Файл: Тренировка умаВыражение признательности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Белки и углеводы ума
Если
в
мозге
не
сеют
злаков,
он
производит
сорняки.
Джордж Герберт, поэт
Подобно тому, как тело нуждается в пище, ум, для того чтобы стать сильным, нуждается во впечатлениях, в восприятии информации, нуждается в чувствах, мыслях и идеях. Ежедневно ваш ум подвергается воздействию тысячи стимулов. Телевидение, радио, газеты, журналы, книги, фильмы, пьесы, реклама, разговоры, спичечные
коробки, прочие бесчисленные глашатаи бомбардируют ваши чувства и воздействуют на ваш ум.
Жизнь подобна шикарному ресторану, в котором официанты постоянно подносят вам удивительные экзотические блюда. Представьте, что будет, если вы откажетесь от незнакомого блюда и приметесь за то, которое уже пробовали вчера, и позавчера, и третьего дня.
Сбалансированная умственная диета обеспечивает питание, включающее в себя все необходимые компоненты. Для каждого ума требуются “белки” - то есть та пища, которая формирует структуру вашего ума. “Углеводы”, в свою очередь, обеспечивают быстрое получение энергии, но не дают длительного насыщения. “Жиры” - это топливо, а также защита и изоляция нашего разума.
Случается, что мы потребляем слишком много пищи одного типа и слишком мало всех остальных. Может быть, вы потребляете слишком большое количество некачественной пищи? Или слишком много времени тратите на жевательную резинку?
А может быть, вы позволяете себе потреблять избыток жиров, отчего ваш ум становится медлительным и тяжеловесным? Или, может быть, белки поставляют вам столько калорий, что вы не в состоянии их переработать?
Поощряйте себя к потреблению разнообразной пищи. Не стоит выплевывать то, что кажется вам новым, необычным и экзотическим на вкус и запах.
СОВЕТ.
Соблюдайте сбалансированную умственную диету.
Путешествие
По сравнению с тем, что должно быть, мы только наполовину пробудились.
Мы используем лишь малую часть наших физических и умственных ресурсов.
Человеческая индивидуальность располагает способностями различного свойства,
которые
по
привычке
не
удается
использовать.
Уильям Джеймс, психолог
Учение подобно путешествию. Вы предпринимаете поездку из одного места в другое, переход от незнания к знанию, от неспособности к способности. По картам, рассказам, фотографиям вы получаете ориентиры и осознаете, куда вам нужно прийти.
По мере того как вы передвигаетесь по земле, вы понимаете, что некоторые карты безнадежно неточны, а другие, наоборот, удивительно правдивы.
Чем больше времени вы проводите в дороге, тем больше совершенствуется ваше чувство направления. Вы начинаете понимать, когда идете верным путем, а когда нет.
Вы учитесь распознавать тупики и опасные места. Вы учитесь самостоятельно рисовать хорошие карты. Вы осваиваете новые языки и пользуетесь иностранной валютой. Вы начинаете понимать, что можно быстро идти налегке, когда торопитесь, и путешествовать со вкусом по живописной дороге.
Дойти до конца в учении невозможно. Чем больше мы видим, ощущаем, тем больше понимаем, как много еще нужно испытать. Чем больше мы путешествуем, тем больше понимаем, как необъятен мир. Чем больше мы знаем, тем больше понимаем, что ничего не знаем.


В этом понимании есть своя красота. Когда мы понимаем, что учение бесконечно, мы воодушевляемся и становимся готовыми к тому, чтобы открыть свои чувства и заострить свой ум. Мы с новой энергией принимаемся за исследование бесконечного ландшафта знаний.
СОВЕТ.
Цель путешествия - путешествие.
Полезные советы
По мере того как мы осваиваемся в нашей жизненной нише, мы протаптываем свои дороги. Положительной стороной этого является освобождение от необходимости думать снова и снова о том, что уже было сделано раньше. Отрицательной является то, что мы привыкаем двигаться по накатанной колее мыслей и чувств, а это не дает нам учиться дальше.
СОВЕТ
1.
Мы учимся тогда, когда хотим этого. Поставьте себя в такое положение, когда вам необходимо действовать. Возьмите обязательства. Сделайте то, что заставит вас учиться.
СОВЕТ 2.
Мы учимся тогда, когда это забавно. Ищите восхитительные и интересные стороны того, что вам нужно изучить. Валяйте дурака. Экспериментируйте.
СОВЕТ
3.
Поощряйте свою способность к адаптации. Попав в новую ситуацию, проявите гибкость. Пусть ваш ум будет открыт и готов к учебе.
СОВЕТ 4.
Хотя на дороге знания и есть верстовые столбы, конца у этой дороги нет. Награда за хорошую учебу - это способность учиться дальше. Цель есть средство, а средство есть цель.
Я
ставлю
себя
в
режим
наибольшей
возможной
полезности.
Я полагаю, это и есть то, к чему должно стремиться любое разумное существо.
Компьютер HAL 9000, фильм “Космическая одиссея 2001”
Как поддерживать интеллектуальную форму
Оцените уровень своей интеллектуальной подготовки
Как вы оцениваете силу своего ума?
1. Что за вопрос вы задали? Повторите, пожалуйста, снова.
2. Продолжительность моего внимания короче продолжительности телевизионной рекламы.
3. Когда нужно, я могу сконцентрироваться.
4. О, весомость моих мыслей можно демонстрировать на выставке достижений.
5. Я в лиге Ньютона, Леонардо да Винчи, Эйнштейна.
Как вы оцениваете гибкость своего ума?

1. Все в окружающем мире может быть только черного или белого цвета.
2. Иногда вещи могут быть сероватого оттенка.
3. Я могу видеть множество аспектов данного вопроса.
4. У меня вполне удовлетворительное воображение.
5. Гибкость моего ума экстраординарная.
Как вы оцениваете выносливость вашего ума?
1. А что, разве это интервью еще не закончилось?
2. Я могу сосредоточиться, правда, если только не тороплюсь заняться чем-нибудь более интересным.
3. Когда необходимо, я прилагаю усилия и способен пройти целую милю.
4. Упорный - это мое второе имя.
5. Я регулярно бегаю умственный марафон, и при этом у меня не появляется одышки.
Как вы оцениваете координацию вашего ума?
1. Никак не могу решить, ясно я мыслю или нет?
2. Иногда в стрессовой ситуации мои мысли “спотыкаются”.
3. Обычно я мыслю ясно.
4. Мои мысли как прекрасная музыка.
5. Думаю, я достоин медали победителя Олимпийских игр по ясности соображения.
Разработка плана упражнений
В укромных уголках нашего сознания мы понимаем, что мы должны делать, но никак
не можем начать. Мы постоянно ждем момента перелома, но все продолжается по-
прежнему,
день
за
днем,
и
мы
утопаем
в
этом.
Уильям Джеймс, психолог
Часто вызывает удивление то, как мы относимся к вещам, которые приносят нам только добро. Даже если мы хотим тренироваться и даже если мы всегда чувствуем себя лучше после упражнений, все же, по той или иной причине, мы не принимаемся за них. Или мы не имеем времени, или не в настроении, или просто забываем о тренировке.
Чтобы стать мастером в любом деле, нужно время. Чтобы найти это время, мы нуждаемся в установлении приоритетов. Если что-то достаточно важно для вас, вы всегда сумеете выкроить время, найдете, что исключить. Уделить пятнадцать минут в день тренировке ума - это небольшой расход времени, особенно принимая во внимание, какие дивиденды вы получите. Ведь четверть часа - это меньше, чем два процента от шестнадцати часов нашего бодрствования. Помните, что упражняться можно где угодно и когда угодно. На автобусной остановке, в приемной офиса, перед открытием банка, по пути на работу. Если вы развиваете навык использовать все свое время активно и плодотворно, или размышляя об оптимальном решении, или внимательно изучая предмет, или просто расслабляясь - ваше сознание становится более гибким.
Попробуйте в виде эксперимента в течение двух недель выделять по пятнадцать минут в день на работу над своим разумом. Вы можете делать это перед завтраком, в

обеденное время или перед ужином. Вы можете воздержаться и не посмотреть какую- то одну телевизионную программу и вместо этого поупражнять мышцы своего ума.
Очень важно в этот момент ни на что другое не отвлекаться. Полностью посвятите это время тренировке своего интеллекта.
Для того чтобы разумно координировать свои усилия, можно использовать схемы, предложенные на следующих страницах. Через две недели проверьте результаты. Как вам кажется, эти упражнения действуют на вас именно так, как вы бы того хотели?
Легче ли вам теперь концентрировать свое внимание? Стали ли более устойчивыми ваши мысленные картины? Стали ли вы лучше замечать детали? Стало ли ваше восприятие более живым? Если вы стали живее, сметливее и восприимчивее, то примите наши поздравле ния. Если вы не заметили разницы или все стало еще хуже, значит, вы не полностью овладели своим вниманием. Возможно также, что именно эти упражнения неполезны для вас либо сказываются какие-либо психологические факторы.
Постройте график ваших тренировок. Записывайте названия упражнений, которые вы выполняете, и указывайте, сколько времени у вас занимает то или иное упражнение.
Записывайте все вопросы, заметки, дилеммы, которые возникают у вас в ходе выполнения упражнений.
Не забывайте начинать тренировку с разминки. Расслабьтесь, успокойте дыхание, сосредоточьтесь. Начинайте с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Если какое-либо упражнение оказалось слишком трудным и вы чувствуете, что насилуете свой мозг, оставьте его и сделайте что-то другое. Вернитесь к нему позднее.
По мере совершенствования навыков выбирайте более сложные задачи.
Придумывайте собственные упражнения, которые станут проверкой степени вашей тренированности. Используйте простые упражнения как подкидную доску для того, чтобы взлететь к более высоким и воодушевляющим видам умственной деятельности.
И помните, что основное назначение гимнастики ума заключается в том, чтобы исследовать свой разум, чтобы спокойно размышлять. Не нужно скользить по поверхности. Докапывайтесь до самых глубин ваших мыслей. Проникайте в дальние уголки мозга, которые, возможно, покрыты толстым слоем пыльных рутинных мыслей.
Кроме благородного искусства делать дело, стоит освоить благородное искусство
оставлять дела несделанными. Мудрость жизни состоит в устранении
несущественного.
Лин Ютан, китайский мистик
Первая неделя
Первый день
Большая прогулка.
Двухминутная концентрация внимания.
Второй день
Большая прогулка.
Двухминутная концентрация внимания.


Третий день
Большая прогулка.
Двухминутная концентрация внимания.
Четвертый день
Магический массаж.
Двухминутная концентрация с вариациями.
Пятый день
Магический массаж.
Упражнения с числами.
Шестой день
Магический массаж.
Упражнения с числами.
Седьмой день
“Захватчики” внимания.
Упражнения со стихами.
Вторая неделя
Первый день
“Захватчики” внимания.
Упражнения с буквами.
Второй день
Мысленные манипуляции.
Упражнения с буквами.
Третий день
Мысленные манипуляции.
Упражнения с буквами.
Четвертый день
Упражнения на воображение.
Упражнения со словами.
Пятый день
Упражнения на воображение.
Упражнения со стихами.

Шестой день
Упражнения на воображение.
Упражнения с числами.
Седьмой день
Большая прогулка.
Двухминутная концентрация внимания.
А куда пойдем теперь?
Если вы возьмете любую работу, любое искусство, любую отрасль знания, любое
умение и продвинете их так далеко вперед, как только возможно, - так далеко вперед,
как они еще никогда не бывали, до самой границы границ неизведанного, то вы
заставите
их
перейти
в
царство
магии
и
волшебства.
Том Роббинс, писатель
Сознание человека - замечательная вещь. Его нельзя потрогать. Его нельзя понюхать. На него нельзя указать. Оно всегда с нами. Оно создает наш мир, строит нашу жизнь.
Обретение силы ума вовсе не означает, что вы будете способны за час освоить дифференциальное исчисление или что вы никогда больше не впадете в плохое настроение. Из этого не следует, что вы никогда не совершите ошибок или всегда будете давать правильные ответы.
Это значит, что вы будете способны думать именно в том направлении, которое вам необходимо. Это даст умение выбирать направление хода ваших мыслей.
Куда приведет вас тренировка ума? На этот вопрос только вы и можете ответить.
Вы можете исследовать мир логического мышления. Вы можете бродить среди воздушных потоков творческого воображения. Вы можете погрузиться в мир чисел. Вы можете исследовать мир вероятностей или практических задач.
В конце концов вы поймете, что разница между формальными задачами для ума и повседневной жизнью очень мала. Ваш разум будет самостоятельно откликаться на те задачи, которые вы ставите перед собой. Вы будете продолжать учебу, будете наблюдать и размышлять. Вы будете поддерживать свой разум в форме за счет постоянной активной деятельности.
Полезные советы
Гимнастика ума стимулирует ваш ум, ваши мышцы мышления, освежает ваш дух.
В спортзале жизни дайте всем своим мышцам возможность делать то, для чего они предназначены - двигаться.
СОВЕТ
1.
Несите ответственность за состояние своего ума. В конце концов, если вы сами не позаботитесь о своем интеллекте, то кто это за вас сделает?


СОВЕТ 2.
Побуждайте себя думать активно, а не просто держать мысли в голове. Решите, о чем вам нужно подумать, - и вперед.
СОВЕТ
3.
Регулярно упражняйте свой мозг. Чем больше вы упражняетесь, тем легче это дается.
Чем легче это дается, тем больше это вам нравится. Чем больше это вам нравится, тем лучше вы себя чувствуете. Возьмите за правило задавать работу мышцам своего ума.
Не просто думайте об этом. Действуйте.
И снова Зал интеллектуальных тренажеров Мака
Недостаточно
иметь
хороший
ум.
Главное
-
правильно
его
использовать.
Рене Декарт, математик и философ
Возвращение Тома
После шести недель упражнений Том снова посетил Мака. Мак оглядел Тома и сказал:
- Ты выглядишь намного лучше. Я вижу, что кое-где ты сбросил со своего ума лишний вес, а кое-где поднакачал мускулы. Как ты себя чувствуешь?
Том отрапортовал:
- Мое внимание стало более ясным. Мои мысли стали острее. Мой ум стал сильнее. Я чувствую себя прекрасно.
- Потрясающе. Так что же я еще могу для тебя сделать?
- Я не хочу потерять привычку к упражнениям. Я знаю, как просто снова попасть в наезженную колею и перестать делать то, что полезно для меня. Сейчас-то я чувствую себя прекрасно, но мне известно, что в дальней дороге мой интерес может несколько притупиться, и тогда я снова вернусь к своим старым умственным привычкам. Что можно сделать, чтобы поддерживать себя на уровне? Какую использовать мотивацию?
Мак прошел в свой офис, открыл шкаф и вытащил большую черную книгу.
Передавая ее, он сказал:
- Это тебе. Я держал эту книгу у себя, пока ты еще не был готов. Для того чтобы привычка к упражнениям сохранялась, полезно ввести занятие, которое можно повторять ежедневно и которое будет побуждать тебя концентрироваться на своих мыслях - например, вести дневник.
- А что в нем писать?
- Дневник можно вести двумя способами. Во- первых, можно формально записывать все те упражнения, которые ты выполняешь в своем воображаемом спортивном зале. Ты можешь
записывать все процедуры, все упражнения, которые проделывал, правила, которые соблюдал при этом, и те мысленные образы, которые видел. Дневник будет постоянно напоминать тебе, что для сохранения хорошей интеллектуальной формы необходимо регулярно упражняться. Со временем ты сможешь определить, какие именно упражнения оказались для тебя самыми полезными.
Другой способ вести дневник - то, что я называю “фристайл”. Каждый вечер, в течение нескольких минут, ты записываешь все, о чем хочешь подумать. Можно записать, как прошел день. Можно набросать заметки о той идее, которая тебя посетила. Можно написать трактат о своих дальних планах. Можно попробовать определить, какие же решения тебе предстоит принять. Или подумать о более глубинных аспектах жизни. А можно просто повалять дурака. Фристайл дает тебе возможность решить, о чем необходимо подумать. После нескольких недель ведения дневника привычка начинает приобретать определенные формы. Ты наращиваешь темп, твой природный интеллект может самовыражаться каждый день. Дневник является символом того времени, которое ты посвящаешь умственным упражнениям.
Если когда-нибудь ты почувствуешь себя интеллектуально скованным, погруженным в умственную летаргию или пораженным мозговой слабостью, открой дневник упражнений и почитай его. Найдя перлы мыслей, погребенные среди страниц, ты почувствуешь себя значительно лучше.
Гимнастика ума может быть средством, которое поможет тебе усовершенствовать навыки, необходимые для успешной деятельности в жизни. Упражнения подобны подкидной доске, которая поможет тебе взлететь на более высокий уровень. Но упражнения могут стать и самоцелью. При правильном исполнении движения ума становятся искусством, чудом красоты. Если ты начнешь мыслить подобным образом, то мышление превратится в эстетическое наслаждение.
Том улыбнулся и поблагодарил Мака за дневник. Спускаясь вниз по лестнице, он чувствовал приятное возбуждение от осознания перспективы, открывающейся перед ним. Он пролистал чистые страницы дневника и представил себе, как со временем он заполнит их мыслями и озарениями. Том понял, что теперь у него появилось средство сохранить свои мысли ясными. И это средство было таким же простым, как и большая часть хороших вещей в жизни.
Том начал осознавать, что может самостоятельно выбирать направление своих мыслей. От этого у него появилось небывалое ощущение свободы, как будто в его разуме раскрылось просторное окно. Он чувствовал, что постепенно освобождается от старых привычек, которые тормозили подвижность ума.
Выйдя на улицу, Том вдруг с удивлением открыл, что в некотором смысле весь мир является тем же спортивным залом для умственных тренировок. Глядя на лица людей, трещины в бетоне, слушая звуки, размышляя о том, куда ему пойти гулять, Том понял, что в мире есть бесчисленное множество вещей, о которых стоит подумать и которые интересно оценить.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18