Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цикл из 24 прелюдий Шопена стал настоящей «энциклопедией романтизма», вобравшей все типичные для этого направления образы, жанры и интонации. Большая часть пьес была написана Шопеном в Париже с 1836 по 1839 годы – это кульминационный период творчества композитора. Вместе с тем, именно в это время композитор с горечью окончательно осознал невозможность своего возвращения на Родину.
В отличие от ХТК Баха, Шопен расположил свои прелюдии по квинтовому кругу с чередованием параллельных тональностей. В каждой пьесе раскрывается только один образ, одно эмоциональное состояние (исключения – прелюдия cis-moll и Des-dur, построенные на контрастных образах)
Этюды.
Как и в случае с прелюдиями, Шопен полностью переосмыслил и жанр этюда. Теперь вместо пьесы тренировочного характера, этюд превратился в концертную художественную пьесу, имеющую собственный образ
Шопеном написано 27 этюдов. Из них 24 сгруппированы в две тетради по 12 пьес (ор.10 и ор.25), и 3 этюда опубликованы отдельно без обозначения опуса.
«Двенадцать больших этюдов» ор.10, созданный в 1831-32 годах, содержат посвящение: «моему другу Ференцу Листу». В Листе Шопен видел замечательного истолкователя своих произведений. Вторая тетрадь, датированная 1836 годом, посвящена Мари д'Агу.
Почти все шопеновские этюды подчеркнуто «техничны», их исполнение требует от пианиста подлинной виртуозности, не случайно они и сегодня остаются хорошей проверкой на прочность пианистического мастерства. В каждом из этюдов поставлена конкретная педагогическая задача. Например: в «хроматическом» этюде №2 a-moll – укрепление наиболее слабых четвертого и пятого пальцев правой руки, в этюде №5 Ges-dur – игра на черных клавишах
Но специфика шопеновских этюдов не в виртуозных сложностях, а как раз в обратном – в их абсолютном подчинении творческим задачам. Виртуозная техника здесь выступает не как цель, а как средствораскрытия художественного образа. Каждый пассаж, каждая фактурная деталь «работает» на поэтическую идею
Почти все шопеновские этюды, в отличие от этюдов Листа, не заключают в себе резких контрастов. Общий характер пьесы выдерживается обычно от начала и до конца. Большинство композиций представляет собой ничем не осложненную простую трехчастную форму с единой тематической основой
Скерцо.
Жанр скерцо сформировался в эпоху классицизма и был частью сонатно-симфонического цикла. Изначальный вариант скерцо связан с выражением юмора, шутки, игры, хотя у Бетховена отчетливо наметилась тенденция к драматизации жанра. Шопен развивает именно эту трактовку скерцозности. Никак не изменяя традиционной для скерцо сложной 3х-частной формы, он радикально обновляет содержание жанра. Четыре скерцо Шопена – это
предельно серьезная музыка, полная мятежного пафоса, напряженного драматизма. За исключением последнего скерцо, тяготеющего к тем светлым гармоничным образам, которые вызывают ассоциации с романтическими картинами «шелеста леса». Мятежная порывистость, бушующий дух вызова, протеста, смятения — вот стихия этих произведений. Резкие, жесткие, беспокойные звучания преобладают в этой музыке. Противопоставляемые же им эпизоды светлой гармоничной красоты только подчеркивают господствующее настроение «бури и натиска». Ассоциировать скерцо Шопена с настроением шутки невозможно. Кроме того, подобно жанру прелюдии, скерцо в творчестве Шопена обрело автономность – оно стало законченным самостоятельным произведением, а не частью цикла
Баллады.
Как поэтический жанр баллада возникла еще в средние века и сначала была хороводной плясовой песней. Но со временем балладный жанр изменился, превратился в сюжетное произведение эпико-повествовательного склада, насыщенное драматическими эпизодами, с неожиданной роковой развязкой.
В музыке баллада появилась сначала как жанр вокальный. Его основоположником по праву считается Шуберт. Шопен же явился создателем фортепианной баллады. Романтическое содержание, драматизм и лирическая насыщенность — все эти черты баллады не могли не привлечь композитора.
Каждая из 4-х баллад Шопена отличается индивидуальным обликом. Основное содержание связано с главной темой всего его творчества – темой Родины. Это мысли о Польше, тоска по ней, думы о ее судьбе
Сонаты.
В художественном наследии Шопена – 3 фортепианные сонаты, созданные им в разные периоды творчества. Первая, c-moll'ная, написанная в 18-летнем возрасте, далека от совершенства. Композитор собирался ее переработать, но не осуществил своего намерения.
Следующая, b-moll'ная соната, созданная приблизительно через 10 лет после первой, стала одним из самых глубоких, самобытных сочинений Шопена. Ее новаторство, однако, осталось не оцененным многими современниками композитора, в том числе и таким великим «провидцем», как Шуман, который на выходе её совсем не понял.
По своей концепции, размаху, степени эмоционального воздействия соната b-moll может быть сравнима с самыми значительными явлениями симфонической музыки. Величие этой сонаты предопределено слитностью драматической судьбы художника с трагедией целого поколения, отождествлением личных страданий со страданиями всего народа. Тема Родины, сплетаясь с проблемой жизни художника, оторванного от питающих его корней, выражена с драматизмом, сила которого удивительна даже для Шопена.
В четырехчастной композиции сонаты, как в большом романе или многоактном драматическом произведении, повинуясь логике ведущей идеи — трагической нерасторжимости судеб личной и народной — показан сложный процесс перехода от психологической драмы к эпической картине всеобщего горя.
Вот почему похоронный марш, сочиненный значительно раньше других частей, так естественно «вписался» в общую композицию сонаты. Более того, этот марш (третья часть сонаты) составляет центр или ось всего произведения
Лирическая Третья соната (h-moll), подобно второй, принадлежит к высшим творческим достижениям Шопена.
Во всех трех сонатах Шопен сохраняет традиционную структуру 4х-частного классического цикла, от которой отошел в своих поздних фортепианных опусах Бетховен и принципиально отказался Лист в своей сонате h-moll
Концерты для ф-но с оркестром.
Шопеном написано 2 концерта, в период между 1829 и 1831 годами. В этих произведениях композитор как бы исчерпал свой интерес к жанру концерта, так как ни разу более к нему не возвращался на протяжении всего остального творческого пути.
Усматривая в этом жанре идеальное средство для выявления виртуозно-эстрадных свойств пианизма, он акцентировал в своей музыке именно эту сторону концертных традиций. Трактовка оркестровой партии показывает, что автор оставался совершенно равнодушен к ее возможностям. Он игнорирует традиции, в которых «концертность» основывается на принципе диалога между оркестром и солистом и на равноправном участии каждой партии в развитии художественного образа. Шопен же шел по другому пути, у него оркестр не участвует в развитии тематического материала, не стремится соперничать по своей значимости с партией солиста, а играет лишь роль общего фона: обеспечивает необходимую гармоническую поддержку солирующей партии и ограничивается эпизодическими перекличками с ней. Оркестровка нейтральная, не позволяющая догадываться о богатстве темброво-колористического мышления композитора
И все же оба концерта живут в современном концертном репертуаре. Их поэтичность, мелодическая красота, блестящая пианистическая техника — все это смягчает недостаточную органичность формы. Интересный гармонический стиль, предвосхищающий тонкость и красочность письма зрелого Шопена, придает концертам особенное обаяние
Глава 3.
След Шопена в музыке эпохи романтизма. Последователи.
Безусловно, Шопен оказал огромное влияние на композиторов
последующих веков. Основы эстетики и музыкальности, которые
закладывал Шопен в своих сочинениях можно услышать в музыке
композиторов не только польских, но и - в большинстве своём - русских.
Шопен повлиял на творчество Ф. Листа, который творил параллельно.
Концепция стиля brilliant, который был особенно развит в период раннего
творчества, унаследовал Ф. Лист, доведя её до крайности.
С другой стороны, такие произведения, как: цикл Грёзы любви, Утешения,
концертный этюд La leggierezza (Лёгкость) имеют больше общего с
творчеством Шопена, чем это может показаться сначала.
Интересно влияние Шопена на наших соотечественников. Особенно
отчётливо это видно по “Могучей кучке”. Существует много высказываний
композиторов великой пятёрки, в которых они воспевают Шопена
Большое влияние было оказано на творчество А. Лядова, С.В. Рахманинова, А. Скрябина.
Лядов унаследовал фортепианную фактуру и шопеновский лиризм. Рахманинов, в свою очередь, утяжелил фактуру, добавил ей сочности и яркости.
Скрябин перенял гармонический язык Шопена, определённую утончённость мелодии. Многие биографы Скрябина указывают, что влияние Шопена на раннего Скрябина безусловно
Лядов и Скрябин так же переняли жанры миниатюры, которые впервые были широко использованы у Шопена: прелюдия, этюд, экспромт, ноктюрн.
Влияние Шопена заметно в чешской музыке у Сметаны и Дворжака. А Э. Грига вовсе называют “северным Шопеном”. Присутствие Шопена видно как в экспрессионизме (Скрябин, Малер), так и в импрессионизме (Дебюсси, Равель)
Глава 4.
Выдающиеся исполнители произведений Шопена.
Большинство продолжателей Шопена - пианистов являются лауреатами
Конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве.
Идея конкурса была и остаётся неизменной - отразить в исполнении способы
восприятия музыки Шопена, сопоставить традиции того времени с духом
современности.
Поэтому пианисты, покорившие жюри имеют колоссальные знания музыки
Шопена. Это известный нам Цимерман, Поллини и другие.
Отдельно можно отметить исполнение А. Султанова, который буквально прочувствовал все интонации музыки. Этюды в исполнении Дино Чиани имеют особенную утончённость и музыкальность. К сожалению, оба пианиста закончили свою жизнь трагически.
Сейчас особую популярность снискали пианисты: Г. Соколов, Е. Киссин,
М. Плетнёв, Б. Березовский, Д. Трифонов и др.
Заключение.
Ф. Шопен навсегда изменил музыку последующий поколений. Прошло уже
больше 170 лет со дня его смерти, но его музыка до сих пор вызывает у
слушателей трепет, сердце начинает биться чаще, а тело подчиняется
музыке. Шопен вечен, он был до нас, будет после нас и никто не скажет,
что это бездарно и прямолинейно. Потому что с музыкой Шопена
раскрываются наши души.
То огромное культурное наследие, которое он оставил после себя
расширяется, перерождаясь в музыке последователей. Его музыка так
понятна и близка нам, так возвышенна и благородна, что невозможно
обойти её стороной.
Фортепианное творчество Шопена очень обширно и многообразно. Этим
и объясняются любовь поколений к его музыке, бесконечные книги,
очерки, фильмы и проводимые конкурсы
Я сам был и остаюсь большим поклонником творчества Фредерика Шопена и всячески приклоняюсь перед его величием
Список литературы.
-
Я. Мильштейн. «Очерки о Шопене» -
Ф. Лист. «Ф. Шопен» -
М. Томашевский. «Человек, творчество, резонанс» -
А. Кухарский. «Фредерик Шопен. Письма»