Файл: 1. Предмет психологии как науки и ее основные категории 1 Психология как наука.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
1. Предмет психологии как науки и ее основные категории
1.1 Психология как наука
1.2 Объект и предмет психологии
1.3 Основные категории психологии как науки
2. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук
2.1 Место психологии в современном научном знании
2.2 Общая психология
2.3 Отраслевая психология
2.4 Тестовое задание
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин "психология" - ( от греч. psyche- душа, и logos-наука) означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Изучение психологии не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того что бы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология очень тесно связана со многими другими науками: точными, естественными, медицинскими, философскими и т.д. Она представляет собой весьма разветвленную систему наук, которая включает как фундаментальные отрасли психологии, объединяемые термином "общая психология", которая собственно и изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека. Она также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания
, принципы, методы и основные понятия, так и специальные психологические науки.
1. Предмет психологии как науки и ее основные категории
1.1 Психология как наука
Психология, как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин "психология" появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
2. Объект и предмет психологии
Для начала стоит ввести определения "предмет" и "объект".
Объект-часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.
Предмет - часть объекта интересующего исследователя.
Объектом психологии является психика.
В психологии, как науке сложилось два подхода к пониманию психики.
· Идеалистический, в нем психика рассматривается, как первичная реальность, существующая независимо от материального мира.
· Материалистический, в нем говорится, что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность отражать предметы и явления окружающего мира.
Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.
Под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.
С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками.
Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
1.3 Основные категории психологии как науки
Основными категориями психологии являются:
1. Психика - субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и общения.
В психике выделяют такие явления как (Рис 1):
Рис. 1 Виды психических явлений.
v Психические процессы -это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее "атомы".
) Познавательные:
Ш Ощущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств)
Ш Восприятие (психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)
Ш Мышление (способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.)
Ш Представление (процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.)
Ш Воображение (это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.)
) Интегративные:
Ш Речь (это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)
Ш Память (способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.)
) Эмоциональные:
Ш Эмоции (быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)
4) Регулятивные
Ш Воля (способность сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.)
Ш Внимание (сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)
v Психические состояния
Ш Настроение (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)
Ш Фрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.)
Ш Аффект (эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.)
Ш Стресс (состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.)
v Психические свойства
Ш Темперамент (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.)
Ш Характер (это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.)
Ш Направленность (установки, ставшие свойствами личности.)
Ш Способности (это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)
2. Сознание - высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в процессе общения и труда.
. Бессознательная - форма отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).
. Поведение - внешнее проявление психической деятельности человека, его поступки и действия.
. Деятельность - система целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и интересов человека.
2. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук
2.1 Место психологии в современном научном знании
Науки связанные с психологией:
Ш Философия является мировоззренческой и методологической основой психологии
Ш Естественные науки (биология, физика) помогают изучать физиологические процессы протекающие в нервной системе и мозге и раскрыть процессы, механизмы и функции психики.
Ш Медицинские науки позволяют понять патологии психического развития и найти пути их решения (психотеропия).
Ш Исторические науки, показывают, как развивалась психика на различных этапах эволюции общества.
Ш Социология, помогает решить задачи социальной психологии.
Ш Педагогические науки, помогают в обучении, воспитании, формировании личности.
Ш Точные науки (математические),дают количественные методы сбора и обработки данных.
Ш Технические науки, помогают в разработке технических средств исследования развития и коррекции психики.
Ш Кибернетика, помогает изучить процессы психической саморегуляции.
2.2 Общая психология
Общая психология - это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.
Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.