Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кузбасский музыкальный колледж»
РЕФЕРАТ
«Фортепианное творчество Фредерика Шопена»
Выполнил:
Студент II курса
ФО
Бедарев Т.В.
Проверил:
Алексеев В.В.
Кемерово, 2021
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….2-3
Глава 1. Краткая биография 4
Глава 2. Фортепианное творчество…………………………………………………………………………………………………5-11
Глава 3. След Шопена в музыке эпохи романтизма. Последователи 12
Глава 4. Выдающиеся исполнители произведений Шопена …………………………………………………………13
Заключение ..............................................................................................................................................14
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………………………15
Введение.
Фредерик Шопен относится к числу композиторов, сыгравших основополагающую роль в национальной музыкальной культуре. Подобно Глинке в России, Листу в Венгрии, он стал первым польским музыкальным классиком. Но Шопен – это не только национальная гордость поляков. Не будет преувеличением назвать его одним из самых любимых слушателями всего мира композиторов.
Шопену пришлось жить и творить в трудную для польского народа эпоху. Вся I половина XIX века прошла здесь под знаменем национально-освободительной борьбы. Шопен был далек от политики и не принимал непосредственного участия в революционном движении. Но он был патриотом, и всю жизнь мечтал об освобождении своей Родины. Благодаря этому всё творчество Шопена оказалось тесно связано с самыми передовыми устремлениями эпохи
Тема родины – главная творческая тема Шопена, которая определила основное идейное содержание его музыки. В шопеновских сочинениях бесконечно варьируются отзвуки народных польских песен и танцев, образы национальной литературы (например, навеянные поэмами Адама Мицкевича – в балладах) и истории.
При том, что Шопен мог питать свое творчество лишь отзвуками Польши, тем, что сохранила его память, музыка его прежде всего польская. Национальная характерность – это самая замечательная черта шопеновского стиля, и именно она в первую очередь определяет его неповторимость. Интересно, что собственную индивидуальную манеру Шопен нашел очень рано и не изменял ей никогда. Хотя его творчество прошло ряд этапов, между ранними и поздними сочинениями нет столь резкого отличия, которое характеризует, к примеру, стиль раннего и позднего Бетховена.
В своей музыке Шопен всегда очень прочно опирается на польский фольклор, но стоит отметить, что прямое цитирование народных тем вовсе не характерно для Шопена, как и связанная с фольклором бытовая простота. Фольклорные элементы удивительным образом сочетаются с неподражаемым аристократизмом. Композитор как бы возвышает народную музыку над бытом, поэтизирует ее
Еще одна важнейшая черта шопеновского стиля – исключительное мелодическое богатство. Как мелодист он не знает себе равных во всей эпохе романтизма. Шопеновская мелодия никогда не бывает надуманной, искусственной и обладает удивительным свойством сохранять одинаковую выразительность на всем своем протяжении. «Я отдал бы 4 года жизни за то, чтобы написать этюд № 3» - говорил его близкий друг Ференц Лист
Антон Рубинштейн назвал Шопена «бардом, рапсодом, духом, душой фортепиано». Действительно, все самое неповторимое в шопеновской музыке – ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии – связано с фортепиано.
Не стоит забывать и тот факт, что Шопен был исключительно фортепианным композитором, он не оставил после себя ни одной увертюры, симфонии или оперы. И это ещё больше подчёркивает его композиторскую гениальность. Ведь надо обладать невероятной одарённостью, чтобы создать так много нового и революционного в музыке, обращаясь лишь к одному инструменту – фортепиано
Глава 1.
Краткая биография.
-
Родился 22 февраля 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. -
Уже в 7 лет начались выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза. Первым учителем музыки для Шопена стал чешский музыкант В. Живный. А затем, поступив в Высшую музыкальную школу в Варшаве, он занимался у известного композитора, позднее — директора Варшавской консерватории Ю. Эльснера. -
В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в концертах, исполняя и свои собственные сочинения. -
В 1828 г. композитор совершил первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный успех. С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста, но и как композитора.
Им написаны 2 фортепианных концерта, 3 сонаты, 4 баллады, 21 ноктюрн, 27 этюдов, 25 прелюдий, 17 вальсов. Кроме того, Шопену принадлежат 19 песен, соната для виолончели и фортепиано и многие другие произведения
.
-
В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву, недолго прожил в Вене, после чего переехал в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор Г. Берлиоз. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей,
известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.
-
В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию, длившееся почти год, а 1838— 1839 гг. провёл на испанском острове Мальорка. -
Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти. -
Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. -
В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста
После краткого ознакомления с биографией, предлагаю перейти к разбору творчества композитора
Глава 2.
Фортепианное творчество.
Для более углублённого ознакомления с фортепианным творчеством композитора, предлагаю более подробно разобрать его произведения в рамках определённых жанров, в которых работал Шопен
Мазурки.
К мазурке Шопен обращался чаще, чем к любому другому жанру. Мазурка была
постоянной спутницей его жизни, «зеркалом души», «венцом» всего шопеновского
творчества. «Мазурки Шопена - это пушки, прикрытые цветами» - писал Р. Шуман в одной из своих статей
Об огромном значении мазурки в музыке Шопена говорит и то, что ее стилистические признаки часто проникают в другие жанры композитора, например, в полонез fis-moll, прелюдию A-dur. вариации, концерт. И всюду их появление безошибочно указывает на национальное начало, будучи своеобразным символом Польши
В мазурках особенно наглядно проявилась прочная опора композитора на национальные народные истоки. Больше, чем где бы то ни было, он приближается здесь к фольклорным образцам – при том, что прямое цитирование народных тем для него вовсе не характерно
В целом, по сравнению с другими шопеновскими жанрами, фактура его мазурок гораздо проще, в ней нет концертного блеска, виртуозности. Однако исполнение мазурок требует от пианиста большой исполнительской культуры и развитого вкуса, поскольку их музыка полна особой духовной утонченности, артистизма, изящества. Шопен возвышает жанр народного происхождения над бытом, поэтизирует его
В мазурках Шопена можно выделить несколько характерных типов, исходя из особенностей содержания. Есть мазурки жанрово-бытовые, рисующие картины деревенского праздника. Сам композитор называл их obrazki – «картинки». Своим задорным характером они напоминают крестьянские танцы. Для них характерны простые мажорные тональности – G-dur, F-dur и особенно C-dur. Гармония также отличается подчеркнутой простотой, обилием
органных пунктов. Именно в таких пьесах композитор особенно часто обыгрывает приемы народного музицирования.
Другая разновидность – мазурки бальные, дворянские (её исполняли в контуше – национальной польской мужской одежде) более темпераментные, более «аристократические», элегантные, изысканные. Ярким примером может служить мазурка №5 B-dur, с ее «взлетающей» вверх мелодией и широкими бойкими скачками
Особенно многочисленна группа лирических и лирико-драматических мазурок, где танцевальная
основа сохраняется лишь как повод для чисто лирического высказывания. Такие по-вокальному льющиеся мазурки могут быть лишены пунктирного ритма и вообще ритмической остроты – важнейшего признака всего жанра. Большинство подобных мазурок относится к позднему творчеству Шопена. Лирические мазурки часто окрашены чувством грусти, ностальгии. Диапазон образов в них простирается от минорных элегий до трагических монологов–размышлений
Полонезы.
Для Шопена, поляка и патриота, возрождавшего в своих полонезах великолепные картины былого величия своей родины, эта идеализация прошлого имела иной характер. Она была выражением патриотизма композитора. Полонез олицетворял для Шопена национально-эпическую героику. В его полонезах ясно прослеживаются три идейных мотива: чувство гордости за былое величие Польши, скорбь по поводу его утраты, вера в грядущее возрождение.
Ф. Лист в своих воспоминаниях писал: «Энергические ритмы полонезов Шопеназаставляют трепетать и электризуют самых бесчувственных и безучастных.Здесь собраны наиболее благородные, исконные чувства древней Польши. Большаячасть полонезов носит воинственный характер, в них храбрость и доблестьсочетаются с простотой – отличительная черта достоинств этой воинственнойнации. Они дышат спокойной, сознательной силой, чувством твердой решимости,которая, как говорят, была достоянием знатных людей польской старины.»
Любой из полонезов, созданных в зрелый период творчества, уникален, приковывает внимание емкостью музыкальных образов, монументальностью и размахом, а также оркестральным характером звучности, как, например, полонез A-dur
Вальсы.
XIX век прошел под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества; он проник в другие жанры профессиональной музыки - оперу, балет, симфонию, сюиту, его музыка приобрела самостоятельное концертное значение. Вальс оказал существенное влияние на развитие европейской музыки XIX и XX веков
В своём творчестве Шопен переосмысливает жанр вальса и превращает его в сольную концертную пьесу, отличающуюся своей выразительностью и изящностью. В вальсах он очень широко использует богатые и разнообразные приёмы пианизма
17 вальсов Шопена разнохарактерны и различны по содержанию и средствам выражения
Можно выделить два вида вальсов: одни вальсы блестящие, концертные, быстрые и мажорные («Большой блестящий вальс» Es-dur ор. 18, As-dur, ор. 42), другие – сумрачные, мечтательные, часто медленные и минорные (a-moll, ор. 34, f-moll, ор. 70). Подобно мазуркам большинство вальсов состоит из нескольких эпизодов различного характера, часто в разных темпах. Помимо этого, излюбленный прием композитора – rubato – делает эти пьесы виртуозно-концертными
Ноктюрны.
Шопен создал 20 ноктюрнов. Его подход к этому жанру в принципе не менялся на протяжении всего творческого пути; но, будучи концентрированным выражением шопеновской лирики, ноктюрн яснее других жанров отразил эволюцию стиля композитора
С самого начала Шопен ощутил ноктюрн как некое единство с ярко выраженным жанровым стилем – характерными чертами мелодии, фактуры, гармони, формы. В отличие от «Песен без слов» Мендельсона, в мелодиях шопеновских ноктюрнов нет непосредственных связей с бытовой лирикой. Они удалены от повседневности, возносятся над бытом
Почти все ноктюрны изложены в контрастных 3х частных формах, где типично наличие двух контрастных образов. В этом проявляется бОльшая усложненность содержания, что в свою очередь ведет к обогащению формы, а острота контрастов — к драматизации самого жанра. Примеры такого типа композиции — ноктюрн ор. 15 F-dur
Таким образом, Шопен в ноктюрнах с разных сторон подходит к грани, отделяющей миниатюру от крупной формы, но не переходит ее. И только один раз. в ноктюрне №13 c-moll - миниатюра становится настоящей поэмой со сквозным развитием, острейшим контрастом образов и трагической развязкой
Прелюдии.
В своём творчестве Шопен полностью переосмыслил жанр прелюдии – теперь это стало самостоятельным и независимым жанром. Искусство миниатюры, то есть умение кратко сказать нечто большое и важное, получило совершеннейшее выражение именно в прелюдиях польского композитора