Файл: Особенности правового мониторинга..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории права и философии

Эссе
по дисциплине: «Работа с информацией ,справочно-правовыми системами и базами данных в юриспруденции»

на тему: «Особенности правового мониторинга.»
Выполнил:

ФИО Поверенных Снежана Сергеевна

(Ф.И.О.)

Институт/Факультет/Филиал: Права

Направление подготовки: Юриспруденция

Программа: Финансовое,налоговое,таможенное право

курс 2, группа ФНТП21о1


« ___ » _____________ 2022 г.

баллы __________________

Самара 2022 г

Из-за того ,что мониторинг правового пространства, в настоящее время, приобретает особое значение в связи с необходимостью достижения единства правового пространства Российской Федерации ,я выбрала данную тему для дальнейшего рассмотрения. Можно заметить ,что количество принимаемых законов увеличивается, но при этом, имеет место нарастание числа не согласованных друг с другом, не скоординированных с нормами международного права нормативных правовых актов. Очевидно,что законодательная техника, примененная в некоторых законах, не совершенна. Поэтому важнейшими задачами органов государственной власти Российской Федерации становятся обеспечение качества законодательства и правоприменения, а также оценка эффективности действия нормативно-правовых актов. Для решения указанных проблем, современная юридическая наука разрабатывает мониторинг правового пространства, который представляет собой систему теоретических и эмпирических методов исследования, направленных на получение информации необходимой для обеспечения его оптимального состояния. При этом мониторинг правового пространства включает правовой мониторинг общественных отношений, мониторинг законопроекта, мониторинг закона и мониторинг правоприменения. Многие теоретические положения мониторинга остаются спорными, так, например, нет единого подхода к пониманию сущности мониторинга правового пространства, продолжается обсуждение методов данной деятельности, отсутствует единая точка зрения на объекты мониторинга правового пространства. Недостаточно четко определены организационные вопросы мониторинга. В мониторинге правового пространства, в той или иной степени, принимают участие органы всех ветвей и всех уровней государственной власти. Активно участвуют в этой работе органы местного самоуправления, институты гражданского общества, научные центры, средства массовой информации. Из-за того, что методологическая база мониторинга находится в состоянии развития, а также из-за отсутствия его правовой регламентации, затрудняется координация данной деятельности в масштабе государства и замедляется создание специализированного органа, осуществляющего мониторинг. Правовой статус и характер деятельности данного органа, а также порядок взаимодействия его с другими субъектами мониторинга не определены. Практика право применения требует создания системы подготовки специалистов мониторинга.


Понятие и сущность юридической техники Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ всегда был на переднем плане научных исследований в области как аналитического изучения и оценки действия законов, так и разработки и внедрения механизмов правового мониторинга. Обратим также внимание на необходимость различения понятий правотворческой и законодательной техники. На самом деле данные понятия в некоторм роде схожи ,однако определенные различия существуют. Применение «правотворческая», а не «законодательная» не является случайным, поскольку в первом случае речь идет о средствах и способах создания не только законов, но и подзаконных нормативных правовых актов. Законодательная техника выступает как разновидность правотворческой техники ,наряду с техникой подзаконных нормативных правовых актов. Законодательная техника характеризуется более узким объектом ,то есть распространяется только на законы. Правоприменительная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании правоприменительных актов. Объектом интерпретационной техники соответственно являются акты толкования, а правореализационной - акты реализации права. Мониторинг последовательности формирования элементов политики при помощи правовых средств непосредственно связан с выяснением функциональной роли правовой формы. Если правовая форма - это способ структурирования общественных отношений под юридические и правовые конструкции, то сначала формируется институциональный, а затем социологический элементы. Если правовая форма - это создание правовых конструкций под сложившиеся общественные отношения, то сначала формируется социологический, а затем институциональный элементы При этом идеологический компонент политики, как правило, предшествует формированию как социологического, так и институционального ее элементов Данный блок мониторинга позволяет сделать вывод о том, насколько государственная правовая политика соответствует социальным потребностям. Необходимость мониторинга правового пространства и правоприменительной практики является очевидной. Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики должен стать государственной стратегией укрепления всей правовой системы России. И одной из особенностей мониторинга правового пространства в России является необходимость его проведения без снижения темпов нормотворчества. Еще одной задачей мониторинга правового пространства и правоприменительной практики должно стать воспитание граждан) в духе уважения к органам государственной власти, а также принимаемыми ими федеральным законам и другим нормативным правовым актам. Однако, для этого следует и самим государственным органам относиться к принятым ими же нормативным актам с уважением и ответственностью. Организация мониторинга правового пространства и правоприменительной практики должно учитывать ряд характерных для российского законодательства и правовой системы особенностей. Закрепленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви не в полной степени учитывает реальную систему государственных органов власти. Под принцип разделения властей не подпадает целый ряд органов государственной власти, обладающих, тем не менее, властными полномочиями. Среди них: Президент РФ, прокуратура. Счетная палата, Центробанк, Уполномоченный по правам человека, Центризбирком. При осуществлении мониторинга это обстоятельство обязательно должно учитываться. Особому мониторингу должны подвергнуться международные договоры Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, являющиеся согласно статьи 15 Конституции РФ, составной частью Российской правовой системы. Отдельная проблема, с которой придется столкнуться при осуществлении мониторинга - это нормативные правовые акты, принятые, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, затрагивающие предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, закрепленные статьей 72 Конституции РФ. Сюда же примыкают и проблемы, связанные с подписанием, на основании статьи 11 Конституции РФ, договоров и иных соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Также проведение полного мониторинга правового пространства и правоприменительной практики невозможно без учета и исследования теневой экономики и теневой политики. Возможно какие-то лазейки всегда будут присутствовать в законодательстве, но было бы ошибкой не стремиться к их максимальному уменьшению. Законодательная практика включает в себя множество вопросов, связанных с государственной поддержкой тех или иных инициатив В этом должна заключаться еще одна задача мониторинга права.



Также ,я думаю, что стоит рассмотреть расширенную классификацию видов законодательной техники. Взяв за основу различные критерии можно выделить следующие виды законодательной техники: .В зависимости от уровня законотворческой деятельности: техника создания законов на федеральном уровне . .В зависимости от стадии законотворчества: техника подготовки концепции законопроекта; техника написания и оформления законопроекта; техника опубликования законопроекта; техника систематизации законодательных актов. .В зависимости от степени обязательности законодательных актов: техника создания общеобязательных законодательных актов; техника создания рекомендательных законов. .В зависимости от разновидности законодательного акта: техника создания закона о поправке к Конституции РФ; техника создания Федерального Конституционного закона; техника создания кодекса РФ; техника создания Федерального закона; техника создания основ законодательства РФ; техника создания Конституции субъекта РФ; техника создания закона субъекта РФ. . В зависимости от функционального назначения создаваемого законодательного акта: техника создания закона о внесении изменений и дополнений в другой закон; техника создания новой редакции закона; техника создания закона о введении в действие другого закона; техника создания закона о ратификации или денонсации международного договора РФ; техника создания закона о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов.

Что же такое мониторинг? Мониторинг законодательства и правоприменительной практики - систематическая, комплексная деятельность органов власти, научного сообщества, институтов гражданского общества и общественных организаций по оценке, анализу, обобщению и прогнозу состояния законодательства и практики его применения. Виды правового мониторинга можно классифицировать: по субъекту мониторинга: государственный (осуществляемый органами государственной власти) и общественный (осуществляемый общественными учреждениями и организациями); по уровню власти субъекта мониторинга и территории проведения последнего: федеральный (на уровне Российской Федерации), региональный (на уровне субъектов Федерации), муниципальный (на уровне муниципальных образований); по продолжительности проведения мониторинговых исследований: постоянный (осуществляемый непрерывно), временный (осуществляемый в пределах определенного промежутка времени), оперативный (осуществляемый для быстрого, неотложного решения возникающих проблем при реализации нормативных правовых актов), точечный (осуществляемый применительно к отдельному нормативному правовому акту или отдельной его части); по времени действия нормативных правовых актов, подлежащих мониторингу: ретроспективный (анализ и оценка ранее действовавших нормативных правовых актов с учетом положительного и негативного опыта в их реализации), текущий (анализ и оценка действующих нормативных правовых актов), прогнозный (выявление социальных тенденций и необходимости принятия в перспективе соответствующих нормативных правовых актов). Как всякая иная социальная деятельность, правовой мониторинг основан на определенных принципах, среди которых особо следовало бы выделить следующие: принцип легитимности и объективности: собирание, анализ и оценка информации о реализации нормативных правовых актов на основе принятых субъектами правового мониторинга нормативных документов (положений), определяющих порядок организации, способы осуществления мониторинга в установленной сфере деятельности и использование полученных данных. При этом субъекты правового мониторинга несут ответственность за объективность и достоверность мониторинговой информации; принцип обязательности: мониторинг обязателен в отношении реализации всех действующих нормативных правовых актов; принцип информационный: собирание, анализ и оценка информации о реализации нормативных правовых актов, исходящей от органов государственной власти всех уровней, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных учреждений и организаций, средств массовой информации, от граждан. принцип информационной открытости: данные мониторинга реализации нормативных правовых актов во всей полноте оперативно публикуются в средствах массовой информации; принцип программно-целевого и планового обеспечения: мониторинг реализации нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с программно-целевыми установками, на плановой основе; принцип финансовой обеспеченности: финансирование мониторинга реализации нормативных правовых актов осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации, в местных бюджетах, а также за счет иных средств (на хозрасчетной основе).


Этапы правового мониторинга Вовлечение структур гражданского общества (таких, как научное сообщество, общественные объединения, корпоративные организации, СМИ и т.д.) в работу по правовому мониторингу способствовало бы повышению качества и эффективности законодательной и правоприменительной деятельности за счет использования интеллектуального потенциала общества, выявления и учета всего спектра социальных интересов при подготовке законов и на стадии их реализации; снижению степени отчуждения между властью и населением; повышению уровня общественного согласия и снижению остроты социальных конфликтов; преодолению сложившихся традиций правового нигилизма с помощью формирования у людей чувства сопричастности к процессам правотворчества и правореализации и ответственности за их результаты, повышения доверия к законодателю и правоприменителю. Проведение правового мониторинга предполагает следующие этапы: Определение и конкретизация цели мониторинга, соответственно - выбор его вида. В зависимости от цели и вида мониторинга корректируется методология его проведения. Определение объекта мониторинга с учетом конкретизации его цели. На этой стадии необходимо «собрать» весь нормативный массив, касающийся выбранного объекта правового мониторинга, включая подзаконные и ведомственные акты, а также нормативные правовые акты субъектов Федерации. Важное значение имеет информация о правоприменительной практике (включая статистическую) в сфере, которая определена в качестве объекта мониторинга, а также социологическая информация, основывающаяся на результатах социологических исследований и иллюстрирующая общественное мнение и уровень правового сознания. .Определение круга субъектов мониторинга (представительные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества), их полномочий и ответственности по проведению мониторинга; определение круга должностных лиц, ответственных за его проведение.

В заключение ,хочется сделать вывод о том ,что новое приоритетное направление государственной политики - совершенствование законодательной деятельности - требует высококачественного организационного, методологического и методического обеспечения. На данном этапе развития государственно-правовой системы страны единственно возможным инструментом обеспечения должного качества принятия государственных решений является внедрение в законотворчество и нормотворчество системы мониторинга на основе как бережного развития и объединения того опыта, который уже имеется в сфере мониторинга законодательства и правоприменительной практики, так и создания и развития его новых форм. Система мониторинга - это тот инструмент, который будет существенно содействовать содержательному партнерству органов власти между собой и, самое главное, социальному партнерству власти и общества. Если мы не научимся, принимая законы, понимать, в какой мере в целом они полезны и исполняемы, если мы не приучим чиновника ориентироваться на данные мониторинга (в реализации которого свою роль будут играть экспертные сообщества, институты гражданского общества), нам не удастся решить ни одной из поставленных задач.


Список используемой литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т.

2. -- М.: «Юридическая литература», 1981. . Покровский И. А. История римского права. М.: -- Классика российской цивилистики, 2004. .

3.Юридическая техника: учебник. -- М.: Эксмо, 2007.

4. Жужгов, И. В. Субъекты мониторинга правового пространства и правоприменительной практики // Актуальные проблемы юридической науки.