Файл: Бухгалтерский учет дебиторской задолженности проблема неплатежей, методы решения, отражение в отчетности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• краткосрочная (текущая) со сроком погашения менее 12 месяцев;
• долгосрочная со сроком погашения более 12 месяцев.
При этом если изначально задолженность была долгосрочной, но постепенно срок ее возврата снизился и стал меньше одного календарного года, то она будет переведена в категорию краткосрочной.
По вероятности возврата различают:
• нормальную (срочную или реальную) дебиторскую задолженность – когда максимальный срок выплаты, указанный в договоре, не истек;
• просроченную дебиторскую задолженность – когда максимальный срок выплаты, указанный в договоре, истек.
В свою очередь, она подразделяется на:
• сомнительную дебиторскую задолженность – когда максимальный срок выплаты, указанный в договоре, истек, и исходя из финансового положения контрагента у компании есть основания полагать, что долг не будет возвращен. Как правило, сомнительная дебиторка не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Под этот вид задолженности бухгалтерия должна сформировать резервы;

• безнадежную (истекшую) дебиторскую задолженность – когда шансов вернуть долг у организации нет. В эту категорию дебиторка может попасть в двух случаях – если истек срок исковой давности (3 года с момента образования просрочки; 10 лет, если срок исковой давности приостанавливался) или если обязательство невозможно исполнить (например, контрагент признан банкротом и исключен из реестра юридических лиц или ИП прошел процедуру личного банкротства).
По источникам возникновения существует дебиторская задолженность от:
• покупателей;
• поставщиков;
• государства;
• сотрудников;
• учредителей.

3. Учет дебиторской задолженности

Учет дебиторской задолженности - важнейшая задача, выполнение которой в организации должно по максимуму соответствовать критерию достоверности. От корректного учета дебиторской задолженности во многом зависит объективность понимания руководством сильных и слабых сторон организации, ее финансовой устойчивости, а также будущих перспектив.

Дебиторская задолженность - это задолженность контрагентов перед организацией за выполненные работы, поставленные товары, по выданным займам. Кроме того, дебиторская задолженность в организации может быть по взносам в уставный капитал, по векселям, выданным и т.д.


Дебиторская задолженность относится к активам компании и учитывается в составе оборотных средств.

Дебиторская задолженность в учете важно правильно классифицировать. В целях менеджмента организации и управления активами принято выделять краткосрочную (погашение которой ожидается в течение 12 месяцев после ее возникновения) и долгосрочную (контрагент погасит такую задолженность не менее чем через год). Это в укрупненном виде. На практике же при ведении учета дебиторской и кредиторской задолженности нередко объединяют в подгруппы согласно планируемому сроку погашения (к примеру, до месяца, 1-3 месяца и т.д.). Ведь, когда в организации большие обороты и, следовательно, большое число контрагентов, заемщиков и кредиторов, важно четко представлять, на какой отрезок времени денежные средства «выпадут» из хозяйственного цикла предприятия.

Для целей налогообложения и составления бухгалтерской отчетности важна классификация дебиторки по критерию «сомнительности». В таком разрезе всю ДЗ принято делить на нормальную (срок погашения которой ещё не наступил), а также сомнительную (которая в установленный договором срок не была погашена либо с высокой вероятностью не будет погашена в такой срок; при этом отсутствует какое-либо обеспечение дебиторской задолженности).

Если нормальная дебиторская задолженность учитывается на счетах учета дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с общим порядком, то для сомнительной дебиторской задолженности есть один нюанс: под нее нужно сформировать резерв по сомнительным долгам (подп. 7 п. 1 ст. 265, 266 НК РФ). Размеры такого резерва зависят от того, сколько времени со дня уплаты по договору просрочил должник.

Если же должник так и не погасил задолженность перед предприятием, то по истечении срока давности такая дебиторская задолженность подлежит списанию и, соответственно, включению в состав внереализационных расходов компании. При этом порядок списания дебиторской задолженности зависит от наличия у предприятия резерва по сомнительным долгам.
4. Проблема неплатежей. Управление дебиторской задолженностью.

В современных экономических условиях проблема управления дебиторской задолженностью для большинства предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации, по-прежнему остаётся актуальной. Справедливость этого утверждения подкрепляется тем, что в структуре оборотных активов хозяйствующих субъектов более 50 % приходится на ДЗ.



Несвоевременная оплата дебиторами своих обязательств, приводит к дефициту денежных средств, повышению потребности предприятия в оборотных активах для финансирования текущей финансово – хозяйственной деятельности, понижает финансовое состояние. Это, в свою очередь, приводит к необходимости изменения расчетных отношений между предприятием и заказчиком (покупателем), выработке рациональной политики предоставления кредитов и инкассации задолженностей.

Состояние дебиторской задолженности, ее размер и качество оказывают существенное влияние на материальное состояние предприятия. По российским источникам, ДЗ в среднем составляет около 33 % всех активов предприятий. Уровень ДЗ определяется многими факторами: видом продукции и степенью насыщенности ею рынка, емкостью рынка, договорными условиями и принятой системой расчетов в конкретной организации, платежеспособностью и аккуратностью дебиторов.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организация должна осуществляться по следующим основным этапам:

-        анализ дз в предшествующем периоде;

-        формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции;

-        определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дз по кредиту;

-        формирование системы кредитных условий;

-        формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация предоставления кредитов;

-        формирование процедуры инкассации дз;

-        обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дз.

ДЗ делится на две группы:

-     дз за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;

-     дз за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом.

Она, в свою очередь, подразделяется на следующие группы:

а.     ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;

б.     труднореализуемая;

в.     сомнительная;

г.     безнадежная.
В курсовой рассматриваются основные проблемы управления ДЗ на организация и пути их решения. Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление, дебитор, кредит, риск. В современных экономических условиях проблема управления дебиторской задолженностью для большинства организаций, функционирующих на территории Российской Федерации, по-прежнему остаётся актуальной. Справедливость этого утверждения подкрепляется тем, что в структуре оборотных активов хозяйствующих субъектов более 50 % приходится на дебиторскую задолженность.


Несвоевременная оплата дебиторами своих обязательств, приводит к дефициту денежных средств, увеличивает потребность организации в оборотных активах для финансирования текущей деятельности, ухудшает финансовое состояние. Это, в свою очередь, приводит к необходимости изменения расчетных отношений между организацией и покупателями, выработке рациональной политики предоставления кредитов и инкассации задолженностей. Состояние дз, ее размер и качество оказывают существенное влияние на финансовое состояние организации. По российским источникам, дебиторская задолженность в среднем составляет около 33 % всех активов организаций.

Уровень ДЗ определяется многими факторами: видом продукции и степенью насыщенности ею рынка, емкостью рынка, договорными условиями и принятой системой расчетов на конкретном предприятии, платежеспособностью и аккуратностью дебиторов. Способы управления каждой из этих групп совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянные и разовые (прочие). Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту. Применительно к остальной задолженности возможна система мер. В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений. Чаще всего применяется отсрочка или рассрочка платежей. Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т. е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то понятно, что, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке. Большое значение имеет отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.

Поэтому существует практика
создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния;

- система сбора платежей — этот раздел работы с дебиторам предполагает разработку: процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты и критериальных значений показателей, а также свидетельствующих о существенности нарушений, и системы наказания недобросовестных контрагентов;

- система предоставляемых скидок — в предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относятся предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

Основными показателями при анализе задолженности являются:

- показатели динамики и структуры задолженности;

- сроки возникновения задолженности;

- возраст задолженности;

- показатели движения задолженности; - коэффициент инкассации;

- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

- период погашения дебиторской задолженности;

- коэффициент погашаемости дебиторской задолженности;

- доля сомнительной задолженности (со сроком погашения более 12 месяцев) в общем объеме дебиторской задолженности;

- доля задолженности в общем объеме активов или пассивов;

- коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью за расчетный период. Заключительный рекомендательный этап начинается с обобщения и оформления результатов анализа задолженности. Предоставление скидок стимулирует не только увеличение продаж, но и сокращение сроков отвлечения денежных средств в расчетах с покупателями. Ценовая мотивация сейчас является общепринятой практикой. Эффективная ее реализация поставщиком позволяет ему сократить товарные запасы на складах и существенно уменьшить дебиторскую задолженность. Основными формами, обеспечивающими использование на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются факторинг. Факторинг — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. На некоторых предприятиях использование факторинга является нецелесообразным, т. к. дебиторская задолженность является краткосрочной и ее возврат предполагается в течение 12 месяцев.