаимоотношениями между членами, осуществления взаимного проекта, а также прав и обязанностей между членами консорциума. Производственное предприятие (далее-Предприятия) - юридическое лицо, основой которого является профессионально организованный трудовой коллектив, способный производить продукцию (товары, работы, услуги) соответствующей цели, профиля и ассортимента, используя имеющиеся в распоряжении средства производства. Деятельность и мероприятия соответствуют теме реализуемого подпроекта. Скрининг воздействий намечаемой деятельности - процесс выявления потенциальных существенных воздействий на окружающую среду при реализации намечаемой деятельности, осуществляемый в целях определения необходимости или отсутствия необходимости проведения оценки воздействия на окружающую среду на основании установленных Экологическим кодексом критериев. Заключение о результатах скрининга воздействий намечаемой деятельности -документ, выданный Министерством экологии и природных ресурсов Республики Казахстан или местным органами государственного управления, содержащий выводы о необходимости или отсутствии необходимости проведения обязательной оценки воздействия на окружающую среду и их мотивированное обоснование. Государственная экологическая экспертиза – мероприятие, которое организуется и проводится местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, в соответствии с Экологическим Кодексом РК и правилами проведения государственной экологической экспертизы, в отношении: 1) проектной документации по строительству и (или) эксплуатации объектов II категории в рамках процедуры выдачи экологических разрешений на воздействие; 2) проектной документации по строительству и (или) эксплуатации объектов III категории при подготовке декларации о воздействии на окружающую среду; 3) иных объектов государственной экологической экспертизы, предусмотренных законами Республики Казахстан, государственная экологическая экспертиза которых не входит в компетенцию уполномоченного органа в области охраны окружающей среды. Положительное заключение государственной экологической экспертизы содержит выводы о: 1) соответствии документации, представленной на государственную экологическую экспертизу, требованиям экологического законодательства Республики Казахстан; 2) допустимости принятия решения о реализации документации, представленной на государственную экологическую экспертизу. 6 Раздел 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Программа КПС I направлена на стимулирование сотрудничества между НИИ, университетами, а также лабораториями научного и инженерного профиля в Казахстане и предприятиями для целей улучшения производственных секторов в экономике через предоставление грантов на создание центров компетенции. 2. Консорциум производственного сектора I: Центры компетенции (далее - Центр), обеспечивающий сотрудничество между наукой и промышленностью путем разработок новых технологий, прикладных научных исследований и коммерциализацию НИОКР посредством продажи и/или лицензирования технологий, контрактных исследований и иных форм коммерциализации. Центр создается на базе действующей научной организации или отраслевого центра компетенции, которая(ый) выступит грантополучателем. Производственные предприятия (далее - Предприятия) не имеют права получать средства гранта. При этом предприятия получают выгоду от проектов НИОКР Центра, имеют право претендовать6 на технологии, созданные центром, использовать инфраструктуру центра и другие результаты деятельности центра на условиях, предусмотренных в консорциальном соглашении. 3. Основная цель грантовой программы –
создание центров компетенций, направленных на решение системных отраслевых задач промышленности путем разработки новых технологий (НИОКР) , моделирования и усовершенствования производственных процессов в лабораторных масштабах («модельная фабрика»), а также анализа и разработки рекомендаций по развитию отрасли. 4. Подпроекты должны быть: - ориентированы на рынок и являться научно конкурентоспособной в международном масштабе; - актуальны для нынешнего или будущего научного, экономического и промышленного развития Казахстана, а также отвечать требованиям национальной безоасности. 5. Приоритетные направления • Информационно-коммуникационные технологии, включая элементы Индустрии 4.0. • Новые материалы, аддитивные технологии, нанотехнологии. • Биотехнологии, новые технологии в медицине и здравоохранении. • Новые технологии в обрабатывающей промышленности. • Космические технологии. • Экологически чистые технологии, энергоэффективность, энергосбережение и альтернативная энергетика. • Электронная промышленность. • Робототехника. Раздел 3. КОНСОРЦИУМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА I 6. Консорциум является объединением юридических лиц, сформированный между научными организациями и предприятиями, для разработки и коммерциализации перспективных технологий, направленных на решение системных отраслевых задач промышленности. 7. Отношения между участниками Консорциума регламентируются 6 Условия передачи технологии от центра к предприятиям должны быть четко указаны в Консорциальном соглашении. Передача технологии от центров к предприятиям может иметь следующие формы: лицензионное соглашение (эксклюзивное или неэксклюзивное, с единовременной выплатой/роялти, или смешанное), приобретение технологий, контрактные исследования или другие способы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и/или международным законом. 7 Соглашением о консорциуме. 8. Состав консорциума: Вариант 1 − Состоит из: 1. одной (1) или более научной организации, явлющиейся резидентом Казахстана. 2. одного (1) или более международного передового центра.7 3. одного (1) или более производственного предприятия не аффилированного с другими производственными предприятиями, входящие в состав консорциума, которые являются резидентами Республики Казахстан. При этом, одно из предприятий должно иметь средний годовой доход не менее чем 300 миллионов тенге за последние 3 года. 4. одного (1) или более зарубежного производственного предприятия. Предприятие должно быть на рынке не менее трех (3) лет. Вариант 2 −Состоит из: 1. одного (1) или более Отраслевого центра компетенций, созданного приказом отраслевого министерства, 2. одной (1) или более научной организации, явлющиейся резидентом Казахстана. 3. одного (1) или более международного передового центра. 4. одного (1) или более производственного предприятия не аффилированного с другими производственными предприятиями, входящие в состав консорциума, которые являются резидентами Республики Казахстан. При этом, одно из предприятий должно иметь средний годовой доход не менее чем 300 миллионов тенге за последние 3 года. 5. одного (1) или более зарубежного производственного предприятия. Предприятие должно быть на рынке не менее трех (3) лет 9. В состав консорциума могут быть привлечены стартап-компании8 в качестве его участников. 10. Консорциальное соглашение делается в свободной форме. Консорциальное соглашение как минимум должно включать следующее: − указание ведущей организации/ грантополучателя и назначение ответственного лица, которое будет руководителем подпроекта. − указание списка участников консорциума. − объем и сроки внесения средств софинансирования, а также описание материального вклада. − права и обязанности участников консорциального соглашения. − ответственность участников консорциального соглашения. − права на интеллектуальную собственность (ИС) и патентная политика. 7 Передовыми центрами считаются: для ВУЗов не ниже 300 места включительно рейтинга QS World University Rankings by Subject по отраслям - https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings?qs_qp=topnav ; для научных организаций не ниже 2000 рейтинга SCIMAGO Innovation Ranking https://www.scimagoir.com/rankings.php?ranking=Innovation 8 стартап-компания - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, относящиеся к субъектам малого или среднего предпринимательства и соответствующие одному из представленных требований: созданные с участием организаций высшего и (или) послевузовского образования, научных организаций, деятельность которых направлена на коммерциализацию результатов научной и (или) научнотехнической деятельности; разрабатывающие инновации. (Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 381-V «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности») 8 −
права на собственность иную, чем ИС (т.е. право собственности на материальные активы, полученные из средств гранта). − положения относительно дохода иного, чем средства гранта, полученного благодаря деятельности консорциума. − решение споров и конфликтов. − передача прав и обязанностей, в случае ликвидации грантополучателя. Определение консорциальным соглашением одного из участников консорциума правопреемником грантополучателя.