Файл: Мировой рынок антиквариата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 2

1.Мировой рынок антиквариата 3

2.Состояние российского рынка антиквариата 10

Заключение 13

Список использованной литературы 15

Введение
Актуальность темы исследования. Международный рынок произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования  является одним из заметных составляющих системы международного рынка.

На сегодняшний день рынок искусства стал не столько проявлением любви к прекрасному, сколько точкой приложения финансовых рычагов для профессиональных инвесторов. Специалисты даже обсуждают надежность международных инвестиций в произведения искусства, сравнивая с их с недвижимостью или ценными бумагами. Международная торговля предметами искусства и антиквариатом положительно воздействует на другие сферы экономики.  Прежде всего, отметим как страхование и перевозки, без которых невозможно обеспечить транспортировку и хранение произведений искусства. Проведение ярмарок произведений искусства и антиквариата содействует развитию туризма. Приток большого числа обеспеченных посетителей положительно сказывается как на городской экономике, инфраструктуре, так и для страны в целом. Также нельзя не учитывать и дополнительное поступление налогов (например, на предметы роскоши).

Цель и задачи исследования. Цель – анализ особенностей развития рынка международной торговли произведениями искусства, антиквариатом и предметами коллекционирования и определение проблем и перспективно его развития.

1.Мировой рынок антиквариата
Первая форма торговли предметами искусства – посредством аукционных домов, в 2019 г. на нее пришлось 42% продаж на мировом рынке (24,2 млрд долл) [7]. Сегодня в мире существует около 6 тысяч аукционных домов разного уровня. В конце XX века контроль над верхним уровнем мирового рынка, где устанавливаются рекордные цены, монополизировали две крупнейшие аукционные фирмы, занимающихся торговлей предметами искусства – известные Sotheby's и Christie’s. По разным оценкам сегодня на них приходится от 70% до 85% всех аукционных продаж предметов искусства. Занимая лидирующее положение в мире антикварного бизнеса, обе фирмы соперничают друг с другом в достижении максимальных прибылей [2].

Другим важным каналом осуществления сделок, связанных с куплей-продажей предметов искусства, являются арт-дилеры. К ним
относят различные галереи и салоны, а также агентов отдельных художников. По оценкам экспертов сейчас на мировом рынке присутствует более 75 тысяч дилеров антиквариата, однако маркет-мейкерами являются не более тысячи из них. В 2019 г. доля продаж дилеров антиквариата на мировом рынке предметов искусства составила 58% (36,8 млрд долл) [7]. Так, на рынке наблюдается перевес в сторону дилеров антиквариата. Еще одним важнейшим явлением антикварного рынка являются художественные ярмарки - выставки, где дилеры на некоторое время собираются вместе и предлагают на продажу всевозможные произведения искусства. Можно сказать, что ярмарки – конкурентные преимущества, найденные арт-дилерами в борьбе против «Кристис» и «Сотбис» [5]. К крупнейшим художественным ярмаркам можно отнести TEFAF (The European Fine Art Fair), Art Basel, Art Basel Miami Beach , Frieze (Лондон). Перейдем к рассмотрению текущего состояния мирового антикварного рынка.

В 2019 году из-за геополитической напряженности (выход Великобритании из Европейского Союза, импичмент экс-президента США Дональда Трампа, массовые беспорядки в Гонконге) и в немалой степени из-за разрастающейся торговой войны между США и Китаем заметно уменьшились инвестиции в реальный сектор и снизился рост мирового ВВП (так, наблюдался самый низкий темп роста мирового ВВП с момента глобального финансового кризиса 2008–2009 гг.) [5]. Это повлекло за собой экономическую неопределенность для основных покупателей на рынке предметов искусства и антиквариата. По данным из отчета Art Basel, объем продаж на антикварном рынке в 2019 г. достиг примерно 64,1 млрд долл., снизившись на 5% по сравнению с результатом 2018 г. [7]. За последние десять лет рост продаж на антикварном рынке составил лишь 9%, то есть объем продаж предметов искусства в реальном исчислении снизился (учитывая инфляцию).

В целом, мировой антикварный рынок стагнирует, несмотря на то, что в последние годы были заключены весьма дорогие сделки. Так, например, на настоящий момент самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на аукционах – картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (1499 г.). Картина была продана 15 ноября 2017 г. на аукционе Christie's в Нью-Йорке за рекордные 450,3 млн долл. Другое дорогое произведение искусства из последних проданных – «Кролик» американского художника Джеффа Кунса, который был продан в мае 2019 г. на Chrisie's за 91 млн долл.

Сегодня важной тенденцией рынка предметов искусства и антиквариата является его цифровизация. Все более популярными становятся музейные мобильные приложения, цифровизация собраний ведущих музеев. Активно используются технологии из игровой индустрии: AR (augmented reality, дополненная реальность) и VR (virtual reality, виртуальная реальность). Так, например, посредством дополненной реальности (AR) была создана экспозиция Музея Лондона, совмещающая исторические фотографии города с его современным видом. Другой интересный проект, использующий эту технологию – показ украденных из собрания Бостонского художественного музея картин: мобильное приложение «вернуло» работы на стены музея. Виртуальная же реальность (VR) стала популярной среди частных коллекционеров, предоставляя шанс устраивать выставки и презентации коллекций без перемещения самих экспонатов [5]. В целом, объем онлайн-сегмента рынка предметов искусства и антиквариата в 2019 году составил 5,9 млрд долл., что равнялось 9% от общего объема антикварного рынка.

Стоит также отметить, что этот сегмент неуклонно рос последние 7 лет, однако в 2019 г. продажи на нем сократились на 2% [5]. Особо актуальным онлайн-сегмент антикварного рынка стал в период пандемии Covid-19. Доля онлайн-продаж среди общего объема продаж искусства за первые шесть месяцев 2020 года выросла более, чем в три раза: с 10 % в первом полугодии 2019 г. до 37 % во второй половине 2020 г.

Примечательно, что в 2019 г. крупнейшие галереи имели самую низкую долю онлайн-сделок с искусством среди остальных галерей, а в 2020 г. показали самый быстрый рост интернет-продаж (с 7 % до 38 %) [5]. Таким образом, в целом, мировой антикварный рынок в последние годы стагнирует. За последние десять лет рост продаж на антикварном рынке составил всего 9%, то есть объем продаж произведений искусства в реальном исчислении снизился (учитывая инфляцию). Ведущие игроки на антикварном рынке – США, Великобритания и Китай – по состоянию на 2019 год вместе контролируют 82% от общей стоимости глобального рынка искусств. В целом, сохраняется тенденция бурного развития онлайн-сегмента рынка предметов искусства и антиквариата, особенно на фоне пандемии коронавируса, когда многие и художники, и арт-диллеры, и аукционные дома были вынуждены перейти в онлайн-формат. Ожидается, что в дальнейшем значение онлайн-сегмента антикварного рынка будет возрастать.

Хотелось бы отдельное внимание уделить зарубежным поставкам антиквариата на российский рынок. Сегодня существует несколько типов рынка антиквариата. Среди них выделяются:

-рынки в странах с экономикой, интегрированной в мировую экономическую систему, где границы для перемещения культурных ценностей можно, с небольшими оговорками, считать открытыми;

-рынки с закрытой экономикой, где перемещение культурных ценностей осуществляется только в рамках государственных программ;

-рынки в странах, экономика которых занимает промежуточное положение между перечисленными выше.

Что касается последнего варианта, то он имеет непосредственное отношение к российскому рынку [3,64].

Хотелось бы обозначить причины которые способствовали импорту культурных ценностей в Россию. В первую очередь речь идет о либерализации таможенной процедуры, ведь сегодня стало гораздо проще перевозить товары через границу. Также развитию импорта способствовало оскудение отечественного рынка, ведь как известно многие коллекции уже раскуплены, а то что предлагается сегодня на рынке оставляет желать лучшего.


Многие произведения вышли из поля зрения посетителей аукционов и выставляются на показ лишь частному кругу лиц во время торжественных мероприятий где-нибудь в особняке на окраине города. Что касается товаров реализуемых в магазинах, то вызывает сомнение не только и качество но и происхождение. На рынке все чаще появляются подделки что становится причиной недоверия к рынку в целом.

Что касается зарубежных товаров то здесь поставками занимаются сами коллекционеры, что позволяет привозить действительно интересные и качественные предметы антиквариата [4,78].

При этом нельзя не отметить те сложности с которыми чаще всего сталкиваются импортеры антиквариата. Прежде всего речь идет об условиях ввоза в страну и вывоза из нее предметов антиквариата, ведь данный вопрос до сих пор не решен в полном объеме на законодательном уровне. Несмотря на это существуют значительные отличия между правилами для частных импортеров и юридических лиц, занимающихся импортом, различаются.

В том случае когда товар ввозится на территорию РФ у его владельца должен быть на руках документ, выданный соответствующим государственным органом на право вывоза товара. В том случае, когда товар вывозится из России, то его владелец должен заплатить пошлину равную 5-10% стоимости вывозимого предмета.

«Культурные ценности, ввозимые физическими лицами, освобождаются от таможенных пошлин. При ввозе антиквариата его обязательно необходимо декларировать, получить запись таможенника и искусствоведа-контролера, предъявить две фотографии (если они есть) ввозимых предметов и проставить на них необходимые подписи и печати. Ввоз можно также оформить позже в Министерстве культуры и массовых коммуникаций на основании таможенных документов» [5,23].

Если на таможне выяснить, что тот или иной предмет антиквариата находится в международном розыске, то он будет изъят, так как не может находится на территории РФ.

Необходимо отметить, что доставка товаров по почте в некоторой степени отличается от предоставления товаров через границу. Не нужно платить пошлину, если товар стоит дешевле 10 000 рублей. Все, что дороже, облагается 30%-ной пошлиной. Именно по этой причине почтой пользоваться совершенно невыгодно.

Что касается таможенных платежей, то сегодня они полностью отменены и платить приходится только за услуги таможни, а именно 2% от стоимости ввозимых предметов плюс налог на добавленную стоимость.


В данной ситуации хотелось обратить внимание на антикварный рынок Великобритании, где торговля антиквариатом является одним из важнейших источников государственных доходов. Тем более что английский рынок антиквариата зарекомендовал себя во всем мире как высокоорганизованная развивающаяся структура. В первую очередь хотелось бы указать четыре основные составляющие британского антикварного рынка:

1) умеренные налоговые начисления,

2) ориентация (более чем на 90%) на товары импорта,

3) высокий качественный уровень обращаемого на рынке товара,

4) дифференцированный подход к предметам, представляющим ценность для культуры Великобритании.

Довольно просто вывезти из страны антиквариат сумма которого не превышает 30 тысяч фунтов стерлингов. В том случае, когда появляется необходимость вывезти антиквариат сумма которого выше, необходимо получить специальное разрешение. Что касается артефактов, которые имеют статус национального достояния, то они не должны вывозиться за пределы страны. Что касается таможенных пошлин при ввозе товара, то здесь пошлина составляет 5%. Вышеуказанные обстоятельства подтверждают тот факт, что британский антикварный рынок находится в явно более благоприятных условиях, чем российский [6, 12].

Несмотря на те сложности с которыми сталкивается российский рынок антиквариата, его объем ежегодно увеличивается. Особую роль в данной ситуации должны играть правительственные меры, которые должны способствовать развитию антикварного рынка, как одного из самых перспективных направлений.

2.Состояние российского рынка антиквариата
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции и ограничительными мерами ситуация на антикварном рынке существенно изменилась. Карантинные меры значительно сократили количество ввозимых и вывозимых за границу предметов антиквариата.

Что касается цен на русский антиквариат, то они заметно выросли. Дело в том, что все дилеры рассчитываются по курсу доллара, а эта валюта, как мы все знаем, постоянно дорожает по отношению к российскому рублю.

В настоящее время российский антикварный рынок отдает предпочтение определенным ценностям. Считается, что несколько показателей определяют стоимость антиквариата.

- Уникальность.

- Время создания.