Файл: Роль этики и эстетики в жизни общества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

По содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.2

В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

Эстетическая культура личности не в меньшей степени проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей.

Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.


С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как:

- развитость образного мышления,

- сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных характеристик (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.).

Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее ярко он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.

Своеобразной разновидностью и доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений.

Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.

Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения. Не случайно, еще В.В. Стасов отмечал: «Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».

3

Художественная культура личности выступает важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специализацию действует и сегодня.

Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

В общественной жизни прекрасны те явления в отношениях людей, в общественных событиях, наконец, в индивидуальном человеке, в которых воплощено положительное содержание общественного прогресса, проявляется высший для данного момента уровень развития общества.

Эстетическая оценка явлений общественной жизни теснее, чем оценка каких-либо других явлений, связана с критериями политическими и нравственными. Давая политическую оценку тому или иному явлению, мы оцениваем его с точки зрения классовой борьбы, места и роли в ней данного явления; нравственная оценка определяется отношениями между личностью и обществом. Но и в том, и в другом случае происходит отвлечение от конкретно-индивидуальных, неповторимо своеобразных внешних сторон и черт данного явления.

Оценивая явление как прекрасное, мы воспринимаем его непосредственно или представляем себе как конкретную картину жизни, как образ, внешний облик которого выявляет его внутреннюю, общественную сущность, раскрывает эстетический идеал. Историк, исследующий эпоху Петра I, неизбежно должен дать политическую оценку Полтавской битве. Моралист, занимающийся нравственными проблемами, может дать нравственную оценку поведения Петра I в этой битве. Эстетическую же оценку того и другого мы находим в искусстве (например, в «Полтаве» Пушкина) как оценку чувственно воспринимаемой картины, полной большого общественного смысла.

Так как общественные идеалы исторически изменчивы и принципиально противоположны у враждебных классов, то и представления о прекрасном в общественной жизни в разные эпохи, у людей разных классов резко различны и противоположны.


Не существует объективно-прекрасного в общественной жизни и что все взгляды на прекрасное равноправны, поскольку все они имеют свое основание (так учит релятивистская эстетика). Объективно-прекрасным в общественной жизни, независимым от огромного количества различных классово-субъективных идеалов и точек зрения, является все то, что связано с общественным прогрессом, все то, в чем выражаются объективно-истинные общественные идеалы. Высшим выражением этих идеалов является коммунистическая партийность, исходящая из познания объективных законов общественного развития.

Очевидно, что лишь те взгляды на прекрасное в общественной жизни являются истинными, которые порождены объективно прекрасным. Те же взгляды, которые не совпадают с объективно-прекрасным в определенный исторический период, являются лживыми, извращенными в реакционных классовых интересах.

Прекрасное есть лишь там, где мы имеем дело со свободным развитием творчества и личности людей, где общественные отношения не препятствуют, а способствуют осуществлению свободы каждого члена общества.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»,— говорит А. П. Чехов устами доктора Астрова в «Дяде Ване». Такое понимание красоты человека близко людям нашего общества. Действительно, наш идеал человеческой красоты предполагает всестороннее, гармоничное развитие общественно полезной личности, человека-творца, строящего новый и свободный мир, проявляющего и развивающего в этом процессе все свои физические и духовные способности и силы.

Внешняя красота человека в значительной степени является врожденной. Но в отличие от красоты животного она не сводится только к совершенному выражению в индивидууме его биологического вида. От человеческой красоты (при этом именно внешней) мы требуем не только правильных пропорций лица и фигуры, здоровья и т.д., но не в меньшей мере также и одухотворенности, т.е. выражения во внешности человека осмысленного отношения к действительности, богатого духовного мира и т.п.

Ярко выраженное духовное и нравственное уродство кладет отпечаток и на внешность человека, искажает его черты (вспомним, например, повесть О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», где молодой красавец в результате пустой и грязной жизни превращается в урода). И наоборот, высокая одухотворенность, человечность, подлинное благородство «красят» даже уродливое лицо (об этом свидетельствует, например, образ раба в картине А. Иванова «Явление Христа народу» или горбуна в репинском «Крестном ходе в Курской губернии»).


Бальзак писал об одном из своих персонажей (о матери Евгении Гранде в одноименном романе), что она была «ангелом кротости, и внешняя некрасивость ее лица сглаживалась с каждым днем, оттесняемая выражением высоких душевных свойств, расцветавших на нем. Вся она была — душа». Это «свечение», как говорил Гегель, души во внешнем облике (при этом души богатой и благородной, соответствующей идеалу) — важное условие красоты человека, способное в ряде случаев смягчить или сделать даже совсем незаметным несовершенство его физического облика.

Именно в силу того, что внешняя красота человека определяется не только биологическими факторами, а связана с его внутренней красотой (хотя и не тождественна ей), представляющей собой явление целиком социальное, оказывается возможным то классово обусловленное понимание внешней красоты, которое так хорошо показал Н.Г. Чернышевский.

Внешняя красота без внутренней пуста и никчемна. Разоблачение ничтожества красоты чисто внешней было одной из тем многих произведений А.П. Чехова. Такова красота Ольги Ивановны, жены Дымова в рассказе «Попрыгунья», или Елены Андреевны, жены профессора Серебрякова в «Дяде Ване» Чехова. «Она прекрасна, спора нет,— говорит о Елене Андреевне Астров,— но ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие... А праздная жизнь не может быть чистою». Внутренне же прекрасный человек обаятелен и способен радовать и восхищать нас даже тогда, когда он внешне некрасив. Таков честный и преданный своему делу, безупречно чистый человек Дымов в «Попрыгунье», таковы же Соня и Войницкий в «Дяде Ване», в образах которых воплощены чеховские представления о нравственном совершенстве человека, совпадающие с объективно прекрасным.

Увлечение чисто внешней красотой пагубно сказывается на развитии молодежи и приводит её к душевному опустошению. Когда эта красота понимается, как праздность, легкая и бездумная жизнь, превращаемая в цепь пустых развлечений, когда она сводится к богатой, крикливой и пестрой одежде, обезьяньему копированию буржуазных мод, она фактически превращается в безобразие, становится выражением духовного растления личности.

Каждому человеку свойственно стремление к красоте, ибо красота (подлинная, настоящая) является выражением богатства человека, высоты его развития и культуры, силы и многообразия его творческих возможностей, реализующихся в общественно полезной деятельности. Но красота личности не самоцель, а результат жизненного творчества, совпадающего с общественной необходимостью. Она не декорация, прикрывающая внутреннюю пустоту, а выражение расцвета всех внутренних возможностей человека как общественно ценного субъекта.