Файл: Предмет гражданского права (отношения, регулируемые гражданским законодательством).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 666

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЮЛ может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно может создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Представительства и филиалы вправе иметь любые ЮЛ, как коммерческие, так и некоммерческие. Это право может быть реализовано как в пределах РФ, так и за ее пределами с соблюдением законодательства соответствующего государства.

Общие специфические признаки:

1.Географическая обособленность – расположенность вне места нахождения создавшего подразделение ЮЛ.

2. Факультативность – ЮЛ может не иметь подразделений, а может иметь и закрыть, что никак не скажется на факте существования самого ЮЛ.

! Обязательно должно быть сочетание обоих признаков. Например, факультеты университета, находящиеся в другом здании (или даже в другом городе), не являются подразделениями университета, потому что если их все исключить, от самого университета ничего не останется.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК).

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК). То есть филиал занимается той же деятельностью, что и создавшее его ЮЛ, но одновременно может осуществлять и функции его представительства. Это, например, отдельно расположенный цех или отделение банка. Некоторые филиалы могут быть самостоятельны в экономическом и структурном смысле, но основное ЮЛ сохраняет за ним полный контроль и полную ответственность (филиал вуза).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом (в учредительных документах обязательно указывается об этом, чтобы знали потенциальные кредиторы) и действуют на основании утвержденных им положений. (абз.1 п.3 ст.55). Имущество остается принадлежащим ЮЛ, создавшему филиал/представительство, ведь последние являются лишь обособленными подразделениями, т.е. частями создавшего их ЮЛ. Не будучи самостоятельными ЮЛ, они не имеют собственного имущества и, следовательно, не в состоянии самостоятельно участвовать в гражданских правоотношениях.
Выделенное им имущество, учитываемое на отдельном балансе, может стать объектом взыскания кредиторов создавшего их ЮЛ, причем независимо от того, связан ли долг с деятельностью данного подразделения или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительства или филиала, ЮЛ отвечает всем своим имуществом, а не только выделенным этому подразделению.

Отсутствие у филиалов и представительств гражданской правоспособности лишает совершаемые ими действия юридического значения. Для осуществления функций от имени ЮЛ последнее должно выдать доверенность назначенному им руководителю своего представительства или филиала (абз.2 п.3 ст.55), т.е. конкретному физическому лицу (выдать доверенность всему подразделению нельзя из-за отсутствия у него гражданской правосубъектности). Руководитель подразделения на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах выдавшего ее ЮЛ, а не «от имени» представительства или филиала. Ведь он не является органом ЮЛ, а потому его полномочия на выступление от имени организации не могут основываться на указаниях, содержащихся в положении о филиале или представительстве либо в учредительных документах ЮЛ.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Отличия от дочернего общества:

1. Дочернее общество – всегда юр.лицо, представительство и филиал– нет.

2. Представительства и филиалы могут создавать любые ЮЛ, дочерние общества – только хозяйственные общества и товарищества.

25. Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц.

Реорганизация является способом как прекращения, так и возникновения юридических лиц.

Формы реорганизации ЮЛ (п.1 ст.57):

1. Слияние нескольких ЮЛ в одно. А и В прекращают свою деятельность, в результате появляется новое юр.лицо – С.

А

С

В
2. Присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому. К А присоединяется В, при этом В прекращает свою деятельность.



А + В А
3. Разделение ЮЛ на несколько самостоятельных организаций. А разделяется на В и С и прекращает свое существование.

В

А

С
4. Выделение из состава ЮЛ (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых ЮЛ. Из А выделяется В, но при этом А продолжает свое существование.
В

А

А
5. Преобразование ЮЛ из одной организационно-правовой формы в другую. Было одно ЮЛ, и осталось одно ЮЛ.

Например:

О ОО АО, хозяйственное товарищество, производственный кооператив (п.2 ст.92)

А О ООО, хозяйственное товарищество, производственный кооператив (п.2 ст.104)

П К хозяйственное товарищество или общество (ст. 106.6)
Никакие другие, кроме названных форм, невозможны.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
Основания реорганизации:

1. Добровольная:

1) по решению учредителей;

2) по решению уполномоченного органа ЮЛ.

В предусмотренных законом случаях добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования может осуществляться с предварительного согласия гос. органов (п.3 ст.57). Например, согласие от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.


Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции"

Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

1. С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

2) присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

3) слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при слиянии или присоединении финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);

6) присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, к коммерческой организации (за исключением финансовой организации) такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);

7) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении к финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации).




2. Недобровольная (только выделение и разделение!!!):

1) по решению уполномоченных государственных органов;

2) по решению суда.

Если учредители (участники) ЮЛ, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию ЮЛ в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию ЮЛ. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами ЮЛ. Арбитражный управляющий выступает от имени ЮЛ в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции"

Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

1. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

2. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

3. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.



Порядок добровольной реорганизации (ст.60 + гл.5 ФЗ №129 + приказ ФНС).