Файл: Методические указания для проведения лабораторных занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выполнение опыта
Внесите в пробирку по 0,5 мл раствора сульфата меди (II) и 2М раствора гидроксида натрия. Отметьте цвет выпавшего осадка гидроксида меди (II). Осторожно нагрейте пробирку с полученным осадком. Как изменяется цвет осадка?
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения реакций образования гидроксида меди (II) и его разложения с образованием оксида меди.
Опыт 3. Взаимодействие оксида меди (II) с кислотами
В две пробирки внесите немного порошка оксида меди (II) и прибавьте по 0,5 мл кислот: в одну пробирку − соляной, в другую − серной. Наблюдайте в обоих случаях появление окраски раствора.
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения проведенных реакций. В выводе укажите, какие ионы вызывают окрашивание раствора?
Опыт 4. Получение комплексного аммиаката меди (II)
Выполнение опыта
В пробирку внесите 1 мл раствора сульфата меди и прибавьте столько же 2 М раствора гидроксида аммония. Наблюдайте образование осадка основной соли (СuOH)2SO4. Продолжайте прибавление гидроксида аммония по каплям до полного растворения основной соли. Отметьте окраску исходного раствора сульфата меди и получившегося комплексного аммиаката меди (II).
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения реакций:
а) взаимодействия сульфата меди (II) с раствором гидроксида аммония, приводящего к образованиюосновной соли (СuOH)2SO4;
б) растворения основной соли (СuOH)2SO4 в избытке гидроксида аммония с одновременным образованием комплексного аммиаката меди (II) −[Cu(NH3)4]SO4 и комплексного основания меди (II) − [Cu(NH3)4](OH)2;
в) диссоциации полученных комплексных соединений меди.
В выводе ответьте на вопросы: Какие ионы обусловливают окраску раствора исходного раствора сульфата меди и комплексного аммиаката меди (II)? Какое основание сильнее: гидроксид меди (II) или комплексное основание меди (II) − гидроксид тетраамминмеди (II)?
Опыт 5. Получение малорастворимых солей меди(II)
Выполнение опыта
В три пробирки внесите по 3–4 капли раствора сульфата меди (II).
В первую пробирку прилейте такой же объем гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6
], во вторую тиоцианата (роданида) калия или аммония, в третью – сульфида натрия. Отметьте окраску образующихся осадков.
Требования к оформлению результатов опыта:
Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
Опыт 6. Получение оксида серебра (I)
Выполнение опыта
В пробирку с 3–4 каплями нитрата серебра (I) прилейте столько же раствора гидроксида натрия. Отметьте цвет выпавшего осадка оксида серебра (I).
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения образования гидроксида серебра и его мгновенного разложения, объясните причину неустойчивости гидроксида, учитывая сильное поляризующее действие катиона Аg+.
Опыт 7. Получение малорастворимых галогенидов серебра (I)
Выполнение опыта
В три пробирки внесите по 2–3 капли раствора нитрата серебра и добавьте по 2–3 капли растворов хлорида натрия, бромида натрия и йодида калия. Отметьте цвет выпавших осадков и сохраните их для следующего опыта.
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Какой галогенид-ион является наиболее чувствительным реагентом на катион серебра, если произведения растворимости галогенидов серебра равны:
ПР(AgCl) = 1,78·10–10, ПР(AgBr) = 7,7·10–13, ПР(AgI) = 8,3·10–17
Опыт 8. Окислительные свойства катиона Ag+
В пробирку внести 1–2 капли раствора АgNO3, 3–5 капель 3%-го раствора пероксида водорода и 1–2 капли раствора щелочи. Наблюдать образование мелкодисперсного металлического серебра.
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнение реакции, уравняйте её методом электронного баланса.
Литература:
1. Харина, Г. В. Химические свойства конструкционных металлов и сплавов [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. В. Харина, С. В. Анахов ; [рец.: Е. В. Русинова, А. С. Борухович] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 28000 Кб). - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2019. - 168 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 167 (15 назв.).
2. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия: учебник / Ахметов Н. С. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 744 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/107904.
3. Тер-Акопян, М.Н. Химия металлов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М.Н. Тер-Акопян, Ю.В. Соколова, О.А. Брагазина. — Электрон. дан. — Москва : МИСИС, 2015. — 148 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69743. — Загл. с экрана.
Лабораторная работа №10 «Свойства металлов IIB группы и их соединений»
Цель лабораторной работы: изучить основные химические свойства цинка, кадмия и ртути и их соединений
Задачи лабораторной работы: выполнить опыты, записать уравнения реакций, сформулировать выводы.
Оснащение занятия: раздаточный материал, реактивы, гранулы цинка, штативы с пробирками.
Продолжительность: __2_ академических часа.
Опыт 1. Исследование химических свойств металлов
1.1. Изучение химической активности металлов
Выполнение опыта
В две пробирки внести по 5–7 капель растворов сульфата кадмия и нитрата ртути (II). В каждую пробирку опустить гранулу цинка. Наблюдать выделение металлов на поверхности цинка.
Требования к оформлению результатов опыта:
Приведите уравнения реакций, сравните восстановительные свойства цинка, кадмия и ртути, пользуясь значениями стандартных электродных потенциалов.
1.2. Взаимодействие цинка с кислотами
Выполнение опыта
В четыре пробирки поместите по одной грануле цинка и добавьте по 8–10 капель кислот: соляной, разбавленной серной, концентрированной серной (пробирку подогреть), разбавленной азотной. Выделение каких газов наблюдается?
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения реакций, уравняйте их методом электронного баоанса.
1.3. Взаимодействие цинка со щелочами
Выполнение опыта
В пробирку с раствором гидроксида натрия погрузите гранулу цинка, наблюдайте выделение газообразного вещества.
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнение реакции, учитывая, что в ней участвует вода и образуется гидроксокомплексное соединение.
Опыт 2. Гидроксиды металлов
2.1. Получение и свойства гидроксидов цинка и кадмия
Выполнение опыта
В две пробирки поместите по 5 капель растворов солей цинка и кадмия. В каждую добавьте по 2 капли раствора щелочи. Полученные осадки разделите на три части и исследуйте взаимодействие гидроксидов с растворами соляной кислоты, щелочи и аммиака.
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения реакций в ионном и молекулярном виде, принимая во внимание, что в комплексных соединениях координационное число цинка равно 4, а кадмия – 6. Сделайте вывод о кислотно-основных свойствах гидроксидов цинка и кадмия.
2.2. Взаимодействие солей ртути со щелочью.
Выполнение опыта
В одну пробирку внесите 5 капель раствора нитрата ртути (II), в другую – столько же нитрата ртути (I), добавить по 3 капли раствора NaOH. Отметить цвет выпавших осадков.
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения реакций, имея в виду, что в первой пробирке образуется оксид ртути (II), а во второй – смесь металлической ртути и оксида ртути (II), получившихся в результате диспропорционирования оксида ртути (I). Сделайте вывод об устойчивости гидроксида ртути (II) и гидроксида ртути (I).
Опыт 3. Получение малорастворимых солей цинка, кадмия, ртути
3.1. Получение сульфидов цинка, кадмия, ртути.
Выполнение опыта
В три пробирки с растворами солей цинка, кадмия и ртути (3–4 капли) добавьте 1–2 капли свежеприготовленного раствора сульфида аммония. Отметьте цвет образовавшихся осадков. В каждую пробирку добавить 2–3 капли соляной кислоты. В какой пробирке наблюдается растворение осадка?
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме. Объясните различную растворимость сульфидов в соляной кислоте, используя значения произведения растворимости:
ПР(ZnS) = 1,6·10-24; ПР(CdS) = 1,1·10-29; ПР(HgS) = 3,0·10-53. Какие сульфиды металлов подгруппы цинка можно получить по реакции:
Me2+ + H2S = MeS↓+ 2H+
3.2. Получение хлоридов ртути.
Выполнение опыта
Действием раствора хлорида натрия на растворы солей Hg(NO3)2 и Hg2(NO3)2 получите хлорид ртути (I) и хлорид ртути (II). Какой из хлоридов выпадает в осадок?
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения реакций, сравните растворимость сулемы HgCl2 и каломели Hg2Cl2. Где применяются эти соединения?
Опыт 4. Комплексные соединения цинка, кадмия, ртути
4.1. Получение амминокомплексных соединений.
Выполнение опыта
В три пробирки поместите по 3 капли растворов солей цинка, кадмия и ртути. Добавьте 2 капли раствора аммиака. Наблюдайте выпадение осадков. В каждую пробирку по каплям прибавьте избыток раствора аммиака. В какой пробирке осадок не растворился?
Требования к оформлению результатов опыта:
Уравнениями реакций покажите образование гидроксидов цинка
, кадмия и ртути и растворения первых двух в избытке аммиака.
4.2. Получение тетрайодогидраргирата (II) калия.
Выполнение опыта
В пробирку с 3 каплями нитрата ртути (II) внесите 2 капли раствора йодида калия. Отметьте цвет выпавшего осадка. Прибавьте избыток йодида калия. Что наблюдается?
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения реакций получения йодида ртути (II) и комплексного соединения в молекулярной и ионной форме. Напишите схемы диссоциации и выражения константы диссоциации и константы нестойкости тетрайодогидраргирата (II) калия.
Опыт 5. Диспропорционирование соединений ртути (I)
Выполнение опыта
В три пробирки внесите по 3 капли раствора нитрата ртути (I). В первую добавьте 2 капли раствора щелочи, во вторую – столько же раствора йодида калия, в третью – сульфида аммония. Отметьте цвет выпавших осадков.
Требования к оформлению результатов опыта:
Напишите уравнения реакций, учитывая, что в растворе катионы Hg+ не устойчивы и диспропорционируют по схеме:
Hg+ = Hg↓ + Hg2+.
Сравните устойчивость соединений ртути (II) и ртути (I). Приведите примеры устойчивых соединений ртути (I).
Литература:
1. Харина, Г. В. Химические свойства конструкционных металлов и сплавов [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. В. Харина, С. В. Анахов ; [рец.: Е. В. Русинова, А. С. Борухович] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 28000 Кб). - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2019. - 168 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 167 (15 назв.).
2. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия: учебник / Ахметов Н. С. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 744 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/107904.
3. Тер-Акопян, М.Н. Химия металлов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М.Н. Тер-Акопян, Ю.В. Соколова, О.А. Брагазина. — Электрон. дан. — Москва : МИСИС, 2015. — 148 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69743. — Загл. с экрана.
Лабораторная работа №11 «Свойства соединений хрома»
Цель лабораторной работы: получить соединения хрома исследовать их свойства.
Задачи лабораторной работы: выполнить опыты, записать уравнения реакций, сформулировать выводы.
Оснащение занятия: раздаточный материал, реактивы, штативы с пробирками.
Продолжительность: __2_ академических часа.
Опыт 1. Получение и свойства оксида хрома (III)
Выполнение опыта
Опыт проводить под тягой! На асбестовую сетку поместите небольшое количество растертого в порошок дихромата аммония. Раскалите железную проволоку и погрузите ее в дихромат. Наблюдается бурное разложение соли. Какой цвет имеет образовавшийся оксид хрома (III)? В две пробирки поместите немного полученного оксида хрома. В одну из них добавьте раствор серной кислоты