Файл: Дидактические игры, направленные на формирование основ безопасного поведения детей в природе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»





  1. Дидактические игры, направленные на формирование основ безопасного поведения детей в природе 


Дидактическая игра «Природа и человек»

Цель игры: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

Ход игры: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.
Дидактическая игра «Буду осторожен в природе»

Цель игры: закреплять представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе.

Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том, что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.
Дидактическая игра «Лесник»

Цель игры: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).


Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

  1. Дидактические игры, направленные на формирование основ безопасного поведения детей в быту


Дидактическая игра "Опасно - не опасно".

Цель игры:

1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации;

3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;

4. Развивать охранительное самосознание.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи;

Игровая задача:

Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.

Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.

Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.

Правильно разложить дидактические картинки.

Правила игры:

дети не должны мешать друг другу слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей.

Демонстрационный материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек с зеленым и красным цветом.

Ход игры:

1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и зеленую, если ее нет.

2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; зеленую - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под зеленую - с изображением неопасных ситуаций.



Ребята объясняют свой выбор (помощь воспитателя, если дети затрудняются с ответом).
"Четвёртый лишний "

Цель: учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила: найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие:Поиск опасного предмета.

Ход игры.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6.  Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.
"Телефон"

Цель: закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

Ход игры.

Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.

  1. Дидактические игры, направленные на формирование основ безопасного поведения детей на улице


«Найди такой же знак»
Цель:

Закреплять у детей знание дорожных знаков.

Предварительная работа:

Знакомство с дорожными знаками.

Материал:

2 комплекта дорожных знаков.

Ход игры:

1 вариант: воспитатель предлагает ребенку выбрать знак назвать, что он обозначает и найти другой такой же.

2 вариант: на доске развешаны дорожные знаки, воспитатель предлагает отгадать загадку и найти на доске отгадку.

3 вариант: ребёнок показывает знак, просит найти такой же и рассказать, что он обозначает.
«Одинаковые, но разные»
Цель:

уточнить представления о знаках, обозначающих переход через дорогу,

закрепить знание отличия разрешающих и запрещающих знаков.

Предварительная работа:

Знакомства с дорожными знаками.

Материал:

Дорожные знаки

Ход игры:

Воспитатель напоминает о том, какие дорожные знаки существуют, предлагает найти по описанию знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие и отдаёт знак отгадавшему ребенку. Затем предлагает детям собрать знаки в группы.

«Последовательные картинки»
Цель:

Расширять знания детей о правилах поведения на дороге, о светофоре, о разметках на дороге.

Закреплять умения детей составлять связный, последовательный рассказ.

Предварительная работа:

Беседа о правильном поведении на дороге.

Материал:

3 вида картинок.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку 3 картинки. Ребёнок определяет последовательность картинок и рассказывает по ним.

  1. Дидактические игры, направленные на формирование основ безопасного поведения детей с незнакомыми людьми (3-5 игр)


Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Жили – были семь ребят Белых маленьких .(козлят)

Как коза запел тот зверь: «Отоприте, детки…(дверь).«Ваша матушка пришла, молочка вам (принесла)»

Мама их любила, Молочком…(поила)

Мы ответим без подсказки, Кто сумел спасти ребят. Это знаем мы из сказки……( «Волк и семеро козлят»)

Тут зубами щелк да щелк, Появился серый…( волк).

Шкуру белую надел, Нежным голосом….(запел)
«ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»

Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...».

Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель:

Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал: Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.


Ход занятия:

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.